Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и охарактеризовать методы и приёмы формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру понятий “активность”, “познавательная активность”, “познавательная деятельность”.
2. Раскрыть роль учителя в формировании познавательной активности младших школьников.
3. Осуществить диагностику познавательной активности младших школьников.
4. На основе эксперементальной работы выявить найболее эффективные методы и приёмы формирования познавательной активности у младших школьников в процессе обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………......................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ………….............5
1.1. Сущность и структура понятия «познавательная активность»………5
1.2. Роль личности учителя в формировании познавательной активности младших школьников…………………………………………………...9
1.3. Особенности формирования познавательной активности младших школьников……………………………………………………………..14
Выводы по первой главе……………………………………………………...18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ….................................................................................20
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательной активности
у младших школьников………………………………………………...20
2.2. Формирование познавательной активности у учащихся 4 класса на уроке русского языка…………………………………………………..21
Выводы по второй главе……………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 101.24 Кб (Скачать)

    У них свои проблемы

    Третий  тип - учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Они систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог. Именно на них опирается учитель при изучении новой (непростой) темы, и они же выручают учителя в трудных ситуациях (открытые уроки, посещение администрации и т.п.). Главный плюс этих учащихся — стабильность и постоянство. Однако и у них есть свои проблемы. За усидчивость и прилежание их нередко называют «зубрилками». А некоторым кажется, что этим детям учеба дается легко. В этом есть доля истины, но почему-то забывают о том, что такая кажущаяся легкость — результат более ранних усилий: умения сосредотачиваться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить (и не один раз!) всю эту цепочку. И эти учащиеся, как, впрочем, и остальные, нуждаются во внимательном отношении со стороны педагога. Порой они начинают скучать, если изучаемый материал достаточно прост, а учитель занят с более слабыми учениками. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Чуть позже они понимают, что одобрение учителя можно получить не за что-то «сверхурочное», а просто за качественно сделанную работу, не требующую поиска дополнительного материала. Основными приемами, стимулирующими активных учащихся, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Например, «проблемный диалог», когда, обсуждая предложенную учителем формулировку темы урока, школьники прогнозируют ее содержание. Или «мозговой штурм», состоящий из следующих шагов: создание банка идей (обязательное правило — никакой критики!), анализ идей (поиск рационального зерна в каждом, даже самом фантастическом предложении, отбор наиболее продуктивных идей), представление результатов работы группы и дальнейший отбор предложенных идей экспертами. Часто при представлении идей рождаются новые предложения, которые тут же включаются в обсуждение. Можно предложить учащимся особые ролевые ситуации. Школьники могут подключаться к технологии оценивания устных и письменных ответов одноклассников, то есть брать на себя роль «эксперта» (только не забудьте вооружить «экспертов» требованиями к оцениванию ответов, чтобы не возникло существенных разногласий) [10, с.78-79].

    Развивая  воображение и  образность мышления

    Творческий  тип познавательной активности характеризуется выраженной субъектной позицией учащегося. Эти школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они часто создают проблемы в учебной деятельности, которая опирается на последовательность, логику, основательность.

    Деятельность  педагога на данном уровне познавательной активности заключается, прежде всего, в развитии у школьников самой потребности в творчестве, в стремлении к самовыражению, самоактуализации. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, и специальные творческие уроки: КВНы, спортклубы и т.д. Но, работая с детьми творческого типа, педагог должен помнить о равноправии: каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение. Не нужно делить детей на талантливых и «остальных», даже если творческие проявления в чем-то не устраивают нас, педагогов.

    Подведем  итоги. Познавательная активность — сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание ит.д.), объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания). Тип учебной активности — это динамический показатель. В силах учителя помочь ученику перейти от нулевого типа к ситуативной и, возможно, исполнительской, творческой активности. Особо хочется подчеркнуть мысль о том, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или предпочтёт только отсидеться на уроке [10, с.79-80]. 
 
 
 
 
 

Выводы  по первой главе

    Высокие темпы развития и совершенствования  науки и техники, потребность  общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, способных быстро ориентироваться  в обстановке обусловливают актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся на современном этапе школьного образования. Поэтому одной из главных задач школы является развитие у учащихся стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, творческого отношения к делу.

    Познавательная  активность учащихся является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию.

    Познавательная  активность как педагогическое явление  — это двусторонний взаимосвязанный  процесс: с одной стороны, это  форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой — результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную активность. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.

    Существует  несколько типов познавательной активности младших школьников, что должен учитывать учитель при работе с детьми. На учителя возлагается большая ответственность за развитие детей. Педагог должен знать особенности каждого ребенка и уметь выбрать правильный подход для работы с детьми. В большинстве случаев доброжелательная доверительная обстановка между учителем и учениками на уроках является необходимым условием для формирования познавательной активности младших школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА ІІ.  ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  2.1. Диагностика уровня сформированности познавательной активности у младших школьников

    Познавательная  активность является основой научного знания о психическом развитии и о других познавательных и творческих возможностях личности. Она помогает педагогике найти эффективные пути и средства формирования личности, обеспечивающей собственное благополучие в обществе при сочетании своих личных интересов и потребностей с интересами и требованиями общества.

    В настоящее время этой проблеме уделяется  очень большое внимание  и проводится много различных исследований. В-первую очередь такие исследования проводят для своевременного выявления способностей и склонностей ребенка.  Затем на основании полученных результатов исследования разрабатываются найболее эффективные методы и приемы организации учебного процесса, которые вызывают у ребёнка интерес к учёбе и способствуют развитию познавательного интереса у него. 

    Следует также отметить, что особое внимание формированию познавательной активности у детей уделяется в начальных классах, т. к. уровень сформированности познавательной активности в младшем школьном возрасте определяет эффективность обучения на следующих этапах образования.

      С целью выявления уровня развития познавательной активности у младших школьников было проведено исследование на базе Волковысской средней школы №7. Исследование проводилось в форме анкетирования среди учащихся четвёртых классов.

    Анкетирование проводилось в 4«А» и 4«Б» классах. В проведении этого исследования принимали участие 30 человек: 15 учеников из 4«А» класса (контрольный класс) и 15 учеников из 4«Б» класса (экспериментальный класс). Каждая анкета состояла из 11 вопросов, и следующих 3-ёх  вариантов ответов: «да, очень», «нет, не очень» и «иногда», которые выбирали учащиеся при заполнении анкеты. Каждый ответ оценивался в несколько баллов: «да, очень» – 3балла,  «нет, не очень» – 1балл и ответ «иногда» оценивался в 2 балла. Максимально учащиеся могли набрать 33 балла. Таким образом, количество набранных баллов определяло уровень сформированности познавательной активности ученика. Ученики, набравшие от 0 до 11 баллов, имели низкий уровень развития познавательной активности, 12 –22 балла ― средний уровень и от 23 до 33 баллов ― высокий уровень (см. приложение 1).

    Мы  провели эксперимент, состоящий  из 3-ёх этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. На первом этапе мы провели первичное анкетирование. В нём участвовали учащиеся двух классов: 4«А» и 4«Б». На втором этапе нами была организована работа по повышению уровня познавательного интереса на уроках русского языка. На контрольном этапе эксперимента было проведено повторное анкетирование учащихся 4-ых классов.

    По  результатам, первичного анкетирования было выявлено, что сформированность познавательной активности у учащихся 4«А» и 4«Б» была примерно на одном уровне.

    В 4«А» классе было выявлено, 40% учеников, которые достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно, т.е. это учащиеся, обладающие высоким уровнем сформированности познавательной активности.

      У 40% детей сформированность познавательной активности была среднего уровня. У учащихся данного уровня заинтересованность проявляется только в определённых учебных ситуациях, связанных с интересной темой (содержанием) урока или необычными приёмами преподавания. Включение их в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляется волевыми и эмоциональными усилиями. Такие ученики охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. Иногда они могут удивлять учителя быстрыми правильными ответами.

      И низкий уровень сформированности познавательной активности был определён у 20% детей. Эти ребята, как правило, пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. При восприятии учебной задачи эти учащиеся не проявляют заинтересованности, готовности включиться в работу; не приступают к выполнению без подсказки или напоминания учителя, одноклассников; обычно оказываются не в состоянии самостоятельно решить предложенную учебную задачу и даже не пытаются искать собственное решение. Учащиеся с нулевой активностью обычно не имеют высоких оценок по основным учебным дисциплинам (см. приложение 2).

    По  результатам анкетирования, проведённого в 4«Б» классе 33% детей имели высокий уровень сформированности познавательной активности, 40% учащихся обладали средним уровнем и у 27% школьников был определён низкий уровень познавательной активности (см. приложение 3). 

    2.2.  Формирование  познавательной активности у учащихся      4-го класса на уроке русского языка

    На  втором этапе эксперимента в 4«Б» классе, с целью повысить уровень познавательной активности, давались следующие уроки русского языка: «Удивительный падеж Винительный», «Царство глагола» и «Ключевое слово «агрогородок»  (см. приложение 10, 11, 12). Уроки были очень занимательными и познавательными. На уроках проводились различные виды работы (индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах) и выполнялись разные интересные заданий. Детям очень понравились эти уроки, и они принимали активное участие в них.

    Несколько слов о том, как выстраивать урок с учетом уровней познавательной активности. Структура подобных занятий предусматривает не менее четырех основных моделей. Урок может быть линейным (с каждой группой по очереди), мозаичным (включение в деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи), активно ролевым (подключение учащихся с высоким уровнем активности для подключения остальных) или комплексным (совмещение всех предложенных вариантов). Главным критерием урока должна стать включенность в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей.

    Стратегия учителя, создающего активную познавательную атмосферу, заключается не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентации сознания учащегося: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и совершенствовании [11, с. 159].

Информация о работе Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения