Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и охарактеризовать методы и приёмы формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру понятий “активность”, “познавательная активность”, “познавательная деятельность”.
2. Раскрыть роль учителя в формировании познавательной активности младших школьников.
3. Осуществить диагностику познавательной активности младших школьников.
4. На основе эксперементальной работы выявить найболее эффективные методы и приёмы формирования познавательной активности у младших школьников в процессе обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………......................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ………….............5
1.1. Сущность и структура понятия «познавательная активность»………5
1.2. Роль личности учителя в формировании познавательной активности младших школьников…………………………………………………...9
1.3. Особенности формирования познавательной активности младших школьников……………………………………………………………..14
Выводы по первой главе……………………………………………………...18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ….................................................................................20
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательной активности
у младших школьников………………………………………………...20
2.2. Формирование познавательной активности у учащихся 4 класса на уроке русского языка…………………………………………………..21
Выводы по второй главе……………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 101.24 Кб (Скачать)
  • начальную (актуализация опорных знаний, мотивация и целеполагание, восприятие и осмысление),
  • среднюю (закрепление и применение),
  • завершающую (обобщение и систематизация) [6, с.31].

    Познавательная активность реализуется через познавательную потребность, инициативу, познавательную надситуативность, преобразуемость, самоактуализацию и саморегуляцию, которые являются ее определяющими характеристиками. Познавательная активность имеет мотивационно-волевую природу, потому что связана с волевыми чертами личности (целенаправленностью, организованностью, самостоятельность ), а также со всеми образованиями личности, являющимися проявлениями ее внутренней активности (ценностными ориентирами, направленностью).

    Что касается структуры познавательной активности, то этот вопрос также не имеет единого решения. Согласно точке зрения Т.Л.Павловец, основными компонентами познавательной активности выступают:

  • познавательная потребность;
  • саморегуляция познавательной деятельности [23, с.34].

    Исходя  из представления о мышлении как о решении учебных задач, А.М.Матюшкин представляет структуру мыслительного акта и соответствующей ему познавательной активности следующим образом:

  • порождение проблемы и формулирование мыслительной задачи;
  • решение задачи;
  • обоснование найденного решения [23, с.34].

    Ш.А.Амонашвили выделяет структурные компоненты познавательной активности исходя из структуры деятельности:

  • мотив как движущая эту активность сила;
  • объект познания, имеющий дидактически организованную форму;
  • способы и средства действия с объектом с целью его усвоения;
  • посредническая роль педагога между познавательными силами школьника и объектом усвоения;
  • результат познавательной активности [23, с.34].

    В диссертационном исследовании Т.П.Михневич структура познавательной активности представляет совокупность таких компонентов, как:

  • мотивационный (он отличается наличием познавательных мотивов);
  • содержательный (предполагает наличие знаний, прежде всего ведущих идей и понятий учебного материала, а также степень овладения учебным материалом);
  • процессуальный (характеризуется овладением способами познавательной деятельности, т.е. учебными умениями и мыслительными операциями);
  • эмоциональный (предполагает положительный эмоциональный фон познавательной деятельности) [23, с.35].

    Виды  познавательной активности:

    Познавательная  активность как педагогическое явление  — это двусторонний взаимосвязанный  процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой — результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом [11, с.156].

    Однако  для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном  процессе — это динамический, изменяющийся показатель [11, с.156].

    Психолого-педагогические особенности учащихся каждого уровня:

    Нулевой уровень. Учащимся с данным уровнем познавательной активности не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя.

    При восприятии учебной задачи эти учащиеся не проявляют заинтересованности, готовности включиться в работу; не приступают к выполнению без подсказки или напоминания учителя, одноклассников; обычно оказываются не в состоянии самостоятельно решить предложенную учебную задачу и даже не пытаются искать собственное решение. Учащиеся с нулевой активностью обычно не имеют высоких оценок по основным учебным дисциплинам [11, с.156].

    Относительно-активный уровень. У учащихся данного уровня заинтересованность появляется только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами преподавания. Включение их в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.

    Такие ученики охотно приступают к новым  видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. Иногда они могут удивлять учителя быстрыми, правильными ответами..

    Некоторые ученики данной группы часто боятся приступить к выполнению учебного задания, так как оно кажется им слишком большим и сложным [11, с.157].

    Учащиеся  с активным отношением к познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Такие ученики систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог. Они достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают преимущественно самостоятельно.

    Иногда  такие дети не проявляют особой активности, но неожиданно для учителя и всех окружающих они демонстрируют очень  высокий уровень знаний.

    Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся достаточно актуальна [11, с.157].

    Как педагогическое явление это понятие является сложным системным образованием и имеет определенную структуру. Она (активность) включает в себя и отношение учащегося к окружающей действительности, и усиленную, энергичную деятельность в пределах этой действительности. Активность личности формируется в результате взаимодействия внешних (цели, задачи, деятельность) и внутренних (мотивы, установки, притязания личности, ее способности) факторов. 

    1. Роль  личности учителя  в формировании познавательной активности младших  школьников

    Учитель имеет все возможности, чтобы  разбудить в ребенке те скрытые  «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательная активность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.

    С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:

  • создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
  • использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
  • концентрировать внимание на главном в учебном материале;
  • направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
  • осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
  • избегать перегрузки учащихся;
  • принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
  • дифференцировать объем домашних заданий;
  • контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
  • создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности [22, с.186].

      Создать условия для развития личности ребенка - значит сделать обучение субъектным.

      Условия субъектного обучения таковы:

  • Установка на партнерство в общении, признание прав партнера на собственную точку зрения и ее защита, умение слушать и слышать партнера готовность взглянуть на предмет общения с позиции партнера.
  • Открытость знания, его неоднозначность, неабсолютность, личностное понимание.
  • Проблемность, противоречивость знаний, дающие основание для возникновения осмысленного отношения к изучаемому материалу.
  • Наличие смыслопоисковых операций: совместное проектирование цели и содержания занятия, выбор учащимися способа достижения цели.
  • Самооценка собственной деятельности по достижению результата [22, с.186-187].

    В наше время на учителя возлагается  большая ответственность за развитие социально активной, креативной, умеющей рационально перерабатывать информацию и находить нестандартные способы решения проблем. Обеспечить новое качество образования может только учитель, творческий, инициативный, не равнодушный к результатам своей педагогической деятельности, обладающий современным мышлением, остро чувствующий особенности нового времени, ищущий новые способы повышения качества знаний учащихся. Однако, не смотря на личность учителя и её заинтересованность в качественном обучении детей, нередко можно наблюдать картину, когда учащийся «отсиживает» положенное время и может при этом оставаться абсолютно пассивным и равнодушным к происходящему на уроке.

    Задумаемся  над вопросом: почему многие учащиеся, не лентяи, плохо усваивают учебный материал, не хотят работать на уроке?

  • Причина первая. Потому что уроки носят однотипный характер, одинаковую структуру.
  • Причина вторая. Чаще спрашивают тех, кто проявляет активность на уроке.
  • Причина третья. Есть страх или барьер ответить неверно, допустить ошибку или вовсе показаться глупым и смешным.
  • Причина четвертая. Атмосфера на уроке - те взаимоотношения, которые выстраивает педагог.
  • Причина пятая. Навешивание «ярлыков» - разделение на сильных и слабых учеников.
  • Причина шестая. Личность самого педагога, его авторитет - всегда ли можно уважать учителя только потому, что он учитель [8, с.82]?

    Следует также отметить, что познавательная активность учащихся формируется средствами отбора информации и путей включения  школьников в познавательную деятельность. Объясняется это тем, что любая информация педагога, в какой бы степени она ни была интересной, не может постоянно удовлетворять учащихся. Учащиеся испытывают удовлетворенность при условии, если в собственной деятельности преобладает успех, и они ощущают интеллектуальное и духовное развитие. Таким образом, учителю, особенно  начальных классов, готовясь к урокам, необходимо тщательно просматривать и уметь выбрать ту информацию, которая будет доступна, понятна и интересна детям. Не менее важным этапом в подборе информации является учёт уровня развития детей и их способностей. Значит, познавательная активность возникает, если информация:

  1. заставляет удивляться, поражает воображение;
  2. заставляет задуматься;
  3. подводит учащихся к видению нового в знакомом материале;
  4. является основой для формирования понятий, законов, правил;
  5. нацеливает на внутрипредметные и межпредметные связи;
  6. ориентирована на использование в практической деятельности [2, с.201].

    Не  менее важную роль в формировании познавательной активности играет то, насколько правильно и интересно учитель смог организовать процесс деятельности. Таким образом, формирование познавательной активности происходит успешно, если процесс деятельности:

  • вызывает у учащихся стремление находить привлекательные стороны учебного процесса:
  • сопровождается мыслями: «додумался», «как же я этого раньше не знал», «не так уж и трудно»;
  • нацеливает на разрешение противоречий;
  • заставляет посмотреть на явление с другой стороны;
  • ориентирует на применение знаний в новых условиях;
  • включает элементы усложнения во всевозможные упражнения 
    и задачи;
  • развивает воображение, смекалку, логику;
  • предполагает элементы исследования [2, с.201].

    Главное в деятельности учащегося — чувство  собственного роста в условиях постоянно создаваемых для него педагогом ситуаций успеха.

    А сейчас хотелось бы остановиться, прежде всего, на особенностях отношений, которые складываются между педагогами и учащимися в процессе учебной деятельности последних, их направленности, характере, на основных формах и приемах взаимодействия и проследить, как отношения учителя и ученика, в частности в начальной школе,  влияют на формирование  познавательной активности у детей.

Информация о работе Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения