Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:26, курсовая работа
ВЦель исследования: выявление эффективности использования сюжетно – ролевой игры в работе с первоклассниками.
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования.
Выявить воспитательный потенциал сюжетно – ролевых игр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 Психолого – педагогические основы сюжетно – ролевой игры
Игра как педагогическое явление и её роль в формировании личности первоклассника…………………………………………………….. 6
Особенности сюжетно – ролевой игры и её основные структурные элементы……………………………………………………………………….. 11
1.3 Возрастные особенности первоклассников и их учет при организации игр………………………………………………………………………………. 19
ГЛАВА 2 Использование сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе начальной школы (1-й класс)
2.1 Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми в работе с первоклассниками……………………………………………………………. 32
2.2 Методика подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр в работе с первоклассниками…………………………………………………………….. 36
ГЛАВА 3 Практическое использование сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе……………………………………………………. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 53
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 56
3. Развитие познавательной деятельности.
4. Состояние здоровья.
При поступлении в первый
класс психологическая
Физическое и психологическое самочувствие шестилеток обычно стабилизируется через полтора – два месяца пребывания в школе. Но так происходит при условии, если взрослые учитывают новое положение детей, действуют с пониманием из возрастной психологии, используют специфические формы и методы.
Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основное – учеба, должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в советской психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.С. Мухина) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного и младшего школьного детства.
Л.С. Выготский, рассматривая
роль игры в психическом развитии
ребенка, отмечал, что в связи
с переходом в школу игра не
только не исчезает но, наоборот, она
пропитывает собой всю
Игра, наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательное воздействие и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность.
Для младших школьников характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, быстрота реакции. Все эти качества наиболее ярко проявляются именно в игровых ситуациях.
Благодаря высокой восприимчивости,
отзывчивости и доверчивости младших
школьников их легко вовлечь в
любую деятельность, а в игровую
особенно. Ведущей деятельностью
после поступления в школу
у детей становятся учение, оно
определяет их эмоциональное самочувствие,
темп психического развития, социальное
становление. Дети, поступающие в
школу, всегда ориентированы на учителя,
он для них непререкаемый
Дети с удовольствием учувствуют в любой деятельности предложенной учителем. Сама новизна позиции ученика обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней.
Главное, чтобы учитель
постоянно подкреплял это отношение
одобрительным оцениванием
С поступление в школу
связано и повышение для
Стремление к сообществу
сверстников, ориентация на нормы взрослых
способствуют возникновению групповых
игр с различными ритуалами, паролями.
Младшие школьники обожают
Девочки в этом возрасте любят «засекречено» собираться и сочинять разные истории. При этом для них тоже почему – то важно, чтобы вокруг все знали, что у них «свой секрет». Часто сочинение истории доходит до распределения ролей, приготовления костюмов и даже выпуска программок. Но без помощи старших девочек, как правило, не способны сами проводить репетиции и довести спектакль до готовности.
Отношение младших
школьников к своим ролям
Дети шести – семи лет открыто обнаруживают притязание на лидерство в игре лишь в том случае, когда они уверены в успехе. Свои притязания на главную роль, на лидерство среди других ребенок обнаруживает в благоприятных для себя условиях. Открыто заявить о своем желании взять ту или иную роль ребенок может себе позволить, если он надеется на успех, если у него есть ощущение возможности получить эту роль. В качестве дополнительных ресурсов, подкрепляющих в ребенке уверенность в успехе своих притязаний и снижающих риск быть отвергнутым, могут выступать самые разные условия: убежденность, что заявление «Я буду главным» будет принято другими безоговорочно или, что он сможет добиться желаемой роли; обладание чем-то таким, что заставит других принять его желание быть главным (например, владение мячом, в который все хотят играть); преимущество в какой – либо способности, нужной именно для этой игры; преимущество как мальчика (или девочки) именно для этой данной игры и т.д. [18, с. 137].
Шестилетний ребенок уже знает, что такое риск, он знает, как становится трудно, когда сверстники отвергли твои притязания. Притязания на признание в игре развивают личностные качества: учат сдержанности, рефлексии, воле к победе.
Шестилетние дети группируются в игры по признаку пола. Мальчики играют в строительство, в охоту, в солдатиков. Они любят совместные игры, в которых каждый стремится утвердить себя в смелости, ловкости, силе. Девочки играют в дочки – матери, в больницу, в детский сад. Они проигрывают эмоциональные отношения, которые возникают между людьми, они сопереживают слабому, больному, нуждающемуся в любви и поддержке. При всей дифференциации, конечно, все они – и мальчики и девочки – могут выяснить отношения с помощью слез и драки. При этом мальчик может проявить чувствительность, а девочка – драчливость и стремление к преодолению трудностей. Но главное, что возникает в игре, - тенденция к выбору игры в зависимости от пола ребенка.
У мальчиков и девочек
свои игрушки. При выборе игрушек
также сказывается половая
Отношения детей к игрушкам, как и сами сюжеты игр с ними, могут давать педагогу информацию об особенностях нравственного развития ребенка. Во время обучения в начальной школе куклы хорошо использовать для снятия напряжения от ситуаций оценивания.
Младший школьник с первых дней обучения попадает в жесткую полосу оценивания – за умение читать, владеть ручкой, тетрадки и т.д. Само по себе это может повысить тревожность и напряженность ребенка, а если господствует оценивание с отрицательным знаком, то может возникнуть и негативное отношение к учению в школе.
Опытные педагоги обращаются за помощью к игре. Так, педагог Т.Г. Пильщикова, работая с первым классом в одной из Московских школ, играла с ними в робота. Дети должны были обучать его, составлять для него программы. Вначале придумали ему имя – «Сам Самыч», затем создали его внешность – стены класса украшены его портретами, содержание уроков было как бы составлением программ для него. Когда дети писали контрольную работу, оценки получал естественно робот, а не они. Если он не справлялся с какими – то фрагментами программы, то ученики (разумеется, те, у кого неудовлетворительные контрольные работы) помогали роботу разобраться в материале во время или после уроков. При этом принципиально меняется позиция ребенка в игре – он не оцениваемый, а обучающий робота, помогающий другому [28, с. 189].
По совету педагогов и родители дома подтягивают слабоуспевающих детей с помощью игры. Например:
- Вот ты уже научился читать и писать, а теперь научи своих кукол.
- Ну, пусть вот этот текст прочитает зайка. Смотри, какой он у тебя молодец.
Для кукол можно завести
тетрадки и за них писать буквы, элементы
букв. Главное – соблюдать чувство
меры. Если ребенок устал или стал
отвлекаться, игру надо прекращать. Нельзя,
чтобы она вызывала отрицательные
эмоции, они сразу же будут связываться
с самой деятельностью –
В.А Сухомлинский считал,
что большое внимание в начальной
школе следует уделять
По сравнению с дошкольниками, младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета, распределение ролей. В конфликтных ситуациях у детей появляется умение анализировать свою деятельность, анализировать свои поступки и возможности. В целом развитие сюжетов игр идет от бытовых к играм с производственным сюжетом, а затем – к сюжетам, отражающим общественно – политические события [30; с. 246].
В первом классе большое место в игре отводится школе – дети учат кукол, друг друга. В третьем классе игры со школьной тематикой исчезают. У детей первого, второго классов продолжаются игры, связанных с жизнью семьи (бытовые). В игру вводится Импровизация. У младших школьников широко представлены индивидуальные игры, а также небольшими группами – по 2-3 человека. Распространены ритмические игры, игры в театр. В младшем школьном возрасте происходит также переход от игр в плане внешних действий – к играм в плане воображения, в уме. Так, дети могут совершать космические путешествия, не производя при этом внешних действий. То есть складывается уже идеальная игра, игра воображения.
Таким образом, при организации
сюжетно-ролевых игр с
Подводя итоги по первой главе, прежде всего, необходимо отметить, что игра – это порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность, изменяет мир.
Сущность сюжетно – ролевой игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства переживаемые им, реальны.
Эта специфическая особенность
сюжетно – роевой игры несет в
себе большие воспитательные возможности,
так как, управляя содержанием игры,
включая в сюжет игры определенные
роли, педагог может тем самым
программировать определенные положительные
чувства играющих детей. Во
– первых, важен сам опыт переживания
положительных чувств для человека,
во – вторых, через переживания
только и можно воспитать
Если игровые действия
по своему содержанию
Ребенок, мало играющий,
теряет в своем развитии, т.к.
в игре, по выражению Л.С.Выготского,
«ребенок всегда выше своего
среднего возраста, выше своего
обычного повседневного
Конечно, и ребенок,
и «детское общество»
ГЛАВА 2 Использования сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе начальной школы (1-й класс)
2.1 Педагогическое
руководство сюжетно-ролевыми
Играя, ребенок всегда находится
в определенных взаимоотношениях с
коллективом. Опыт показывает, что там,
где эти взаимоотношения по каким
– то причинам не налаживаются, игра
невозможна. Игра – это первая школа
воспитания общественного поведения.
На основе взаимоотношений со сверстниками
формируются чувства, привычки, умения
действовать совместно и
Играя, ребёнок всегда совершает определённые поступки. Ему, например, нужен мяч. Он может попросить, взять, когда сосед зазевался, отнять, позвать кого – то играть вдвоём или, наоборот, отказаться от совместной игры и т.д. Во время игры дети поступают справедливо или несправедливо, организованно или неорганизованно. Самое важное здесь то, что действия, совершаемые в игре, нередко повторяются в жизни. Поэтому, прежде всего, нужно помочь детям в организации поступков, в их осмыслении. Без этого игра потеряет свой воспитательный эффект. В процессе игры ребенок познаёт самого себя, раскрывает свои возможности и способности.
Информация о работе Формирование сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет(1 класс)