Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:09, контрольная работа
Родной язык играет огромную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: познавательные психические процессы и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
1. Теоретические основы взаимосвязи речевого развития и эмоций в дошкольном возрасте 3
2. Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста 9
3. Выявление представлений старших дошкольников об эмоциональных состояниях 16
4. Заключение
Список литературы
Приложение
Развитие речи и речевого
Одним из условий развития
языка эмоций является игра. Л.
С. Выготский характеризует
сознавая при этом аффект изображаемого персонажа. (8)
Сопереживание, сочувствие
Усвоение языка эмоций, способность
ребенка к пониманию своих
чувств и чувств другого
Стрелкова отмечает, что при сопереживании ребенок откликается не только на то, что было в его прошлом опыте, но и на то, что может быть в будущем. (13)
В. А. Петровский, рассматривая
проблему эмоциональных
время, состоит из простейших элементов языка эмоций. В работах, посвященных развитию эмпатии, рассматривается этот процесс как приобщение к нравственным, общечеловеческим идеалам.
Таким образом, мы видим, что
предпосылки успешного
М. И. Лисина выявила
По мнению исследователей, ребенок в возрасте 24 месяцев может различать и сообщать о боли, голоде, усталости, ощущению жары, холода, сонливости у себя и других. Бурный рост способности понимать и употреблять в общении слова, обозначающие эмоции и говорить о них, но и обсуждать эмоции других, говорить о прошлых и будущих своих эмоциональных переживаниях.
В возрасте от 4 до 7 лет у детей
совершенствуются механизмы
Речевое общение ребенка с
взрослым является важным
чаще употребляются в речи взрослых. Качественный рост словаря эмоций у ребенка должен привести его к качественному росту, то есть осознанию.
Одной из основ взаимопонимания является выразительные движения (мимика, пантомимика). В психологической науке выразительное поведение человека изучено достаточно разносторонне: исследована природа выразительных движений, их особенности и функции, определена возможность адекватного опознания состояний человека по его выразительному поведению, выявлены механизмы, способы и условия восприятия и опознания выражений различных эмоциональных состояний, как взрослыми, так и детьми. А. М. Щетинина отмечает возрастные различия понимания эмоциональных состояний дошкольников: к старшему дошкольному возрасту уровень понимания эмоциональных состояний повышается, повышается и точность оценки переживания человека, увеличивается активный и пассивный словарь обозначений эмоциональных состояний. (3)
Таким образом, уровень
2.2.
Проблема осознания
значения слова дошкольниками.
Сознание есть одновременно и отражение мира и отношение к нему. Оно всегда в той или иной мере включает единство двух противоположных компонентов – знания и отношения, интеллектуального и аффективного (С. Л. Рубинштейн). «Значение» и «личностный смысл», «чувственная ткань» являются образующими сознаниями (А, Н, Леонтьев): в значении отражается и кристаллизируется общественный опыт, отраженный человечеством; смысл несет в себе личностное, пристрастное отношение к миру; чувственная данность мира существует в форме представлений, наглядных образов, впечатлений. (9)
В дошкольном детстве
А. Н. Гвоздев, рассматривая вопросы изучения речи, отмечает, что в дошкольном возрасте ребенок объективирует в слове действие, связанное с предметом, который обозначен этим словом. Слово для него – обозначает и заменяет субъективное впечатления, полученные в результате оперирования с предметами. Доступность осознания им предметом некоторые исследователи относят к старшему дошкольному возрасту.
Особенности развития значения
слов в индивидуальном
Л. С. Выготский выделяет в значении слов, предметную соотнесенность, которая развивается от субъективных представлений о предмете к его обобщенному образу, и собственно значение слова, понимаемое как определенное место слова в симантической системе.
Рассматривая три основные
На второй стадии («мышление в комплексах) ребенок обобщает предметы на основе конкретных, наглядно-образных связей, которые, прежде всего, открываются ему в практической деятельности, образуя при этом псевдопонятия. Используя слово, ребенок опирается на уже устойчивое его значение. Однако он еще не способен выделять отдельные и общие признаки понятия, дать ему определение.
На третьей стадии («мышление
в понятиях») – в этой
Многие исследователи,
Исследования содержания семантических
пространств у детей дошкольного возраста
были выполнены в лаборатории развития
речи и речевого общения Института дошкольного
образования и семейного воспитания Рао
в русле формирования сознательного отношения
ребенка к содержательной стороне лексических
единиц и умения оперировать их симантикой
в речевой деятельности, то есть умение
адекватно отбирать точные и выразительные
средства для речевого высказывания. Было
доказано, что стержнем формирования языковой
способности является симантический компонент.
Работа над симантикой слова – формирование
понимания синомических, антомических
и полисемических отношений, использование
ассоциативного принципа усвоения лексики,
а так же работа над расширением семантического
поля – повышает произвольность и осознанность
высказывания, играет важную роль в ориентировке
ребенка на смысл высказывания в целом
(Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина,
А. А. Смага, Е. В. Савушкина и др.).
(12)
3. Формирование эмоциональных представлений у старших дошкольников.
3.1. Организация фронтального
Свою экспериментальную
Данная исследовательская
Широкая констатация,
Были поставлены следующие
Экспериментальное обучение проводилось с 10 детьми шести лет, в контрольной группе было 10 человек.
В основе наших занятий лежала методика, разработанная в лаборатории развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания, под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, а также использовались упражнения, разработанные Л. П. Стрелковой, В. А. Петровским, М. И. Чистяковой.
Развитие представлений об эмоциональных состояниях осуществлялись как фронтально, так и индивидуально (с одним ребенком или подгруппой детей). Занятия проводились в определенной последовательности.
В формирующем обучении проводились следующие виды занятий и упражнений:
- беседы
о различных эмоциональных
- рисование
под музыку различных
- чтение
художественной литературы, определение
эмоциональных характеристик
- составление рассказов на заданную тему, отражающих эмоциональные переживания ребенка;
- рассматривания
репродукций картин, отражающих
различные эмоциональные
На 1 этапе обучения мы уделяли внимание развитию умений различать различные эмоциональные состояния, выделять в них что-то главное для ребенка. Затем он обучался умению вербально передавать свое и чужое эмоциональное состояние через его называние, понимание, описание.
Информация о работе Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста (эмоционального)