Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:26, курсовая работа
ВЦель исследования: выявление эффективности использования сюжетно – ролевой игры в работе с первоклассниками.
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования.
Выявить воспитательный потенциал сюжетно – ролевых игр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 Психолого – педагогические основы сюжетно – ролевой игры
Игра как педагогическое явление и её роль в формировании личности первоклассника…………………………………………………….. 6
Особенности сюжетно – ролевой игры и её основные структурные элементы……………………………………………………………………….. 11
1.3 Возрастные особенности первоклассников и их учет при организации игр………………………………………………………………………………. 19
ГЛАВА 2 Использование сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе начальной школы (1-й класс)
2.1 Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми в работе с первоклассниками……………………………………………………………. 32
2.2 Методика подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр в работе с первоклассниками…………………………………………………………….. 36
ГЛАВА 3 Практическое использование сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе……………………………………………………. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 53
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 56
Группа |
Результат | ||
Удовлетворительно |
Хорошо |
отдично | |
Контрольная |
4 |
8 |
4 |
Экспериментальная |
4 |
8 |
4 |
Анализируя данные можно отметить, что в обоих группах были получены одинаковые результаты.
Третьим заданием мы предложили детям инсценировать песню "Ходит арбуз по огороду".
Цель этого задания: определить уровень развития творческого представления у детей, умение выразительно исполнять движения, которые были свойственны данному персонажу. Чтобы дети смогли выплнить это задание мы провели предворительную работу: заранее выучили песню, изготовили наголовники для детей, выбрали кто из детей будет выполнять роль овощей. Проанализировали характер песни, какой должен быть каждый из персонажей.
Данные по этому заданию мы занесли в таблицу 3.
Таблица 3 – Результаты инсценировки "Ходит арбуз по огороду"
Группа |
Результат | ||
Удовлетворительно |
Хорошо |
отдично | |
Контрольная |
2 |
10 |
4 |
Экспериментальная |
3 |
11 |
3 |
Анализируя данные можно отметить, что в обоих группах были получены почти одинаковые результаты, при этом у детей экспериментальной группы на хорошо справилось на 1 ребенка больше чем в контрольной.
Таким образом, проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что уровень развития игровых навыков, у детей можно считать хорошим, и уровень не отличается между группами.
После этого
в экспериментальной группе нами
проводилась направленная работа по
использованию спектра
Таблица 4 – Результаты констатирующего эксперимента
Группа |
Результат | ||
Удовлетворительно |
Хорошо |
отдично | |
"Пишущая машинка" | |||
Контрольная |
4 |
8 |
4 |
Экспериментальная |
3 |
9 |
4 |
"Будь внимателен!" | |||
Контрольная |
4 |
8 |
4 |
Экспериментальная |
2 |
10 |
4 |
"Ходит арбуз по огороду" | |||
Контрольная |
2 |
10 |
4 |
Экспериментальная |
1 |
11 |
5 |
Анализируя данные
можно отметить, что ответы детей
контрольной группы совпали с
данными полученными в
Анализируя результаты
ответов экспериментальной
Проанализировав, мы пришли к выводу, что предложенные задания были выполнены лучше экспериментальной группой, чем контрольной группой.
Таким образом, данные повторного иследования наглядно показывают, что произошло развитие личностных характеристик детей экспериментальной группы, сравнительно с контрольной группой можно считать отличными, т.е. все основные личностные качества и свойства формируются в активной деятельности, при этом, игровая деятельность ребенка всегда является обобщенной, потому что мотивом выступает не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, путем личностного отношения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сюжетно ролевые игры в
комплексе с другими
Люди, прошедшие в школьном
детстве через сюжетно ролевые
игры, более подготовлены к творческой
деятельности, гибкому и вместе с
тем целенаправленному
Применение сюжетно-ролевой игры в значительной мере связано с творчеством самого педагога. Каждый взрослый должен обладать чувством игры, достаточно развитым творческим воображением. Для того чтобы успешно организовать детские игры, необходимо знать основные вопросы педагогической теории игры и методики её применения.
При условии целенаправленного формирования игровых умений и контроля за самостоятельными играми детей игра становиться формой организации детской жизни, средством формирования детского коллектива, начал общественных качеств личности, т.е. является важным фактором социализации детей.
Данные нашего исследования показали, что процесс развития личностных характеристик детей младшего школьного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста. Педагогическое руководство процессом развития личностных характеристик детей мы осуществляли с помощью игровой деятельности.
Практическая ценность работы состоит в возможности применения на практике игры, как средства повышения уровня развития способностей детей составляющих личность младшего школьника, в связи с тем, что практическое применение игр направленных на развитие личности первоклассников в экспериментальной группе благоприятствовало появлению позитивных тенденций в этом процессе, таким образом данные нашего эксперимента могут быть использованы в обучающе-воспитательной работе педагогами начальной школы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица - Структура развития сторон личности ребенка в сюжетно-ролевой игре
Позновательно-мировозренческая сторона |
Наблюдательность Богатое воображение Новые умения Ориентация в окружающей среде |
Получают информацию, познают свойства предметов, разных сторон жизни, открывают новое для себя. |
Деятельно-практическая сторона |
Трудолюбие Прилежание Организованность Самостоятельность Самовоспитание |
Играют без нажима, преобразовывают окружающую среду. |
Эмоционально-волевая сторона |
Воля Привычки Характер Самоутверждение Целеустремленность Настойчивость Неутомимость |
Мотивы: получают удовольствие, желание добиться успеха, быть лучше, чем другие, чувство радости. |
Приложение 2
Выбор игры. С целью экологического воспитания и обучения выбрана сюжетно-ролевая игра "Поможем галактике"
Педагогическая разработка плана игры.
Намётка сюжета (представители
других планет просят помощи у землян
в решении экологических
Определение игровых ролей:
- "эксперт" (родитель);
- "экспертная комиссия";
- ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПЛАНЕТЫ "Прохладная струя";
- ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПЛАНЕТЫ "Царство зверей";
- ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПЛАНЕТЫ "Свободная земля";
- ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПЛАНЕТЫ "Парки мира".
Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
Учащихся первых классов подробном знакомя с планом с перечислением всех игровых ролей, привлекают к его обсуждению и разработке содержания ролевых действий.
Создание воображаемой ситуации.
Продумывание атрибутики сюжетно-ролевой игры.
Распределение ролей.
Распределении ролей в игре с учетом желаний первоклассников и их родителей.
Начало игры.
Легенда
Создание игровых органов.
Группы землян и эксперты
Разработка сюжетно-ролевой игры "Поможем галактике"
Цель
Участникам предлагается выявить
и проанализировать некоторые типичные
проблемы экологического характера
в игровой форме, абстрагируясь
от привязки проблем к конкретному
месту. Это позволяет участникам
взглянуть на ситуацию "со стороны",
смелее подойти к анализу проблем
и поиску возможных решений. Игра
помогает установить равноправный диалог
между участниками разного
Участниками игры могут быть первоклассники и взрослые.
Общая продолжительность игры – 45 мин.
Описание игры
После того, как ведущий ознакомит участников с правилами игры, аудитория разделяется на несколько групп (по 5 – 10 человек), по числу обсуждаемых проблем. В каждой группе участвует "эксперт" – человек, в той или иной степени разбирающийся в поставленной проблеме – например, школьник, выполнивший работу по этой проблеме под руководством педагога). "Эксперт" представляет группе короткое сообщение, описывающее проблему. Затем – дискуссия в группах (дискуссию ведет родитель (либо "эксперт", либо фасилитатор). Вопросы, которые должна решить группа, одинаковы для всех. Главная задача – выработка ряда мер по предотвращению или устранению проблемы.
На обсуждение в группах отводится 20 – 25 мин., результаты обсуждения оформляются в виде плана на листе бумаги формата А0 или А1 (все надписи выполняются яркими маркерами, крупно и разборчиво) и представляются общей аудитории в форме устного сообщения продолжительностью 3 мин.
Представленные группами сообщения
обсуждаются всеми участниками
игры и оцениваются "экспертной комиссией".
Комиссия может быть представлена преподавателями,
специалистами, руководителями работ
школьников. Или в оценке докладов
могут участвовать все
На подготовку и представление выводов по итогам обсуждения и оценки экспертной комиссией отводится 10 – 15 мин.
Задание каждой группе
Найти причины возникновения
Легенда
В ближайшем будущем
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПЛАНЕТЫ "Прохладная струя"
Информация о работе Формирование сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет(1 класс)