Формирование познавательной активности младших подростков на уроках иностранного языка

Автор: 7**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности. Учителю необходимо свободно владеть инструментарием, позволяющим оценить познавательную активность детей и способствовать ее развитию.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 80.65 Кб (Скачать)

     После проведения пресс-конференции, когда  все вопросы были заданы, проводилось награждение по названным категориям. В конце урока подводились итоги и общее обсуждение о том, что понравилось на уроке, а что следует принять во внимание в следующий раз.

     Разрабатывая  данный урок пресс-конференцию, мы руководствовались  следующими принципами и методами:

     1. Принцип проблемности. В мышлении учащихся, в основном гостей пресс-конференции, создавалась проблемная ситуация, для выхода из которой ему требовались свои личные знания, опыт и логика. Это касается каверзных вопросов корреспондентов, о которых гости не знают, поэтому им нужно вспоминать всё то, что они изучали ранее по теме или использовать догадку и логику.

     2. Принцип обеспечения максимально  возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Основываясь на этот принцип, мы старались максимально приблизить учебную деятельность к ситуации реального общения, где ученики активно использовали изучаемый язык в реальных ситуациях.

     3. Принцип исследования изучаемых  проблем. Учебно-познавательная деятельность в данном случае учащихся носила творческий, поисковый характер и включала в себя элементы анализа и обобщения.

     4. Принцип самообучения. Учебно-познавательная  деятельность учащихся была достаточно  индивидуализирована на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

     5. Принцип мотивации. В основе  данного принципа лежала не  вынужденность выполнения задания, а желание рассказать о знаменитом человеке, посоревноваться в главных номинациях, стать лидером на пресс-конференции.

     Среди методов, используемых нами для достижения цели данной работы, мы руководствовались  следующими:

     1. Применение активных форм урока. Данный урок представлял собой не классическую форму проведения, а пресс-конференцию. Учащиеся занимались самообразованием, легко вступали в спор, обобщали, аргументировали, делали выводы.

     2. Социокультурный подход. Учащиеся приобрели и закрепили знания о знаменитых людях страны изучаемого языка, что поспособствовало обогащению их внутреннего мира.

     3. Творческое самовыражение школьников. Учащиеся подошли к выполнению заданий очень творчески, перевоплощаясь в образы доставшихся им персонажей и выдумывая каверзные и интересные вопросы. На уроке старались быть активными, эмоциональными и очень убедительными, что свидетельствовало о том, что их труды не прошли зря.

     Как уже говорилось выше, после проведения разработанных нами уроков, мы снова  провели диагностику всех компонентов  познавательной активности, чтобы проверить успешность нашей гипотезы. Приводим полученные данные повторной диагностики:

Таблица 3

Признаки Решающий  этап эксперимента
Эмоциональное

отношение

отрицательное неустойчивое положительное
Контрольная

После 1-го урока

После 2-го урока

 
21 %

19 %

 
35 %

36 %

 
44 %

43 %

Экспериментальная

После 1-го урока

После 2-го урока

 
 
2 %

1 %

 
 
20 %

22 %

 
 
78 %

77 %

Устойчивость  стремления к цели низкая средняя высокая
Контрольная

После 1-го урока

После 2-го урока

 
46 %

44 %

 
33 %

38 %

 
21 %

18 %

Экспериментальная

После 1-го урока

После 2-го урока

 
 
25 %

20 %

 
 
45 %

40 %

 
 
30 %

40 %

Концентрация  внимания низкая средняя высокая
Контрольная

После 2-х уроков

 
44 %
 
36 %
 
20 %
Экспериментальная

После 2-х уроков

 
 
34 %
 
 
46 %
 
 
20 %
Самостоятельность отсутствует частичная полная
Контрольная

После 1-го урока

После 2-го урока

 
63 %

57 %

 
35 %

40 %

 
2 %

3 %

Экспериментальная

После 1-го урока

После 2-го урока

         

40 %

33 %

   
 
50 %

56 %

- 

10 %

11 %

Отношение к заданию Непринятие  и невыполнение Интерес, но не выполнение Принятие  и выполнение
Контрольная

После 1-го урока

После 2-го урока

 
20 %

20 %

 
60 %

65 %

 
20 %

15 %

 
Экспериментальная

После 1-го урока

После 2-го урока

 
 
-

-

 
 
15 %

10 %

 
 
85 %

90 %

Отношение к деятельности Активно-негатив-ное Пассивно-негатив-

ное

Нейтрально-активное Активно-заинтере-

сованное

Активно-творческое
Контрольная

После 1-го урока

После 2-го урока

 
-

-

 
20 %

18 %

 
40 %

35 %

 
30 %

28 %

 
10 %

19 %

Экспериментальная

После 1-го урока

После 2-го урока

 
 
-

-

 
 
8 %
 
 
10 %
 
 
12 %
 
 
70 %
Включённость  в деятельность Отказ от включения Включен. При доп. стимулировании Самостоятельное включение
Контрольная

После 1-го урока

После 2-го урока

 
7 %

6 %

 
72 %

73 %

 
21 %

21 %

Экспериментальная

После 1-го урока

После 2-го урока

 
 
2 %

1 %

 
 
60 %

62 %

 
 
38 %

37 %

Направленность  личности Я Общение Дело
контрольная 30 % 41 % 29 %
экспериментальная 31 % 43 % 26 %
Скорость  умств. операций низкая средняя высокая
Контрольная

После 1-го урока

После 2-го урока

 
20 %

22 %

 
60 %

58 %

 
20 %

20 %

Экспериментальная

После 1-го урока

После 2-го урока

 
 
10 %

10 %

 
 
72 %

74 %

 
 
18 %

16 %

 

     Все результаты эксперимента приведены  в данной таблице и мы наглядно видим какое именно изменения и по каким критериям произошли после практического применения разработанных уроков, способствующих повышению уровня познавательной активности. Данные контрольной и экспериментальной групп намного отличаются в пользу последней почти по всем показателям критериев познавательной активности. Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что наша гипотеза была доказана. Теперь, когда мы убедились как именно и с помощью чего можно повысить познавательную активность на уроке английского языка, наши идею будут положены в основу как можно большего количества уроков, чтобы дети изучали язык не потому что "надо", а потому что "интересно и полезно" 
 
 

     Заключение

     Конкретизация сущности познавательной активности как  прижизненно развивающегося сложного личностного образования, обусловливающего качественные характеристики познавательной деятельности, раскрытие его структуры, выделение системы критериев, фиксирующих состояние компонентов познавательной активности, позволяет эффективно и целесообразно планировать содержание познавательной деятельности в условиях обучения иностранному языку.

     В результате исследования нами было рассмотрено  понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития познавательной активности детей младшего подросткового возраста, выявлены средства развития познавательной активности младших подростков. Мы так же рассмотрели основные принципы и методы, способствующие развитию познавательной активности на уроке английского языка. Для проверки этих методов нами был проведен эксперимент, состоящий из трех этапов. На первом мы диагностировали первоначальный уровень познавательной активности учеников 6-х классов, на втором – проводили разработанные уроки только в экспериментальной группе согласно рассмотренным принципам и методам, а на третьем – вновь диагностировали учащихся, чтобы проверить повысился ли их уровень познавательной активности.

     Проведенные исследования зафиксировали достоверный  рост уровня сформированности познавательной активности у детей младшего подросткового возраста, участвовавших в деятельности по экспериментальной программе. Предложенные нами уроки являются эффективными средствами развития познавательной активности младших школьников.

     Эффективность процесса формирования познавательной активности младших подростков зависит от целенаправленной совместной деятельности учителя и учеников по выбору оптимального пути подготовки младшего школьника к самостоятельной познавательной деятельности.

     Подводя итог, можно сделать вывод, что  основными задачами и направлениями развития познавательной активности младших подростков на уроке английского языка являются:

     1.  Обогащение уроков английского языка новыми формами проведения и презентации, развивающими творческие способности учащихся.

     2. Индивидуальный подход к каждому ученику, позволяющий включаться в совместную деятельность на уровне со всеми остальными участниками обучения.

     3. Социокультурный подход, позволяющий обогатить культурный багаж учащихся и приблизить их к традициям страны изучаемого языка.

     4. Планирование уроков на основе  основных принципов, нацеленных  на развитие познавательной активности  учащихся.

     Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Информация о работе Формирование познавательной активности младших подростков на уроках иностранного языка