Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста (эмоционального)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:09, контрольная работа

Описание работы

Родной язык играет огромную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: познавательные психические процессы и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Содержание

1. Теоретические основы взаимосвязи речевого развития и эмоций в дошкольном возрасте 3
2. Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста 9
3. Выявление представлений старших дошкольников об эмоциональных состояниях 16
4. Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

формирование словаря.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

       В процессе занятий дети выполняли упражнения на развитие словаря  (подбор синонимов,  антонимов,  сравнений), составляли рассказы на заданную тему и по репродукции картин. Особое внимание уделялось чтению и обсуждению художественной литературы.

       На занятиях детям предлагались  упражнения, направленные на распознание  эмоциональных состояний, выраженных в мимике, пантомимических движениях с помощью пиктограмм, схематично изображающих эмоциональные состояния – радость, злость, удивление, страх, грусть, отвращение, стыд и т.д. На других занятиях детям предлагалось различить другие эмоциональные состояния, назвать их, изобразить на своем лице, например, дети открывали рот и кричали «боюсь», широко открывали глаза. Здесь мы напоминали выражение «глаза от страха велики» и предлагали детям сказать об этом по другому и т.д.

        Индивидуально детям предлагались незаконченные пиктограммы (в них требовалось дорисовать эмоциональное состояние), разрезанные на две части пиктограммы (необходимо было собрать их). Детям также предлагались условные фигурки, изображающие различные позы, соответствующие какому-либо эмоциональному состоянию. В упражнениях на дорисовывание фигур дети спонтанно использовали цвет. Например, для передачи состояния радости чаще использовался желтый цвет, удивления – зеленый, красный, грусти – синий, злости – черный, коричневый.

        На втором этапе детям предлагались задания на соотнесение цвета,  

     музыки со словесным языком эмоций. Например, детям читалась сказка  

    «Царевна - лягушка» и предлагалось нарисовать по выбору главных

    героев, используя только один наиболее подходящий цвет. Перед

     началом занятия проводилась беседа. Дети должны были объяснить,

     почему они выбрали тот или иной цвет для передачи эмоционального

     состояния героев сказки, например, «Кощей злой, коварный, у него

     черное сердце» и т.д.

      Основной задачей этого этапа обучения было формирование представлений о существовании понятий, обозначающих эмоции, с помощью наглядных средств. Дети учились понимать, что каждое эмоциональное состояние имеет свое название, а также признаки, качества, свойства и силу проявления.

       Важной  задачей  второго этапа   было  развитие  способности ребенка передавать  содержание  своего  эмоционального  состояния  с  помощью  слова.  Для  этого  на  занятии  использовались  упражнения  и  речевые    ситуации,  способствовавшие   ознакомлению  с   семантическими   отношениями   контраста   (антонимии)   и  сходства   (синонимии).

       Мы знакомили детей не только  с типами смысловых отношений  (контраста, сходства), но и учили  использовать в своей речи слова близкие или противоположные по смыслу; обращались к личному опыту ре6бенка с целью активизации эмоциональной лексики путем использования их в речевых ситуациях, подводя детей к осознанию слов, обозначающих эмоции.

       В конце обучения был проведен контрольный этап экспериментальной деятельности, выявляющий понимание детьми слов, обозначающих эмоции. Дальнейшее обследование было направленно на выявление уровня речевого развития детей, особенности понимания значения слов, разных частей речи, обозначающих эмоциональные состояния и умение их сравнивать.

       Таким образом, в результате  обучения дети легко определяли  значение слов, отражающих эмоциональные  состояния (радость, грусть, страх), поэтому мы предлагали слова, вызывающие затруднения на констатирующем этапе эксперимента (горе, стеснительность, отвращение, презрение, удивление). Почти все дети давали точные объяснения предлагаемым словам, проявив умение обобщать и выделять существенные признаки эмоциональных явлений. Ответы детей стали более распространенными, они могли назвать не только признак, но и описать эмоциональное состояние, проявляя понимание не только своих, но и чужих переживаний.

       Дети экспериментальной группы (ЭГ) легко и семантически точно  обозначали эмоциональные состояния  и быстро находили нужные лексические средства. В ЭГ не было зафиксировано неадекватных ответов, четко прослеживался целенаправленный поиск слова, точно отражающего то или иное эмоциональное состояние, большинство детей овладело способами «проникновения» в семантические  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  литературы 

  1. Анохин  П. К. Эмоции // Большая медицинская  энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т.35. с.339-357.
  2. Береснева Н. И., Дубровская Л. А., Овчинникова И. Г. Ассоциации детей  от шести до десяти лет (ассоциативное значение слова в онтогенезе). Пермь: изд-во Перм. универ., 1995. с.255.
  3. Выготский Л. С. Педология подростка // Полн. СОБР. Соч. в 6т. Т.4. М.: Педагогика, 1982. с.6-242.
  4. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52-59.
  5. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2т. М., Пе6дагогика, 1986. с.356.
  6. Изард К. Эмоции человека. М., Изд-во Моск.унив., 1980. с.440.
  7. Кузьмищева М. А. Особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о ряде эмоциональных модальностей // Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты. М., 1998. с. 25-27.
  8. Кошелева А. Д. Взаимодействие «взрослый-ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе / Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Пермь: Изд-во пермского государственного университета, 1993. с.205.
  9. Леонтьев А. Н. Речь // Психология /Под ред. Н. Корнилова, А.А. Смирнова, Б. М. Теплова. М., 1978. с.262-288.
  10. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной, М., Педагогика, 1985. с. 207.
  11. Платонов К. К. и др. Эмоции, чувства и воля как форма отражения действительности // Материалы 111 Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. М.: 1978. Т.1. с.341-342.
  12. Смага А. А. Особенности понимания смысловой стороны слова детьми 5 года жизни. Диссертация канд. пед. наук. М.: 1992. с.165.
  13. Стрелкова Л. П. Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй. Обучение эмоциональной культуре дошкольников и младших школьников. М.: Интерпракс. 1995. с.240.
  14. Струнина Е. М. , Ушакова О. С. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников. /\ Развитие речи и речевого общения дошкольников. Сб. науч. Трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. М. : Изд-во РАН, 1995.с. 152.   (5-26)
  15. Ушакова О.С., Струнина Е. Н. Развитие речи и речевого общения. // Диагностика речевого развития дошкольников. Науч. метод. пособие. / Под ред. О. С. Ушаковой. М.: Изд-во РАО, 1997. с136 (5-20).
  16. Щетинина А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека. // Вопросы психологии, 1984, № 3. с.60-66.
  17. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. Краткий очерк. М.: Изд-во Аккад. пед. наук РСФСР, 1958. с. 116.
  18. Эмоциональное развитие дошкольника. // Пособие для воспитателей детского сада. / Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. с.176.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 удивление  – это хорошо, кто меня пугает, удивится, хорошее настроение, радостный, веселый;

грусть  – плачет, огорчение, злой, я хочу видеть, а потом не хочу, горе у  человека, грустит, с друзьями играю, страшный;

страх – боюсь, огорчение, убежать, мне  страшно, и я забираюсь под  одеяло, приведение, гроза, ночь, злой, стесняться, лохматый;

стеснительный – улыбается, я стесняюсь, боящий человек, смешно, в гости.  

Оценка  результатов:

3 балла  – хороший уровень – дети  вычленяют ассоциации по контрасту  (радость – нерадостный, невеселый), по сходству (синонимами): радость – веселый, добро, смех, ситуационные реакции отражали индивидуальный опыт ребенка. Дети подбирают слова близкие по смыслу.

2 балла  – средний уровень - дети вычленяют ассоциации по контрасту (радость – нерадостный, невеселый), по сходству (синонимами): радость – веселый, добро, смех при незначительной помощи взрослого, ситуационные реакции отражали индивидуальный опыт ребенка. Дети подбирают слова близкие по смыслу, после объяснения взрослого.

1 балл  – низкий уровень- дети затрудняются в  ассоциации по контрасту (радость – нерадостный, невеселый), по сходству (синонимами): радость – веселый, добро, смех даже при помощи взрослого,  ситуационные реакции не отражали индивидуальный опыт ребенка. Дети затрудняются в подборе слов близких по смыслу даже при помощи взрослого. 

Критерии  оценок:

12 - 9 баллов – хороший уровень - ребенок умеет вычленять ассоциации по контрасту, умеет подбирать близкие слова по смыслу, умеет подбирать синонимы к словам; по первому заданию (УРР) ребенок выполнил задание без ошибок, умеет правильно образовывать слова, передавать интонационное содержание.

8 - 6 баллов – средний уровень – ребенок затрудняется в  вычленении ассоциаций по контрасту, умеет подбирать близкие слова по смыслу, умеет подбирать синонимы к словам при помощи взрослого;  по первому заданию (УРР) ребенок выполнил задание допустя 1-2 ошибки, затрудняется правильно образовывать слова, передавать интонационное содержание.

5 баллов  и ниже – низкий уровень  - ребенок  не умеет вычленять ассоциации по контрасту, не умеет подбирать близкие слова по смыслу, не умеет подбирать синонимы к словам; по первому заданию (УРР) ребенок выполнил задание при помощи взрослого, не умеет правильно образовывать слова, передавать интонационное содержание.

   Таким образом, выполнение заданий детьми выявило ориентацию ребенка на смысл слов, отражающие эмоциональное состояния, и стремление выразить эмоциональные переживания через действия в ситуации, их оценку и характеристики. Следует отметить, что семантическая структура слов, обозначающих отрицательные эмоциональные состояния, имеет тенденцию к объяснению через слово «страх». Известно, что в старшем дошкольном возрасте заканчивается основной процесс развития (становления) речи – формирование лексической, семантической, фонематической сторон речи. Однако понятия, обозначающие эмоции, находятся в стадии развития. Слова еще обладают ситуативной соотнесенностью: они не отражают точно выделенных отличий, но вместе с тем уже содержат в себе обобщение. Таким образом, понимание ребенком содержательной стороны слов, обозначающих эмоции, характеризуется еще не сложившейся лексико-семантической структурой слова. От первоначального выделения общих признаков (хороший-плохой) ребенок подходит к добавлению новых, более специфических семантических признаков. С другой стороны, развитие значений идет от конкретного к абстрактному (от описания конкретных ситуаций к обобщению действительности).

  

                                              Таблица № 1. 

 
     имя
 
   возраст
           задания Критерии  оценок Уровни  развития
1 2 3
Маша  П. 6,1 лет 2 2 1 5 Низкий
Петя  Ч. 6,2 лет 2 1 2 5 Низкий
Леня  Б. 5,10 лет 2 1 1 4 Низкий
Наташа  Ю. 5,11 лет 2 1 1 4 Низкий
Эдик  Е. 6,3 лет 2 1 2 5 Низкий
Рома  Ф. 6,2 лет 4 1 1 6 Средний
Женя  Ч. 6,0 лет 2 1 1 4 Низкий
Катя  Ж. 6,1 лет 2 1 1 4 Низкий
Настя Ц. 6,0 лет 2 1 1 4 Низкий
Оля У. 6,2 лет 3 1 2 6 Средний
Дима  П. 6,0 лет 4 1 1 6 Средний
Даша  Т. 6,4 лет 4 2 2 8 Средний
Тимофей В. 6,2 лет 4 1 1 6 Средний
Тимур Р. 6,0 лет 4 1 1 6 Средний
Леня  С. 6,1 лет 4 1 1 6 Средний
Света К. 6,3 лет 4 2 1 7 Средний
Костя Г. 6,2 лет 2 1 1 4 Низкий
Гена  Д. 6,4 лет 2 2 2 6 Средний
Таня  Л. 6,3 лет 2 1 2 5 Низкий
Люда  О. 6,0 лет 2 1 1 4 Низкий

  
 

     

3. Выявление представлений старших дошкольников об эмоциональных состояниях. 

   Одним из направлений исследования  было выявление в словарном  запасе дошкольников слов, служащих  для обозначения эмоций.

   Освоение значения слова в  процессе овладения понятием  предполагает умение сравнивать  и находить различия, выделять существенные признаки и на их основе осуществлять видовые обобщения. Прежде всего, интересовало, способен ли дошкольник различать объекты окружающей действительности (эмоциональные явления) и смысловую сторону слова.

   Существуют разнообразные классификации эмоций и эмоциональных состояний (Б. И. Додонов, Я. Рейковский, К. Изард, И. А. Васильев и др). За основу мы взяли классификацию К. Изарда. В ней представлено 10 фундаментальных эмоций, каждая из которых представляет собой комплексный феномен, содержащий компоненты: субъективное переживание, внешняя экспрессия. Исходя из этого мы понимаем под эмоциональным представлением комплекс знаний об эмоциогенной ситуации (само событие; причина, вызывающая эмоцию; отношение к эмоции; намерение осуществить те или иные действия).

   Констатирующий эксперимент проводился  на базе МДОУ «Детский сад  № 104». В эксперименте участвовало  20 человек детей. Сначала выявлялся  уровень речевого развития (УРР), затем – предлагались задания, выявляющие особенности понимания слов, обозначающие эмоции (ОЗ), проводился ассоциативный эксперимент (АЭ). Данные приведены в таблице № 1.

        
 
 
 

1 серия заданий.

  Тест на развитие  речи  (по Парамоновой  Л. Г., и Головневой  Н. Я.):

а) попросить ребенка назвать предметы, относящиеся к различным смысловым группам:

- Каких ты знаешь животных (домашних и диких)?

- Каких  ты знаешь птиц, рыб, насекомых?

- Какие  ты знаешь деревья, цветы?

- Какие  ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?

- Какую  ты знаешь мебель? Какую ты  знаешь посуду?

- Какую  ты знаешь одежду, обувь?

Информация о работе Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста (эмоционального)