Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:26, курсовая работа
ВЦель исследования: выявление эффективности использования сюжетно – ролевой игры в работе с первоклассниками.
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования.
Выявить воспитательный потенциал сюжетно – ролевых игр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 Психолого – педагогические основы сюжетно – ролевой игры
Игра как педагогическое явление и её роль в формировании личности первоклассника…………………………………………………….. 6
Особенности сюжетно – ролевой игры и её основные структурные элементы……………………………………………………………………….. 11
1.3 Возрастные особенности первоклассников и их учет при организации игр………………………………………………………………………………. 19
ГЛАВА 2 Использование сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе начальной школы (1-й класс)
2.1 Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми в работе с первоклассниками……………………………………………………………. 32
2.2 Методика подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр в работе с первоклассниками…………………………………………………………….. 36
ГЛАВА 3 Практическое использование сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе……………………………………………………. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 53
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 56
– У нас сложилась чрезвычайная ситуация. Всем известно, что наша планета всегда славилась чистейшей водой из прекрасных источников, наши водные курорты испокон века привлекали путешественников своей красотой и чудодейственной целебной силой. НО... (Далее следует сообщение на 3 – 5 мин., излагающий проблему в области загрязнения воды.)
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПЛАНЕТЫ "Царство зверей"
– Мы просим помощи! Люди всей галактики слетались к нам для того, чтобы увидеть величайшее разнообразие растительной и животной жизни на нашей планете. Нигде не было такого разнообразия, как у нас. Мы не хотим утратить это разнообразие и видеть животных и растения только на картинках. (Далее – сообщение, излагающий конкретную проблему.)
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПЛАНЕТЫ "Свободная земля"
– Наша планета всегда поражала всех своей красотой и изобилием: плодородная почва, безбрежные моря и бездонное небо. Но случилось страшное – мы замусорили всю планету: земля, реки и озера. Мы уже забыли, как выглядела наша планета. (Далее – сообщение, излагающий конкретную проблему.)
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПЛАНЕТЫ "Парки мира"
– Вы всегда прилетали к нам, чтобы насладиться красотой природы нашей планеты. Если вы хотите оставить своим детям прекрасное наследие и память – помогите. (Далее – сообщение, излагающий конкретную проблему.)
Завершение игры.
Подведение итогов
Свод морских законов игры
Цели игры: выявление интеллектуальных и физических способностей детей; создание атмосферы взаимовыручки и товарищества; совершенствование навыков коллективной (групповой) игры.
Подготовительная работа.
В игре участвует две команды по 7 человек.
Инициативная группа учащихся готовит
необходимый атрибут для
Каждая команда придумывает оригинальную морскую форму.
Ход игры
Ведущий: Сегодня мы отправляемся путешествовать по морям, по волнам на двух кораблях. Цель нашего путешествия – посмотреть наши родные просторы и определить самое удобное и красивое место для проведения Олимпиады-2014.
Капитаны, ваши команды готовы к странствию? Счастливого плавания и семи футов под килем!
1 конкурс
Мы еще не знаем названия кораблей, и поэтому сейчас каждая команда-экипаж «построит» свой корабль (вырезать из ватмана) и сложит из букв название своего корабля:
Знакомство с членами жюри и условиями игры. Жюри будет оценивать конкурсы не баллами, а милями. Милю обозначим одним флажком. У каждой команды свой цвет флажка. За каждый правильный ответ можно получить одну милю.
Всех отважных, пытливых и зорких
Приглашаем на борт мы сейчас.
Вместо флага весёлая зорька
Пламенеет на мачте у нас.
И ни грозные штормы, ни штили
Не страшат нас, ребята ничуть –
Мы, как песню, корабль сочинили
И на нём отправляемся в путь
2 конкурс. Представление экипажей кораблей
Корабли есть, названия им присвоены. Пора познакомиться с экипажами.
Каждый получит листочки, где написаны должность и имена членов экипажей. Каждый должен представиться, подробнее рассказать о себе.
(1 команда – капитан корабля Морской волк, юнга Папочкин, боцман Трос, врач Пилюлька, матрос Причалка, лоцман Краб, кок Кастрюля.
2 команда – капитан корабля Морской дьявол, юнга Мамочкин, боцман Швабра, врач Градусник, матрос Швабра, лоцман Медуза, кок Поварешка).
3 конкурс. Конкурс матросов.
Чтобы отправиться в плавание, матросы должны поднять якоря. Кто быстрее поднимет якорь, прикрепленный к длинной веревке.
4 конкурс. Конкурс поваров.
Приглашаются повара, так как все на борту проголодались.
1 задание. Имеются трехлитровая банка компота и две пустые банки: одна – литровая. Другая – двухлитровая. Как разлить компот так, чтобы во всех трех банках было по одному литру? (Ответ: способ первый: наполнить литровую банку, вылить ее содержимое в двухлитровую банку, наполнить литровую банку из трехлитровой банки. Способ второй: наполнить двухлитровую банку, наполнить из нее литровую банку).
2 задание. Должны почистить одну картошку. У кого длиннее и тоньше кожура, и чище картошка.
5 конкурс. Конкурс врачей.
Проверим знания судовых врачей в области народной медицины. Каждому врачу даётся по 5 вопросов.
6 конкурс. Конкурс юнга «Как в науках мы сильны!»
Ведущий:
Малолетний морячок
Любит море горячо.
Мечтает паруса поднять
И за штурвалом постоять.
Вы узнали, конечно, это юнга.
Приглашаем их на конкурс «Как в науках мы сильны!»
1. Какие три буквы будут стоять вместо звездочек в следующем ряду: М, А,Р, *. (Ответ: Марс).
2. На продуктовом складе апельсины расфасованы в ящики по 2, 3 и 7 кг. Можно ли отправить со склада 10кг апельсинов, не вскрывая ящики? (Ответ: можно: 1 ящик по17 кг и 1 ящика по 3 кг.)
7 конкурс. Конкурс боцманов.
1 задание. Перемотать клубок ниток, вдеть нитку в иголку и пришить пуговицу.
2 задание. На листочках написать ответы на следующие вопросы. Учитывается и правильное написание слов.
8 конкурс. Конкурс «Морской узел».
Задание. Экипажи получают по веревке. Сколько участников в команде, столько узлов должно быть на веревке. Чья веревка окажется в руке ведущего быстрее, та команда и получит милю.
9 конкурс. Конкурс лоцманов.
На одну линию поставлены 6 чашек. Допустим, что нам надо переправляться через рифы и мели, завязав глаза. Кто быстрее и без ошибок.
10 конкурс. Конкурс капитанов кораблей.
Задание. К нашему борту принесло бутылку, которую нашли юнги. Достаньте из бутылки и узнайте, что находится в ней. Попробуйте прочитать содержание. Каждому капитану дается карточка с алфавитом в произвольном порядке (сами должны догадаться, как её применить). Записка содержит следующую запись: (Зимняя олимпиада две тысячи четырнадцатого года состоится в Сочи)
Игра с болельщиками.
Пока наши капитаны расшифровывают послание, мы проведем с пассажирами кораблей игру на знание моря, морского пространства. Победители в этой игре награждаются ракушками.
Морские загадки для «пассажиров кораблей»
1) Когда с тобою этот друг,
Ты можешь без дорог
Шагать на север и на юг,
На запад и восток. (Компас)
2) Эта птица – рыболов,
В клюве прячет свой улов. (Пеликан)
3) В мрак ночной или туман
Знает точно капитан:
Будет он светить всегда,
Чтоб берег видели суда. (Маяк)
4) Это местности чертеж,
Все, что хочешь, там найдешь:
Горы, страны и города,
Нужна в пути она всегда. (Карта)
5) Она на палубе стоит
И парусами шевелит.
И волна за борт не смоет
Сооружение такое. (Мачта)
6) Не в тарелке на столе,
В море плавает желе. (Медуза)
Штурман: Когда капитаны кораблей зачитают свои расшифрованные записки, в корабле по микрофону штурман объявляет о прибытии в Сочи. По проектору идёт видеопоказ слайдов с видами города Сочи, его природы.
(Звучит новая песня-гимн, посвящённая Олимпиаде).
Подведение итогов игры.
Награждение экипажа-победителя (каждый член экипажа награждается путёвкой на Олимпиаду-2014).
Цель:
Предварительная работа:
Познавательная деятельность:
Ознакомление с художественной литературой:
Подвижные игры с элементами имитации:
Оборудование:
Сопутствующие игры:
Предполагаемые роли:
Обогащение и активизация
Примерный план развития сюжетно–ролевой игры «Зелёный патруль» («Спасатели», «Планета Земля в опасности», «Лес – наше богатство»).
Этапы становления игры | |
1. |
Закрепление знаний о животных, растениях нашей планеты. Накапливание знаний о профессии эколога, спасателя от познавательных занятий, постепенный переход и игровым умениям |
2. |
Организуем совместные с детьми игры – придумывания на известные сюжеты. Воспитываем умения партнёров. |
3. |
Учим изменять замысел в соответствии с предложениями всех участников Формируем игровые действия согласно замыслу. |
4. |
Совместно с детьми комбинируем разнообразные события, стремясь к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. |
5. |
Активизируем воображение, добиваемся самостоятельного развёртывания сюжета. |
6. |
Придумываем реальную историю, а не игру - сказку, вызывающую эмоциональный отклик всех участников игры. Учимся преодолевать препятствия на пути достижения цели игры. |
7. |
Организовываем художественно– |
Информация о работе Формирование сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет(1 класс)