Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:44, курсовая работа
Цель исследования: выявить и охарактеризовать методы и приёмы формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру понятий “активность”, “познавательная активность”, “познавательная деятельность”.
2. Раскрыть роль учителя в формировании познавательной активности младших школьников.
3. Осуществить диагностику познавательной активности младших школьников.
4. На основе эксперементальной работы выявить найболее эффективные методы и приёмы формирования познавательной активности у младших школьников в процессе обучения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………......................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ………….............5
1.1. Сущность и структура понятия «познавательная активность»………5
1.2. Роль личности учителя в формировании познавательной активности младших школьников…………………………………………………...9
1.3. Особенности формирования познавательной активности младших школьников……………………………………………………………..14
Выводы по первой главе……………………………………………………...18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ….................................................................................20
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательной активности
у младших школьников………………………………………………...20
2.2. Формирование познавательной активности у учащихся 4 класса на уроке русского языка…………………………………………………..21
Выводы по второй главе……………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...30
Затем проводился контрольный этап эксперимента. Было проведено повторное анкетирование учащихся 4-ых классов. Результаты анкетирования показали, что уровень познавательной активности стал выше. Таким образом, в 4-ом «Б» процент учащихся с высоким уровнем познавательной активности повысился на 7%, учащихся со средним уровнем развития познавательной активности стало на 13% больше. Также необходимо отметить, что учащихся с низким уровнем познавательной активности стало на 20% меньше (см. приложение 5).
Если говорить о 4-ом «А» классе, то результаты повторного анкетирования, по сравнению, с первичным изменились, но незначительно. Учащихся с высоким уровнем стало на 7% больше. Количество учеников среднего уровня развития познавательной активности не изменилось (40%) и на 7% стало меньше учеников с низким уровнем (см. приложение 4).
Сравнивая результаты контрольного этапа эксперимента в 4«А» и в 4«Б» классах можно сделать выводы, что проведение уроков, на которых присутствует смена видов деятельности, а так же различные интересные и занимательные задания, способствует повышению уровня развития познавательной активности у учащихся начальных классов.
Согласно
полученным, результатам можно сделать
выводы, что уровень сформированности
познавательной активности у младших
школьников напрямую зависит от умения
учителя организовать работу на уроке,
найти подход к каждому ученику,
а также от видов заданий, которые
необходимо выполнить детям в
ходе урока.
Выводы по второй главе
Проблема познавательной активности — одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?
Однако для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе — это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя, педагога помочь учащемуся перейти с нулевого на более высокий уровень. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до самого высокого уровня.
Особо хочется подчеркнуть, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или предпочтет ничего не делать.
Таким образом, интенсивному развитию познавательной активности способствует соблюдение ряда обязательных условий:
- индивидуальный
подход к учащимся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Познавательная активность как педагогическое явление — это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой — результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.
Однако для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе — это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя, педагога помочь учащемуся перейти с нулевого на относительно активный или исполнительно активный уровень. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня.
Необходимо подчеркнуть также, что активность связана с мотивами, целями, задачами, установками, способностями и притязаниями личности и формируется под воздействием внутренних и внешних факторов. Понятие "познавательная активность" раскрывается через понятие "познавательная деятельность", а "деятельность" - через понятие "активность". Активная деятельность определяется как деятельность усиленная, энергичная, а понятие "познавательная активность" включает в себя и отношение человека к окружающему.
Очень важную роль в формировании познавательной активности младшего школьника играет учитель. Уровень развития познавательной активности у детей зависит от того, насколько правильно учитель сможет:
- создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
- использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
- концентрировать внимание на главном в учебном материале;
- избегать перегрузки учащихся;
- принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
- дифференцировать объем домашних заданий;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Информация о работе Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения