Формирование сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет(1 класс)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

ВЦель исследования: выявление эффективности использования сюжетно – ролевой игры в работе с первоклассниками.
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования.
Выявить воспитательный потенциал сюжетно – ролевых игр.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 Психолого – педагогические основы сюжетно – ролевой игры
Игра как педагогическое явление и её роль в формировании личности первоклассника…………………………………………………….. 6
Особенности сюжетно – ролевой игры и её основные структурные элементы……………………………………………………………………….. 11
1.3 Возрастные особенности первоклассников и их учет при организации игр………………………………………………………………………………. 19
ГЛАВА 2 Использование сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе начальной школы (1-й класс)
2.1 Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми в работе с первоклассниками……………………………………………………………. 32
2.2 Методика подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр в работе с первоклассниками…………………………………………………………….. 36
ГЛАВА 3 Практическое использование сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе……………………………………………………. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 53
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 56

Работа содержит 1 файл

2-ая КУРСОВАЯ РАБОТА сюж-рол игра с первоклассниками.docx

— 119.42 Кб (Скачать)

Очерёдность разыгрывания наиболее привлекательных для детей ролей  – важное условие успеха любой  длительной игры. Именно это условие  является тем дополнительным мотивом, который привлекает младших школьников к ролевой игре, так как даёт проявить возможность проявить через  роль личные качества. Кроме того, перспектива  получения желаемой роли – это  стимул, вызывающий у детей стремление наилучшим образом разыграть  любую роль, в том числе и  «рядовую» [31, с. 57]. 

Чтобы учитель мог тактично, ненавязчиво руководить длительной игрой, ему лучше всего взять  на себя командную роль – директора, командира, начальника и т.д. Это  позволяет очень естественно  и живо реагировать на стиль игровых  отношений, издавать приказы, созывать совещания, объявлять соревнования и смотры, т.е. всячески активизировать ход длительной игры. Командная роль позволяет педагогу создавать в  игре ситуации, ценные в воспитательном отношении, сближает его с детьми, позволяет задавать тон игровых  отношений, который в значительной мере способствует успешному протеканию длительной сюжетно – ролевой  игры.

Начало игры.

Для того чтобы могла развернуться  длительная сюжетно-ролевая игра, связанная  с выполнением повседневными  обязанностями школьников, очень  важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации, о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла игровая ситуация. Для этого можно использовать некоторые методические приёмы, например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового  эпизода.

Другим методическим приёмом  может быть такой: в начале игры главные  роли распределяются между активными  детьми, с хорошо развёрнутым творческим воображением. При этом ребят не готовят специально к разыгрыванию ролей, а предлагают им накануне подумать о том, как они будут разыгрывать  свои роли. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного  ролевого поведения.

Создание игровых органов.

При педагогической разработке плана длительной игры необходимо позаботиться о создании игровых органов, которые  обеспечивали бы успешное выполнение детьми воспитываемых форм поведения. С их помощью более организованно  и эмоционально осуществляется та реальная деятельность (трудовая, учебная), в  которую вводиться игра. Так, при  игре в корабль было несколько  игровых органов, которые должны были способствовать формированию положительного отношения детей к бытовому труду.

Дежурное боцманское отделение  во главе с боцманом было предусмотрено  в педагогической разработке игры специально для того, чтобы боцман (роль которого была сменной) контролировал работу дежурных. В боцманское отделение  входило пять человек – это  были дневальные по палубе, кубрикам, кают – компании.

Боцман утром и вечером  проверял порядок на корабле, ставил оценки в вахтенном  журнале. Никто  из моряков не мог, покинут пост до тех пор, пока боцман не примет работу, - и детям это нравилось.

Сохранение игровой ситуации.

В развёрнутой творческой игре игровой сюжет естественно  и непринужденно развивают сами играющие дети. В длительной игре, организованной педагогам, возможности свободного творчества ограничены рамками тех  повседневных обязанностей, которые  постоянно выполняет школьник: учение, различные виды физического труда, спорт, занятие в кружках. В длительной игре ребёнок, например космонавт, а  в кружке или спортивной секции просто школьник Петя. Закончились занятия  кружков – Петя снова возвращается в игровую ситуацию; но он ведь на какое-то время выходит из этой ситуации! Если ребёнок перестаёт чувствовать  себя в роли, в воображаемой ситуации, он не играет. А педагогу нужно, чтобы  игра на относительно длительный промежуток времени – месяц-полтора –  по-настоящему увлекла детский коллектив. Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса к игре [30; с. 255].

1 Взрослый организатор  игры обязан задавать тон в  общении с играющими детьми, употребляя  условную игровую терминологию (в  военизированных играх – честность  и лаконизм команд, требовать  ответственное: «Есть, товарищ  командир!», рапорт о выполненном  поручении). Если педагог в длительной  игре будет обращаться к детям  обычно, называя их по фамилии,  и видеть в них школьников, а не моряков и космонавтов,  то это обязательно разрушит  воображаемую ситуацию, а с ней  и игру. Подобную особенность  взаимоотношений педагога с играющим  коллективом очень тонко подметил  А.С. Макаренко: «Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив неиграющий не будет настоящим играющим коллективом... Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть, полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег» [23, с. 322].

2 Чтобы сохранить  воображаемую ситуацию и дать  пищу для новых игровых переживаний,  педагог по возможности старается   обыграть любое дело игрового  коллектива. Например, в ходе игры  в корабль возникла необходимость принять участие в общешкольном воскреснике. Классу было поручено убрать обрывки бумаги и мусор около склада макулатуры. Это задание обыграли следующим образом: командир корабля зачитал радиограмму о том, что корабль окружён льдами. Дети сразу поняли, что речь идёт об уборке бумаги около склада макулатуры, они и раньше выполняли эту работу.

3 Все меры  педагогического воздействия на  детей – требования, поощрения,  наказание – педагог осуществлял  в игровом ключе, не нарушая  воображаемой ситуации. Например, отстранение  от полётов при игре в космонавтов  или лётчиков, благодарности командира,  запись о хорошем поступке  в вахтенном журнале – всё  в рамках игры, в игровой ситуации.

4 В ходе длительной  игры целесообразно включать  развёрнутые творческие игры  или игры на местности с  идентичными сюжетами. Это позволяет  внести в длительную игру атмосферу  свободного игрового творчества  и укрепить воображаемую ситуацию  длительной игры.

Так, при длительной игре в корабль была включена развёрнутая  творческая игра на местности в поиск  пропавшего экипажа. Игра заключалась  в следующем:  во время шлюпочных  соревнований начался штурм и  экипаж шлюпки «Чайка» исчез в  неизвестном направлении. На корабле  объявили тревогу, все морские отделения  отправились на поиски пропавших. По направлению ветра, компаса, по сломанным  веслам и  другим приметам ребята успешно  вели поиск.

  1. В процессе длительной сюжетно-ролевой игры может быть организованно коллективное соревнование между малыми группами играющего коллектива. Соревнование выполняет роль не только дополнительного стимула, но во многом способствует более эмоциональному протеканию самой игры. Условия соревнования и формы подведения итогов разрабатываются в игровом ключе, в условиях воображаемой ситуации.

Соблюдение перечисленных  условий  позволит педагогу сохранить  эмоционально привлекательную для  первоклассников игровую ситуацию на продолжительное время.

Завершение игры.

Длительная игра всегда рассчитана на определённый промежуток времени, в  течении которого дети упражняются  в выполнении воспитываемых форм поведения. Если игра проходит интересно, захватывает детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, педагог заранее  намечает предполагаемую концовку. Хорошо, если завершение игры происходит естественно, совпадая с тем событием, которое  было обыграно в игровом сюжете.

Завершение игры можно  приурочить к естественному перерыву повседневного общения с ребятами – к зимним или осенним каникулам. Но во всех случаях необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое  вызывало бы у детей острое эмоциональное  состояние и желание сохранить  в жизни коллектива всё лучшее, что принесла с собой игра.

Таким образом, сюжетно-ролевая  игра имеет строгую методику подготовки и проведения, учет которой повышает эффективность работы с первоклассниками.

Подводя итоги по второй главе, необходимо отметить,  что  мастерство педагога проявляется в  умении обеспечить общение с детьми наиболее подходящим для каждой ситуации игровыми средствами. Прежде чем предлагать детям какое-то  задание или  что-то требовать от них, необходимо подумать, как это обыграть.

Учителю важно правильно  и своевременно определить наличие  трудностей у детей в сфере  отношений к взрослому, к сверстникам, к самому себе и оказывать помощь таким ребятам.

Игра в учебно-воспитательном процессе будет эффективна при правильной оценке её реальных возможностей в  системе других воспитательных воздействий. Известное педагогическое положение о том, что ни один из методов воспитания, взятых изолированно, не может дать ожидаемых результатов, применимо и к методу игры.

Для того чтобы дети внутренне  были готовы принять игруна предлагаемый сюжет и смогли интересно разыграть  роль,  нужна большая подготовительная работа.

Чтобы игра стала подлинным  организатором жизни детей, их активной деятельностью, в практике воспитания должно быть богатство и разнообразие игр, которые способствуют формированию интересов и склонностей, повышению  морального и интеллектуального  уровня нашего подрастающего поколения.

 

                                               

 

ГЛАВА 3 Практическое использование сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе

 

Опытно - экспериментальная  работа проводимая нами, была направлена на определение влияния игр на развитие личности первоклассников.

С этой целью  проводили исследования уровня личностного  развития детей младшего школьного  возраста. Для определения уровня личностного развития детей младшего школьного возраста мы использовали педагогическое наблюдение, беседы.

Для получения  необходимых данных мы исследовали составленные нами задачи, проводили беседы с детьми младшего школьного возраста.

Для определения  уровня знаний детьми игр, мы использовали следующие критерии:

  • объем знаний детьми считалок, мирилок, зазывалок;
  • желаний играть в определенную игру и вносить свои творческие желания в этот процесс.

Выбор первого  критерия был обусловлен тем, что  чем больше объем знаний у детей  и использования творческого  подхода к процессу обучения детей, тем лучше будет проходить  интеллектуальное развите. Другой критерий был отобранный нами сюжет для  выбора детьми творческих игр.

Выбранные нами критерии не могут быть универсальными, т.к. процесс интеллектуального развития детей глубоко индивидуален.

Программой педагогического  исследования были задействованы дети УО СШ № 16 г. Гродно.

Иследование мы проводили дважды. В нем принимали участие тридцать два ребенка, при этом в состав контрольной группы вошли шестнадцать детей, и в экспериментальную также шестнадцать детей.

Основная цель иследования – раскрытие личностного потенциала детей.

Первое задание, которое мы дали детям - это игра "Пишущая машинка"

Цель игры –  развитие внимания – закрепить у  детей знание о том, что звуки  в слове произносятся в определенной последовательности; показать, что  в разных словах разное количество букв. Снятие психологического напряжения.

Каждому играющему присваивалось название буквы алфавита. Затем придумывалось слово или фраза. По сигналу дети начинали печатать: первая "буква" слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда слово целиком напечатано, все дети хлопают в ладоши.

Чтобы дети сумели выполнить это залание, мы проводили  предварительную работу: - изучали  буквы пропевали звуки, изготовили наголовники с изображением букв. Были проведены предварительные похожие игры.

Оценку результатов  проводили на основании трех шкал, данные поэтому заданию мы занести  в таблицу 1

Таблица 1 – Результаты игры "Пишущая машинка"

Группа

Результат

Удовлетворительно

Хорошо

отдично

Контрольная

4

8

4

Экспериментальная

5

7

4


 

Анализируя данные можно отметить, что в обоих  группах были получены почти одинаковые результаты, при этом у детей экспериментальной  группы удовлетворительно справилось на 1 ребенка больше чем в контрольной.

Вторым "заданием", которое мы предложили детям –  игра "Будь внимателен!".

Цель игры –  стимулирование внимания, регулирование  поведения, выразительность движений.

Дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое-либо слово и дети должны начать выполнять определенные действия: на слове "зайчики" – прыгать, на слове "лошадки" – ударять "копытом" об пол, "раки" – пятиться, "птицы" – бегать раскинув руки в стороны, "аист" – стоять на одной ноге.

Данные по этому  заданию мы занесли в таблицу 2.

 Таблица 2 – Результаты игры "Будь внимателен!"

Информация о работе Формирование сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет(1 класс)