Формирование сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет(1 класс)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

ВЦель исследования: выявление эффективности использования сюжетно – ролевой игры в работе с первоклассниками.
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования.
Выявить воспитательный потенциал сюжетно – ролевых игр.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 Психолого – педагогические основы сюжетно – ролевой игры
Игра как педагогическое явление и её роль в формировании личности первоклассника…………………………………………………….. 6
Особенности сюжетно – ролевой игры и её основные структурные элементы……………………………………………………………………….. 11
1.3 Возрастные особенности первоклассников и их учет при организации игр………………………………………………………………………………. 19
ГЛАВА 2 Использование сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе начальной школы (1-й класс)
2.1 Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми в работе с первоклассниками……………………………………………………………. 32
2.2 Методика подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр в работе с первоклассниками…………………………………………………………….. 36
ГЛАВА 3 Практическое использование сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе……………………………………………………. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 53
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 56

Работа содержит 1 файл

2-ая КУРСОВАЯ РАБОТА сюж-рол игра с первоклассниками.docx

— 119.42 Кб (Скачать)

3. Развитие познавательной  деятельности.

4.   Состояние здоровья.

При поступлении в первый класс психологическая напряженность  усугубляется физическим напряжением. Новый режим жизни -  режим ученика -  предполагает повышенную работоспособность  по сравнению со старшей группой  детского сада. Некоторые первоклассники болезненно реагируют на изменения  условий жизни: нарушается сон, аппетит, ослабляется сопротивляемость организма  к болезням. Все это сказывается  на ухудшении работоспособности, теряется интерес к учебе, к школе.

Физическое и психологическое  самочувствие шестилеток обычно стабилизируется  через полтора – два месяца пребывания в школе. Но так происходит при условии, если взрослые учитывают  новое положение детей, действуют  с пониманием из возрастной психологии, используют специфические формы  и методы.

Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основное – учеба, должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в советской психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,  Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.С. Мухина) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного и младшего школьного детства.

Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи  с переходом в школу игра не только не исчезает но, наоборот, она  пропитывает собой всю деятельность ученика. В «школьном возрасте», - говорил он, - игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…» [7, с. 84].

Игра, наиболее освоенная  малышами деятельность. В ней они  черпают образцы для решения  новых жизненных задач, возникающих  в познании, в труде, в художественном творчестве.  Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые  формы, приемы) – это важнейший  путь включения детей в учебную  работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательное воздействие  и нормальных (без перегрузок) условий  жизнедеятельности. Игра как бы синтезирует  познавательную, трудовую и творческую активность.

Для младших школьников характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, быстрота реакции. Все эти качества наиболее ярко проявляются именно в игровых  ситуациях.

Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших  школьников их легко вовлечь в  любую деятельность, а в игровую  особенно. Ведущей деятельностью  после поступления в школу  у детей становятся учение, оно  определяет их эмоциональное самочувствие, темп психического развития, социальное становление. Дети, поступающие в  школу, всегда ориентированы на учителя, он для них непререкаемый авторитет. Сохранится ли такое отношение к  учителю до конца начальной школы  или нет – зависит от стиля  взаимоотношений учителя и учащихся, учителя и родителей. Отношение  к учителю полностью определяет в начальной школе отношение  к  учению.

Дети с удовольствием  учувствуют в любой деятельности предложенной учителем. Сама новизна  позиции ученика обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней.

Главное, чтобы учитель  постоянно подкреплял это отношение  одобрительным оцениванием каждого  ребенка и его деятельности.

С поступление в школу  связано и повышение для ребенка  роли взаимоотношений со сверстниками. «С этого времени, - пишет психолог Анри Валлон, - наряду с взрослыми дети стремятся к созданию своеобразного равноправного общества, в котором дифференциация индивидуальных отношений не несет того абсолютного характера, который веет исключительному предпочтению одного другому. В этом детском обществе возникают различные ранги. Первый по орфографии может быть последним в беге» [6, с. 224].

Стремление к сообществу сверстников, ориентация на нормы взрослых способствуют возникновению групповых  игр с различными ритуалами, паролями. Младшие школьники обожают обставлять игры секретами, но таким образом, чтобы  окружающие знали, что у данной игровой  группы есть какая – то своя «военная тайна». В условиях отдыха в летнем оздоровительном лагере они могут  сделать в лесу укрытие, шалаш  и оформить его как землянку, где  можно незаметно для всех собраться  определенной группе и пошептаться. Тем самым у детей создается  иллюзия самостоятельности и  независимости от взрослых.

Девочки в этом возрасте любят «засекречено» собираться и сочинять разные истории. При этом для них тоже почему – то важно, чтобы вокруг все знали, что у  них «свой секрет». Часто сочинение  истории доходит до распределения  ролей, приготовления костюмов и  даже выпуска программок. Но без  помощи старших девочек, как правило, не способны сами проводить репетиции  и довести спектакль до готовности.

 Отношение младших  школьников к своим ролям предельно  серьезно.

Дети шести – семи лет  открыто обнаруживают притязание на лидерство в игре лишь в том  случае, когда они уверены в  успехе. Свои притязания на главную  роль, на лидерство среди других  ребенок обнаруживает в благоприятных  для себя условиях. Открыто заявить  о своем желании взять ту или  иную роль ребенок может себе позволить, если он надеется на успех, если у него есть ощущение возможности получить эту роль. В качестве дополнительных ресурсов, подкрепляющих  в ребенке уверенность в успехе своих притязаний и снижающих риск быть отвергнутым, могут выступать самые разные условия: убежденность, что заявление «Я буду главным» будет принято другими безоговорочно или, что он сможет добиться желаемой роли; обладание чем-то таким, что заставит других принять его желание быть главным (например, владение мячом, в который все хотят играть); преимущество в какой – либо способности, нужной именно для этой игры; преимущество как мальчика (или девочки) именно для этой данной игры и т.д. [18, с. 137].

Шестилетний ребенок уже  знает, что такое риск, он знает, как  становится трудно, когда сверстники отвергли твои притязания. Притязания на признание в игре развивают  личностные качества: учат сдержанности, рефлексии, воле к победе.

Шестилетние дети группируются в игры по признаку пола. Мальчики играют в строительство, в охоту, в солдатиков. Они любят совместные игры, в которых  каждый стремится утвердить себя в смелости, ловкости, силе. Девочки  играют в дочки – матери, в  больницу, в детский сад. Они проигрывают  эмоциональные отношения, которые  возникают между людьми, они сопереживают слабому, больному, нуждающемуся в любви  и поддержке. При всей дифференциации, конечно, все они – и мальчики и девочки – могут выяснить отношения с помощью слез и  драки. При этом мальчик  может  проявить чувствительность, а девочка  – драчливость и стремление к  преодолению трудностей. Но главное, что возникает в игре, - тенденция  к выбору игры в зависимости от пола ребенка.

У мальчиков и девочек  свои игрушки. При выборе игрушек  также сказывается половая принадлежность детей. Для телепередачи как –  то готовился кинофильм «Мальчики  и девочки». По ходу сюжета фильма детям  предложили игрушечный пистолет, ножик, лук, легковую машину, а также бусы, маленькое зеркальце с ручкой, пудру и куколку. Эти предметы лежали без всякой системы. К столу  подходили по двое – мальчик и  девочка. Детям говорили, что они могут взять два любых предмета и поиграть. Мальчики всегда выбирали, из четырех предметов: пистолет, нож, лук, машинку. Девочки – из других четырех предметов: бусы, зеркальце, пудру, куколку.

Отношения детей к игрушкам, как и сами сюжеты игр с ними, могут давать педагогу информацию об особенностях нравственного развития ребенка. Во время обучения в начальной  школе куклы хорошо использовать для снятия напряжения от ситуаций оценивания.

Младший школьник с первых дней обучения попадает в жесткую  полосу оценивания – за умение читать, владеть ручкой, тетрадки и т.д. Само по себе это может повысить тревожность  и напряженность ребенка, а если господствует оценивание с отрицательным  знаком, то может возникнуть и негативное отношение к учению в школе.

Опытные педагоги обращаются за помощью к игре. Так, педагог  Т.Г. Пильщикова, работая с первым классом  в  одной из Московских школ, играла с ними в робота. Дети должны были обучать его, составлять для него программы.  Вначале придумали  ему имя – «Сам Самыч», затем  создали его внешность – стены  класса украшены его портретами, содержание уроков было как бы составлением программ для него. Когда дети писали контрольную  работу, оценки получал естественно  робот, а не они. Если он не справлялся с какими – то фрагментами программы, то ученики (разумеется, те, у кого неудовлетворительные контрольные  работы) помогали роботу разобраться в материале во время  или после уроков. При этом принципиально  меняется позиция ребенка в игре – он не оцениваемый, а обучающий  робота, помогающий   другому [28, с. 189].

По совету педагогов и  родители дома подтягивают слабоуспевающих детей с помощью игры. Например:

- Вот ты уже научился  читать и писать, а теперь научи  своих кукол.

- Ну, пусть вот этот  текст прочитает зайка. Смотри, какой он у тебя молодец.

Для кукол можно завести  тетрадки и за них писать буквы, элементы букв. Главное – соблюдать чувство  меры. Если ребенок устал или стал отвлекаться, игру надо прекращать. Нельзя, чтобы она вызывала отрицательные  эмоции, они сразу же будут связываться  с самой деятельностью – чтением, письмом и т.д. [26, с. 173].

В.А Сухомлинский  считал, что большое внимание в начальной  школе следует уделять сочинениям сказок. Сочинение сказок – деятельность, близкая по своей сущности к игровой, ребенок, как и в игре, отождествляет  себя со сказочными персонажами. Сказки будят не только нравственные чувства, но и дают работу мысли.

По сравнению с дошкольниками, младшие школьники больше времени  затрачивают на обсуждение сюжета, распределение ролей. В конфликтных  ситуациях у детей появляется умение анализировать свою деятельность, анализировать свои поступки  и  возможности. В целом развитие сюжетов  игр идет от бытовых к играм  с производственным сюжетом, а затем  – к сюжетам, отражающим общественно  – политические события [30; с. 246].

В первом классе большое  место в игре отводится школе  – дети учат кукол, друг друга. В  третьем классе игры со школьной тематикой  исчезают. У детей первого, второго  классов продолжаются игры, связанных  с жизнью семьи (бытовые). В игру вводится Импровизация. У младших школьников широко представлены индивидуальные игры, а также небольшими группами –  по 2-3 человека. Распространены ритмические  игры, игры в театр. В младшем школьном возрасте происходит также переход  от игр в плане внешних действий – к играм в плане воображения, в уме. Так, дети могут совершать  космические путешествия, не производя  при этом внешних действий. То есть складывается уже идеальная игра, игра воображения.

Таким образом, при организации  сюжетно-ролевых игр с первоклассниками необходимо учитывать их физические, психические и психологические особенности.

Подводя итоги по первой главе, прежде всего, необходимо отметить,  что игра – это порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность, изменяет мир.

Сущность сюжетно –  ролевой игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства переживаемые им, реальны.

Эта специфическая особенность  сюжетно – роевой игры несет в  себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, включая в сюжет игры определенные роли, педагог может тем самым  программировать определенные положительные  чувства играющих детей.    Во – первых, важен сам опыт переживания  положительных чувств для человека, во – вторых, через переживания  только и можно воспитать положительное  отношение к деятельности. Игра имеет  богатые возможности сформировать положительное отношение и к  неигровой деятельности.

 Если игровые действия  по своему содержанию незначимы  для ребенка, то он может  и не войти в игру, в игровое  состояние, а будет лишь механически  выполнять роль, не переживая  связанных с ней чувств. Нельзя  человека «насильно» включать  в игру, помимо его воли (как  и в процесс творчества).

 Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, т.к.  в игре, по выражению Л.С.Выготского, «ребенок всегда выше своего  среднего возраста, выше своего  обычного повседневного поведения;  он в игре как бы на голову  выше самого себя» [7, с. 216].

  Конечно, и ребенок,  и «детское общество» развиваются  и в других видах деятельности. Но особо важное значение в  этом процессе принадлежит игре. Она отвечает особенностям психики  ребенка, наиболее свойственна  и характерна для него.

 

 

ГЛАВА 2 Использования  сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе начальной школы (1-й класс)

2.1 Педагогическое  руководство сюжетно-ролевыми играми  в работе с первоклассниками

 

Играя, ребенок всегда находится  в определенных взаимоотношениях с  коллективом. Опыт показывает, что там,  где эти взаимоотношения по каким  – то причинам не налаживаются, игра невозможна. Игра – это первая школа  воспитания общественного поведения. На основе взаимоотношений со сверстниками формируются чувства, привычки, умения действовать совместно и целенаправленно, понимание личных и общественных интересов; развивается чувство  содружества, подчинения и равенства. Формирование и развитие этих качеств  можно достигнуть лишь при правильном руководстве детскими играми.

Играя, ребёнок  всегда совершает  определённые поступки. Ему, например, нужен мяч. Он может попросить, взять, когда сосед зазевался, отнять, позвать  кого – то играть вдвоём или, наоборот,  отказаться от совместной игры и т.д. Во время игры дети поступают справедливо  или несправедливо, организованно  или неорганизованно. Самое важное здесь то, что действия, совершаемые  в игре, нередко повторяются в  жизни. Поэтому, прежде всего, нужно  помочь детям в организации поступков, в их осмыслении.  Без этого  игра потеряет свой воспитательный эффект. В процессе игры ребенок познаёт  самого себя, раскрывает свои возможности  и способности.

Информация о работе Формирование сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет(1 класс)