Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:44, курсовая работа
Цель исследования: выявить и охарактеризовать методы и приёмы формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру понятий “активность”, “познавательная активность”, “познавательная деятельность”.
2. Раскрыть роль учителя в формировании познавательной активности младших школьников.
3. Осуществить диагностику познавательной активности младших школьников.
4. На основе эксперементальной работы выявить найболее эффективные методы и приёмы формирования познавательной активности у младших школьников в процессе обучения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………......................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ………….............5
1.1. Сущность и структура понятия «познавательная активность»………5
1.2. Роль личности учителя в формировании познавательной активности младших школьников…………………………………………………...9
1.3. Особенности формирования познавательной активности младших школьников……………………………………………………………..14
Выводы по первой главе……………………………………………………...18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ….................................................................................20
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательной активности
у младших школьников………………………………………………...20
2.2. Формирование познавательной активности у учащихся 4 класса на уроке русского языка…………………………………………………..21
Выводы по второй главе……………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...30
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен, поэтому учителю важно развивать познавательный интерес, активность младших школьников в различных видах деятельности.
Школьник в своей учебной деятельности действительно перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество полученного учеником результата (решенная или нерешенная задача; содержательный или неглубокий, отрывочный, малоинформативный ответ и т.д.), и не представляет себе, какие индивидуальные умения, приемы учебной работы у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученику продвигаться в учебном материале, развивать учебную деятельность. Громоздкие системы нерациональных приемов тормозят учебный процесс, затрудняют формирование умений и их автоматизацию [5, с.2].
Итак, у учащихся на всем протяжении школьного обучения нужно формировать общеучебные умения, причем умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками. Что же при этом должен делать учитель? Учитель должен поставить цели и организовать деятельность. Ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их в собственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны. Желательно, чтобы, получая готовый образец, дети сами (но под руководством учителя) разрабатывали систему правил, по которой они будут действовать. Этого можно добиться, сравнивая выполняемое задание с данным образцом.
Следует также отметить, что интенсивному развитию познавательной активности способствует соблюдение ряда обязательных условий:
Обратимся к анализу практики работы учителей начальной школы. Чаще всего они используют загадки - краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. Есть загадки, в которых отгадывающий по двум, а то и по одному признаку должен восстановить целостный образ объекта или явления, например: В воде купался, но сух остался (гусь). Эти загадки требуют дополнительной информации (почему перья птицы после купания остаются сухими?). В других загадках перечень признаков может быть расширен или они построены на основе отрицательного сравнения. По веткам скачет, да не птица; рыжая, да не лиса (белка); Летит, а не птица, воет, а не зверь (ветер).
Учащиеся поочередно сопоставляют разные и в то же время в чем-то сходные признаки, группируют их по-новому и путем исключения ошибочных ответов при накоплении новых признаков находят отгадку. Такой анализ развивает способность логически мыслить и рассуждать.
Распространенный вид загадок - загадки метафорические, например, огонь в таких загадках сравнивают с красным петухом (Красный петушок по жердочке бежит!). Разгадывание таких загадок развивает как образное, так и логическое мышление [4, с.126].
Фрагмент урока (см. приложение 6).
Специфической формой работы с загадками является решение кроссвордов или ребусов. Для решения кроссвордов можно организовывать различные формы работы: самостоятельная работа, работа в группах, в парах.
Фрагмент урока (см. приложение 7).
На уроках учителя используют познавательные задания, вопросы, игры. Особое место среди них занимают дидактические игры – это творческая, целенаправленная деятельность, в процессе которой дети глубже познают явления окружающей действительности. Игры и их элементы делают процесс обучения интересным, способствуют преодолению трудностей в усвоении материала. К дидактическим играм относятся коллективные творческие дела игрового, познавательного характера. При подборе дидактических игр учитель идет от интереса учащихся, выходя за рамки учебной программы [4, с.126].
Фрагмент урока (см. приложение 8).
Учителя в своей работе используют приемы, которые особо любимы детьми.
«Реставрация». Учащиеся получают текст или рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необходимо заполнить пробелы.
Фрагмент урока (см. приложение 9).
Также следует отметить, что не менее эффективными приёмами по формированию познавательной активности младших школьников являются следующие:
«Лови ошибку». Ученики в тексте со специально допущенными ошибками, находят их и объясняют их суть.
«Перевертыш». Тема урока записывается словами в перевернутом виде, без изменения порядка слов в предложении. Детям предлагается правильно прочитать тему и рассказать, как они это сделали.
«Творчество на будущее». Ученики выполняют творческие задания по подготовке дидактических материалов: составляют ребусы, загадки и кроссворды по теме урока, придумывают игры на изучение, повторение или закрепление [4, с.126].
Таким образом, использование учителями выше названных приемов способствует:
В последнее время учителями начальных классов стали использоваться и нестандартные формы обучения. По определению И.П.Подласого, нетрадиционный (нестандартный) урок - это "импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру". Главная цель нестандартных уроков – активизация познавательной деятельности учащихся к учебному труду. Нетрадиционная форма урока (игра, путешествие, сказка) соответствует
возрастным особенностям младших школьников. В игре дети легко овладевают новыми знаниями и умениями.
Обучение
в начальной школе можно
Большое удовольствие получают дети на уроках-сказках. Готовиться к этим урокам приходится долго, но они помогают не только закрепить у учеников интерес к предмету, но и воспитать у них соответствующие черты характера. Сначала следует подобрать сказку, обработать ее на математический лад, к каждому моменту - в сказке подобрать математические задания разного характера: задачи, уравнения, игры, самостоятельные и творческие работы, ребусы и обязательно - рисунки. Во время урока учащиеся играют и работают, переживают вместе со сказочными героями, охотно им помогают. С чего и как начинается сказка? Каждая по-разному. Одну сказку можно просто рассказать. При прослушивании сказок дети сопровождают сказочных героев, проверяют, правильно ли решены задания. По-другому они ведут себя, когда слушают сказку, которая записана на магнитофон. Здесь у учителя больше свободного времени, чтобы помочь ученику решить ту или иную проблему. Самыми интересными сказками являются сказки, в которые нас приглашают сказочные герои, а дети непосредственно участвуют в этих сказках. Они сами сказочные герои, от которых требуется умение думать в необычных ситуациях, творчески работать, решать проблемы, бороться с отрицательными персонажами. В сказках воспитываются чувства дружбы, взаимопомощи, справедливости, смекалки [1, с.50] (см. приложение 10).
Известно, что ведущим видом деятельности для младших школьников является учение, которое может носить разный характер: подражательный, репродуктивный, поисковый, творческий. Среди средств активизации учения школьников дидакты выдвигают такие, как учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации учения. Рассмотрим, как можно реализовать каждое из названных средств в практике работы учителя.
Содержание учебного материала содействует обогащению и расширению знаний ребенка, приобретению опыта, развитию его кругозора. Однако в содержании учения не все привлекает школьника. В связи с этим перед учителем встает задача - заинтересовать детей. Одним из средств повышения познавательной активности детей является показ значимости и ценности содержания учебного материала, что необходимо соблюдать на всех этапах урока, особенно при постановке перед детьми познавательных задач, создания стимулов учения. Возрастными особенностями младших школьников диктуется соблюдение такого требования, как привлечение занимательного материала на уроке. Целесообразно использовать ребусы, дидактические игры, викторины, загадки и другой материал, который может заинтересовать, увлечь учащихся.
Наряду с содержанием учебного материала большую роль играют методы обучения, при помощи которых организуется учебный процесс. К основным из них относятся методы проблемного обучения и самостоятельная учебная работа учащихся. В проблемном обучении можно выделить такие методы, как проблемное изложение знаний, эвристическая беседа, исследовательский метод обучения. При обучении детей в начальных классах наиболее распространены проблемное изложение знаний учителем, привлечение учеников к поиску на отдельных этапах изложения. Сутью проблемного обучения является проблема, т.е. такая познавательная задача, результат и способы решения которой ученикам неизвестны, но у них имеются необходимые знания для того, чтобы решить ее. Постановка познавательных задач перед детьми всегда создает проблемную ситуацию, в процессе которой у них могут возникнуть определенные затруднения. Например, на уроках математики проблемными могут быть задания: постановка вопроса к имеющемуся условию задачи, составление примеров по заданию учителя, решение задач на материале окружающей действительности и т.п. На уроках чтения проблемными являются задания по выявлению новых фактов и явлений, использование приемов сравнения, формирование оценочного суждения, установление причинно-следственных связей и др.
Существенную роль в активизации познавательной активности школьников играет и самостоятельная работа как метод обучения. В процессе самостоятельного поиска активно работает мышление, поэтому усвоенные знания осмысленны и прочны. Самостоятельная работа в учебном процессе развивает познавательные способности учащихся, содействует выработке практических умений и навыков, повышает культуру умственного труда и делает приобретаемые знания осмысленными и глубокими [9, с.236-237].
Подводя итог необходимо отметить, что особая роль принадлежит игровым упражнениям, которые решают задачи последовательного развития познавательной активности младших школьников в процессе межличностного взаимодействия. Благодаря содействию со сверстниками и занятиям происходит эффективное включение детей в процесс социализации и формирования коммуникативных навыков.
Эффективность нестандартных уроков также обусловливается путем активизации познавательной активности и творческого потенциала младших школьников, углубления и расширения знаний, индивидуализации и дифференциации учебной деятельности учащихся. Основная задача учителя – создание на уроке атмосферы взаимопонимания, уважения, успеха, радости общения. На нестандартном уроке работают все. Содержательной стороной такого урока является совместный поиск истинного научного знания. С этой позиции ученики учатся объяснять факты, явления, закономерности и развивают тем самым свои способности.
Таким образом, нестандартный урок не только может, но и должен использоваться в начальной школе. Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.
Учитель при работе с детьми младшего школьного возраста всегда в первую очередь должен учитывать возрастные особенности этих детей и уметь построить урок так, чтобы ребенку было интересно, и он активно принимал участие в этом уроке. Важно сочетать использование демонстрационного наглядного материала с одновременной практической деятельностью учащегося с индивидуальным дидактическим и игровым материалом.
У детей младшего школьного возраста преобладает непроизвольное внимание и память. Поэтому эта особенность определяет частую смену видов деятельности и включение игры в учебный процесс.
Информация о работе Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения