Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:09, контрольная работа
Родной язык играет огромную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: познавательные психические процессы и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
1. Теоретические основы взаимосвязи речевого развития и эмоций в дошкольном возрасте 3
2. Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста 9
3. Выявление представлений старших дошкольников об эмоциональных состояниях 16
4. Заключение
Список литературы
Приложение
В процессе занятий дети выполняли упражнения на развитие словаря (подбор синонимов, антонимов, сравнений), составляли рассказы на заданную тему и по репродукции картин. Особое внимание уделялось чтению и обсуждению художественной литературы.
На занятиях детям
Индивидуально детям предлагались незаконченные пиктограммы (в них требовалось дорисовать эмоциональное состояние), разрезанные на две части пиктограммы (необходимо было собрать их). Детям также предлагались условные фигурки, изображающие различные позы, соответствующие какому-либо эмоциональному состоянию. В упражнениях на дорисовывание фигур дети спонтанно использовали цвет. Например, для передачи состояния радости чаще использовался желтый цвет, удивления – зеленый, красный, грусти – синий, злости – черный, коричневый.
На втором этапе детям предлагались задания на соотнесение цвета,
музыки со словесным языком эмоций. Например, детям читалась сказка
«Царевна - лягушка» и предлагалось нарисовать по выбору главных
героев, используя только один наиболее подходящий цвет. Перед
началом занятия проводилась беседа. Дети должны были объяснить,
почему они выбрали тот или иной цвет для передачи эмоционального
состояния героев сказки, например, «Кощей злой, коварный, у него
черное сердце» и т.д.
Основной задачей этого этапа обучения было формирование представлений о существовании понятий, обозначающих эмоции, с помощью наглядных средств. Дети учились понимать, что каждое эмоциональное состояние имеет свое название, а также признаки, качества, свойства и силу проявления.
Важной задачей второго этапа было развитие способности ребенка передавать содержание своего эмоционального состояния с помощью слова. Для этого на занятии использовались упражнения и речевые ситуации, способствовавшие ознакомлению с семантическими отношениями контраста (антонимии) и сходства (синонимии).
Мы знакомили детей не только с типами смысловых отношений (контраста, сходства), но и учили использовать в своей речи слова близкие или противоположные по смыслу; обращались к личному опыту ре6бенка с целью активизации эмоциональной лексики путем использования их в речевых ситуациях, подводя детей к осознанию слов, обозначающих эмоции.
В конце обучения был проведен контрольный этап экспериментальной деятельности, выявляющий понимание детьми слов, обозначающих эмоции. Дальнейшее обследование было направленно на выявление уровня речевого развития детей, особенности понимания значения слов, разных частей речи, обозначающих эмоциональные состояния и умение их сравнивать.
Таким образом, в результате
обучения дети легко
Дети экспериментальной группы (ЭГ)
легко и семантически точно
обозначали эмоциональные
Список
литературы
удивление – это хорошо, кто меня пугает, удивится, хорошее настроение, радостный, веселый;
грусть – плачет, огорчение, злой, я хочу видеть, а потом не хочу, горе у человека, грустит, с друзьями играю, страшный;
страх – боюсь, огорчение, убежать, мне страшно, и я забираюсь под одеяло, приведение, гроза, ночь, злой, стесняться, лохматый;
стеснительный
– улыбается, я стесняюсь, боящий
человек, смешно, в гости.
Оценка результатов:
3 балла
– хороший уровень – дети
вычленяют ассоциации по
2 балла – средний уровень - дети вычленяют ассоциации по контрасту (радость – нерадостный, невеселый), по сходству (синонимами): радость – веселый, добро, смех при незначительной помощи взрослого, ситуационные реакции отражали индивидуальный опыт ребенка. Дети подбирают слова близкие по смыслу, после объяснения взрослого.
1 балл
– низкий уровень- дети затрудняются
в ассоциации по контрасту (радость
– нерадостный, невеселый), по сходству
(синонимами): радость – веселый, добро,
смех даже при помощи взрослого, ситуационные
реакции не отражали индивидуальный опыт
ребенка. Дети затрудняются в подборе
слов близких по смыслу даже при помощи
взрослого.
Критерии оценок:
12 - 9 баллов – хороший уровень - ребенок умеет вычленять ассоциации по контрасту, умеет подбирать близкие слова по смыслу, умеет подбирать синонимы к словам; по первому заданию (УРР) ребенок выполнил задание без ошибок, умеет правильно образовывать слова, передавать интонационное содержание.
8 - 6 баллов – средний уровень – ребенок затрудняется в вычленении ассоциаций по контрасту, умеет подбирать близкие слова по смыслу, умеет подбирать синонимы к словам при помощи взрослого; по первому заданию (УРР) ребенок выполнил задание допустя 1-2 ошибки, затрудняется правильно образовывать слова, передавать интонационное содержание.
5 баллов и ниже – низкий уровень - ребенок не умеет вычленять ассоциации по контрасту, не умеет подбирать близкие слова по смыслу, не умеет подбирать синонимы к словам; по первому заданию (УРР) ребенок выполнил задание при помощи взрослого, не умеет правильно образовывать слова, передавать интонационное содержание.
Таким образом, выполнение заданий детьми выявило ориентацию ребенка на смысл слов, отражающие эмоциональное состояния, и стремление выразить эмоциональные переживания через действия в ситуации, их оценку и характеристики. Следует отметить, что семантическая структура слов, обозначающих отрицательные эмоциональные состояния, имеет тенденцию к объяснению через слово «страх». Известно, что в старшем дошкольном возрасте заканчивается основной процесс развития (становления) речи – формирование лексической, семантической, фонематической сторон речи. Однако понятия, обозначающие эмоции, находятся в стадии развития. Слова еще обладают ситуативной соотнесенностью: они не отражают точно выделенных отличий, но вместе с тем уже содержат в себе обобщение. Таким образом, понимание ребенком содержательной стороны слов, обозначающих эмоции, характеризуется еще не сложившейся лексико-семантической структурой слова. От первоначального выделения общих признаков (хороший-плохой) ребенок подходит к добавлению новых, более специфических семантических признаков. С другой стороны, развитие значений идет от конкретного к абстрактному (от описания конкретных ситуаций к обобщению действительности).
имя |
возраст |
задания | Критерии оценок | Уровни развития | ||
1 | 2 | 3 | ||||
Маша П. | 6,1 лет | 2 | 2 | 1 | 5 | Низкий |
Петя Ч. | 6,2 лет | 2 | 1 | 2 | 5 | Низкий |
Леня Б. | 5,10 лет | 2 | 1 | 1 | 4 | Низкий |
Наташа Ю. | 5,11 лет | 2 | 1 | 1 | 4 | Низкий |
Эдик Е. | 6,3 лет | 2 | 1 | 2 | 5 | Низкий |
Рома Ф. | 6,2 лет | 4 | 1 | 1 | 6 | Средний |
Женя Ч. | 6,0 лет | 2 | 1 | 1 | 4 | Низкий |
Катя Ж. | 6,1 лет | 2 | 1 | 1 | 4 | Низкий |
Настя Ц. | 6,0 лет | 2 | 1 | 1 | 4 | Низкий |
Оля У. | 6,2 лет | 3 | 1 | 2 | 6 | Средний |
Дима П. | 6,0 лет | 4 | 1 | 1 | 6 | Средний |
Даша Т. | 6,4 лет | 4 | 2 | 2 | 8 | Средний |
Тимофей В. | 6,2 лет | 4 | 1 | 1 | 6 | Средний |
Тимур Р. | 6,0 лет | 4 | 1 | 1 | 6 | Средний |
Леня С. | 6,1 лет | 4 | 1 | 1 | 6 | Средний |
Света К. | 6,3 лет | 4 | 2 | 1 | 7 | Средний |
Костя Г. | 6,2 лет | 2 | 1 | 1 | 4 | Низкий |
Гена Д. | 6,4 лет | 2 | 2 | 2 | 6 | Средний |
Таня Л. | 6,3 лет | 2 | 1 | 2 | 5 | Низкий |
Люда О. | 6,0 лет | 2 | 1 | 1 | 4 | Низкий |
3.
Выявление представлений
старших дошкольников
об эмоциональных состояниях.
Одним из направлений
Освоение значения слова в
процессе овладения понятием
предполагает умение
Существуют разнообразные
Констатирующий эксперимент
1 серия заданий.
Тест на развитие речи (по Парамоновой Л. Г., и Головневой Н. Я.):
а) попросить ребенка назвать предметы, относящиеся к различным смысловым группам:
- Каких ты знаешь животных (домашних и диких)?
- Каких ты знаешь птиц, рыб, насекомых?
- Какие ты знаешь деревья, цветы?
- Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?
- Какую ты знаешь мебель? Какую ты знаешь посуду?
- Какую ты знаешь одежду, обувь?
Информация о работе Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста (эмоционального)