Формирование произносительных навыков у учащихся начальной школы при обучении иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретически доказать, что фонетическая зарядка является средством формирования произносительных навыков у детей младшего школьного возраста при обучении иностранному языку

Содержание

Введение
ГЛАВА I.ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ
1.1 Место и роль произносительных навыков в обучении иностранному языку
1.2. Цели, задачи и содержание произносительной стороне речи
1.3. Технология обучения произносительным навыкам
1.4 Особенности формирования слухо-произносительных навыков немецкого языка
ГЛАВА II.ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1 Роль и место фонетической зарядки на уроке немецкого языка у младших школьников
2.2.Упражнения для обучения произносительной стороне речи
2.3. Подборка дополнительного материала для проведения фонетической зарядки на различных этапах урока
1) Для проведения фонетической зарядки в начале урока
2) На этапе формирования грамматических навыков
3) На этапе формирования лексических навыков
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат маше.rtf

— 601.79 Кб (Скачать)
  • Широко откройте рот и держите нижнюю челюсть неподвижной. Попеременно упирайте кончик языка в альвеолы верхних и нижних зубов. Губы свободны, не напряженны.
  • Упирайте кончик языка попеременно, с выдержкой, во внутреннюю поверхность правой и левой щеки.
  • Сделайте оба упражнения. На четыре счета язык упирается в альвеолы верхних и нижних зубов, а затем в обе щеки.
  • Откройте рот, максимально опустите челюсть.
  • Откройте и закройте рот, прикрывая при этом верхней губой верхние зубы таким образом, чтобы края губы несколько загибались внутрь.
  • Подтяните верхнюю и нижнюю губу к деснам, обнажая зубы, но не десны.
  • Максимально отведите углы губ назад, а затем вперед.
  • Быстро смените положение губ.
  • Подожмите губы, затем расслабьте их.
  • Максимально вытяните язык вперед, затем оттяните его назад к корню.
  • Произнесите гласные и согласные звуки изучаемого языка, осознавая артикуляционный уклад (с помощью тактильных, двигательных, слуховых и зрительных анализаторов) и ощущая мускульное напряжение речевого аппарата.
  • Сомкните спинку языка с мягким небом и произнесите звук сначала отдельно, затем в сочетании с гласными и согласными.
  • Сделайте краткий выдох и произнесите звуки [р], [t], [k] (упражнение на придыхание).

     2) Упражнения на развитие речевого (фонематического и интонационного) слуха:

  • Прослушайте в магнитной записи звуки, слоги, слова и предложения, читаемые разными дикторами, и отметьте номерами мужские, женские и детские голоса.
  • Определите большую или меньшую четкость произношения дикторов. Определите темп двух фонограмм.
  • Из воспринятого на слух ряда звуков вычлените, и запишите указанные преподавателем звуки, сначала наблюдая артикуляцию преподавателя, затем, не наблюдая ее.
  • Устно распределите услышанное на звуки и назовите их.
  • Определите количество слогов в услышанных словах.
  • Установите количество кратких гласных в услышанных словах.
  • Отметьте в звучащих словах оппозиции звуков.
  • Выделите на слух из связного текста слова с тренируемым звуком и запишите их в орфографии.
  • Определите количество слов в прослушанных предложениях.
  • Составьте слово из прослушанных изолированных звуков и запишите их в орфографии.
  • Определите паузы в звучащем речевом потоке.

     3) Упражнения на формирование произносительных навыков:

     * Многократно прослушайте звук во фразе, слове, затем прослушайте изолированный звук.

     * Прослушайте ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.

  • В ряду слов (словосочетаний, предложений) подчеркните то, которое произносит диктор.
  • Подчеркните в предложении слово, на которое падает ударение.
  • Сделайте фонетическую разметку текста на основе голоса преподавателя, прочитайте затем вслух.
  • Назовите слова, содержащие определенный звук.
  • Прочитайте предложения в утвердительной форме, а затем трансформируйте их в вопросительные и отрицательные предложения. Проверьте себя по ключу.
  • Произнесите слова по слогам, обращая внимание на произношение гласных (согласных) в начальной (конечной) позиции.
  • Повторите гласные звуки в оппозиции: глухой/звонкий; носовой/неносовой; палатализованный/непалатализованный.
  • Назовите предметы, изображенные на картинках, обращая внимание на произношение заданного звука.
  • Прочитайте текст по синтагмам вслед за диктором.
  • Выучите наизусть стихотворение (скороговорку, рифмовку, диалог). Обратите внимание на четкое произношение звуков и интонацию.
  • Примите участие в фонетическом конкурсе [22].

     Таким образом, можно сказать, что решающим фактором в создании произносительных навыков, как и любых других, являются упражнения в данном случае фонетические.

     Итак, при составлении и проведении фонетических упражнений целесообразно исходить из характера произносительных трудностей.

     Песни также использовать для контроля запоминания слов по пройденной теме[8].

     Все стихи и песни имеют аутентичный характер, следовательно, они включают в себя лексические и грамматические явления, не входящие в список продуктивно (активно) усваиваемых языковых средств. Поэтому не следует начинать работу над текстом стиха или песни с чтения вслух. Учащиеся ничего не должны повторять, читать или писать, не понимая смысла и содержания совершаемой ими деятельности. Начинать работу над стихотворением/песней можно по-разному:

  • перед предъявлением текста учитель делает небольшое введение (может быть на русском языке) о том, чему посвящено стихотворение, затем делается установка на то, чтобы внимательно прослушать и рассказать, о чём или о ком это стихотворение, что об этом говорится, где происходит действие и так далее;
  • учитель предъявляет стихотворение или песню на слух, сопровождая чтение жестами, мимикой, наглядность, в отдельных случаях переводом, помогающими понять смысл и содержание. На более продвинутом этапе работы над языком дети могут пользоваться печатным вариантом стихотворения в процессе устного предъявления его учителя или самостоятельного читать про себя;
  • после предъявления текста дети вместе с учителем стараются построчно перевести текст, а затем прочитать/проговорить его вместе с учителем или вслед за учителем. Режим проговаривания может быть разным: сопровождаться хлопками, жестами, движениями и другим;

     * при коллективном заучивании текста наизусть (на начальном этапе работы над языком) возможна игра «Забывчивый учитель»: учитель начинает строчку стихотворения, а конец «забывает», ученики подсказывают окончание.

     Возможны и другие формы работы над стихотворением. Например, текст размножается или разрезается на отдельные части/строчки. Ученик или ученики (при коллективных формах работы) пытаются воссоздать из отдельных частей новое для них стихотворение. Каждая группа «конструирует» свой вариант оригинала и проверяет, правильно ли они «сложили» текст.

     Данный вид работы развивает слушание иноязычной речи, но также и умение догадываться о значении незнакомой лексики. Поскольку учитель не переводит вместе с детьми текст и отдельные незнакомые слова, то содержимое всего текста дети пытаются понять по знакомым им словам и речевым образцам.

     Что касается песни, то следует попробовать подобрать к словам подходящий мотив. Логика работы над песней такова: учитель предъявляет текст песни, обсуждает вместе с детьми её содержание (на родном языке), представляет возможность ещё раз прослушать песню и только затем предлагает детям спеть её [12].

     Активизация употребления лексики через игры-упражнения:

     а) кто больше назовет слов к картинке, изображающей мальчика

     Дети:ein Junge, nett, brav, blond, rot, die Nase, der Mund, die Hose…

     б) Составить предложения к картинкам.

     Дети: Das ist ein Junge

     Er ist ein nettes Kind

     Er hat blonde Haare

     Er hat eine rote Hose

     Er hat eine kleine Nase

     Er hat einen grossen Mund

     Er führt Roller

     Er hat einen Hund

     Отсюда следует, что система упражнений положительно влияет на формирование фонетических навыков младших школьников, так как она позволяет тренировать звук в упражнениях, которые носят игровой, творческий характер и развивает познавательный интерес.

 

      Заключение 

     Проблема организации обучения иноязычному произношению на начальном этапе довольно полно раскрыта в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по данной проблеме и сделать следующие выводы: формирование и развитие произносительных навыков на начальном этапе играют важную роль в обучении немецкому языку, так как нарушение фонематической правильности речи, и интонационное оформление её говорящим ведет к недоразумениям и непониманию со стороны слушающего.

     Фонетические навыки входят автоматизированными компонентами в умения говорить, аудировать, читать вслух. В связи с тем, что формирование слухо-произносительных навыков в иностранном языке осуществляется в условиях, когда учащиеся уже владеют автоматизированными слухо-произносительными навыками в родном языке.

     Фонетическая зарядка имеет очень важную роль в обучении иностранному языку, так как достаточный уровень развития слухо-произносительных навыков у учащихся является непременным условием успешного формирования разных видов речевой деятельности: устной речи (говорение и понимание на слух), чтения (вслух и про себя)

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     1. Бим, И. Л. Шаги 2 [Текст] : учебник немецкого языка для 6 класса общеобразоват. учреждений / И. Л. Бим, Л. В. Санникова. - М. : Просвещение, 2001. - 352 с.

     2. Бим И.Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. -М.: Новая школа, 1995.

     3. Вострякова Н.А. Цели урока иностранного языка и способы их достижения // Иностранные языки в школе. - 2001. - №5.

     4. Гальскова Н.Д., Гез И.И. Немецкий язык для детей. / Пособие для младшего школьного возраста и детей, изучающих немецкий язык в саду. -М.: «Аквариум», 1996.

     5. Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам.

     Начальная школа [Текст] : методическое пособие / Н. Д. Гальскова, 3. Н. Никитенко. -- М . : Айрис-пресс, 2004. -- 240 с.

     6. Гез И.И., Миролюбова А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Учебник, - М.: Высшая школа, 1988.

      7. Курс немецкого языка / Под общей ред. Т.К. Тимофеевой. - СПб., «Комета», 1993.

  1. Лащикова И.И. Песни на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе.-1993.-№2.

     9. Ляховицкий, М. В. методика преподавания иностранных языков [Текст] : учеб. Пособие / М. В. Ляховицкий. - М. : Высшая школа, 1981. - 159 с.

     10.Матусевич М.И. Введение в общую фонетику. - СПб., «Комета», 1990.

     11. Мезенина М.В. Поговорим о скороговорках // Иностранные языки в школе. - 1993.- № 2

     12.Немецкий язык 2 класс. Книга для учителя. / Под ред. Н.Д. Гальсковой, И.И. Гез. - М.: Дрофа, 2002.

     13. Никонова О.Н. Фонетика немецкого языка. - М.: Просвещение, 1976. 

     14. Поговорим о скороговорках [Текст] // Иностр. яз. в шк. - 1993. - №2. -С.51-55.

  1. Померанцева Т.А. Использование поговорок и скороговорок на уроке немецкого языка // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 2.
  2. Райх Б.Л. Фонетика. Основные правила чтения: Учеб. - метод. пособие. - М.: Дрофа, 2002. - 64 с.- (Немецкий язык для школьников)

     17. Рогова Г.В., Верещагина И.И. Методика обучения немецкому языку на начальном этапе в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.

     18.Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам [Текст] : базовый курс лекций / Е. Н. Соловова. - М. : Просвещение, 2001. - 239 с.

     19. Филатов В.М., Филатова Е.Г. Теория и практика раннего обучения иностранным языкам. Учебное пособие для педагогических колледжей, языковых вузов. - Ростов н/ Д: АНИОН, 1999. - 384 с.

Информация о работе Формирование произносительных навыков у учащихся начальной школы при обучении иностранному языку