Формирование познавательной активности младших подростков на уроках иностранного языка

Автор: 7**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности. Учителю необходимо свободно владеть инструментарием, позволяющим оценить познавательную активность детей и способствовать ее развитию.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 80.65 Кб (Скачать)
  1. Применение активных форм уроков (пресс-конференции, уроки-дискуссии, дидактические игры, ролевые игры) На таких уроках учащиеся занимаются самообразованием, легко вступают в спор, умеют обобщать, аргументировать, делать выводы. Ценным для них является приобретение знаний из Интернета, дополнительных источников. Большие возможности представлены в использовании ролевых игр, когда ученик выступает в других социальных ролях (врач, учитель, тренер, корреспондент, сын-дочь, любитель кино и т,д.). Ролевая игра требует знания различных учебных дисциплин (географии, истории, экономики), учащиеся выступают в роли сына и дочери, бабушки и мамы.
  2. Использование на уроках проблемной ситуации, которые приучают к самостоятельным действиям, к поиску решения. Обычно такая работа проводится в парах, группах.
  3. Социокультурный подход в изучении английского языка, предполагающий взаимодействие субъектов разных культур, ориентирует на обучение межкультурному иноязычному общению в контексте педагогики гражданского мира и согласия.
  4. Творческое самовыражение школьников. Направления творческой деятельности школьников 5-8 классов проявляются в их увлечениях: они мастерят что-то, увлекаются музыкой, компьютером, спортом, девочки ведут дневники, собирают коллекции, между ними в классе складываются определённые отношения,- всё это используется для активизации познавательной деятельности. Они приносят на уроки фотографии, открытки, альбомы («Моя семья», «Мои друзья»); предметы из своей коллекции, любимые игрушки («Увлечения, досуг, хобби»). Такие уроки оживляют общение, они имеют личностную направленность, создают подлинно коммуникативную обстановку на уроке.
  5. "Метод проектов", который предполагает ориентацию на самостоятельную деятельность учащихся. Метод проектов позволяет:

     - показать умения отдельного ученика  или группы учеников использовать  приобретенный в школе исследовательский опыт.

     - реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.

     - продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.

     - подняться на более высокую  ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

     Основательно  изучив принципы и методы, использование  которых предусматривает повышение уровня познавательной активности, мы обратились к учебнику и постарались апробировать полученные знания на практике. Для этого нами были разработаны два урока, которые составляли основу 3-го этапа нашего эксперимента. Данные уроки в большей части были разработками учителя, но тема, состав лексики, грамматический материал остались теми же, т.е. предусмотренными учебной программой и образовательным стандартом. Поэтому для проверки нашей гипотезы и того, чтобы эксперимент был удачным, мы провели разработанные уроки только в экспериментальном классе (6 А), а контрольный класс занимался по учебнику и заданиям, предложенным авторами и учебным планом. После апробации данных материалов мы вновь провели диагностику, определяющую уровень сформированности познавательной активности учащихся, чтобы определить повысился ли он после проведённых уроков, в основу которых, были положены главные принципы и методы для его развития.

     Но  для начала, мы решили подробно описать  разработанные нами уроки, которые направлены на развитие познавательной активности младших подростков.

     Урок 1.

     Тема  урока-проекта: My family

     Класс: 6 А

     Цели  урока-проекта:

     Образовательные: - систематизация знаний учащихся по теме "Моя семья";

     Воспитательные: - воспитание чувства любви и уважения к самым близким и дорогим  людям;

     Развивающие: - развитие памяти. Аналитического мышления и способности к обобщению.

     Задачи  урока: - тренировка учащихся в употреблении знакомых лексических единиц и грамматических структур, а также разговорных выражений в монологической и диалогической речи;

     - фонетическая отработка звуков  [a], [а:], [f], [m] и [g];

     Используемые  материалы: плакаты на тему "My family tree", приготовленные учащимися заранее (Приложение 5).

     Ход урока:

     Так как данный урок направлен на защиту проектов учащихся по теме "Моё семейное дерево", то первой частью урока являлось монологическое высказывание каждого ученика о своей семье. Отвечающий выходил к доске и представлял свой плакат, сопровождающийся кратким рассказом о семье (пример такого рассказа в Приложении 5). Перед  тем как первый ученик готовился к презентации, остальным раздавались таблицы для заполнения (Приложение 5. Таблица для зполнения на уроке). Данная таблица заполнялась на каждого ученика, где нужно было отметить галочкой или плюсом того отвечающего или отвечающих, у которых самая большая семья, больше всего бабушек и дедушек, кто из отвечающих уже стал тётей или дядей и отметить лучший проект. Данное задание послужило стимулом и дополнительным источником интереса к проектам одноклассников.

     После того как ученик закончил презентацию  своего проекта и остальные сделали соответствующие пометки у себя в таблицах, он предложил отгадать загадку о его семье, чтобы проверить внимательность своих одноклассников. Например, если за основу взять рассказ, приведённый в приложении, то можно загадать следующую загадку: He is older than 35, a good gardener and not my father. Who is it? (ответ: grandfather). Все загадки, составленные учениками, обсуждались с учителем заранее. Ученикам предлагалось отгадать загадку, а отгадавшего наградить любым предметом (вырезанное солнышко, звезда или улыбка). После того, как все загадки были отгаданы, определялся победитель по количеству вручённых предметов.

     Последним этапом данного урока-проекта являлось обсуждение данных таблиц, заполняемых всеми учениками на уроке. Такая же таблица была нарисована на доске, где в соответствующих колонках учителем записывались цифры, соответствующие количеству учеников, после чего учитель и весь класс определяли лидеров и озвучивали лучший проект урока.

     Данный  урок-проект был разработан на основе принципов и методов, развивающих познавательную активность учащихся.

     В основу урока были положены следующие  принципы:

     1. Принцип взаимообучения. Учащиеся обменивались знаниями о своих семьях, учились обобщать и анализировать полученную информацию, использовали творческий подход (плакаты о семье) и учились делать выводы.

     2. Принцип исследования изучаемых  проблем. Деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и включала в себя элементы анализа и обобщения. Вся подготовка к проекту была полностью исследовательской, ведь учащиеся составляли дерево своей семьи, опрашивая родственников и выбирая фотографии из альбомов.

     3. Принцип индивидуализации. Половив  в основу этот принцип, учитель  постарался организовать учебно-познавательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Перед защитой проектов проводилась работа с каждым учеником, оказывалась помощь при составлении рассказа о семье, где учитывались все возможности учеников.

     4. Принцип мотивации. В основе  данного принципа лежала не  вынужденность выполнения задания, а желание рассказать о своей семье, посоревноваться в отгадывании загадок, стать лидеров в предложенных графах таблицы и, наконец, побороться за звание "лучший проект".

     Среди методов, используемых нами для достижения цели данной работы, мы руководствовались  следующими:

     1. Творческое самовыражение школьников. На данном уроке ученики очень творчески подошли к выполнению проекта: принесли фотографии, каждый по-своему оформили свои плакаты, проявили изобретательность в подготовке загадок.

     2. Метод проектов. Данный урок по сути и представлял собой целостный проект.

     Урок 2.

     Тема  урока пресс-конференции : Famous people

     Класс: 6 А

     Цели:

     Образовательные: - активизация употребления новых  лексических единиц по теме "Известные  люди";

     - развитие устной монологической  и диалогической речи по теме "Известные люди";

     Воспитательные: - расширение кругозора учащихся;

     - знакомство с культурой и знаменитыми  людьми страны изучаемого языка;

     Развивающие: - развитие способности обобщать и  систематизировать знания;

     - приучение работать в команде  сообща.

     Задачи  урока: - отработка общих и специальных  типов вопросов;

     - развитие умений чтения с полным  пониманием на основе текстов  о знаменитых людях.

     Используемые  материалы:-  учебник "Enjoy English" 5-6 классы, Биболетовой М.З., Добрыниной Н.В.;

     - заготовки учащихся с вопросами  к интервьюерам;

     - некоторые элементы костюмов: пиджак  для Д.Дефо, шарф и берет для  Дж.Тёрнера, бабочка для Ч.Дарвина и шляпа для Дж.Р.Р.Толкиена.

     Ход урока:

     Данная  форма урока, а именно пресс-конференция  основывалась на знаниях, полученных учениками во время изучения темы "Известные люди". На предыдущих уроках школьники читали тексты о нескольких известных людях: Д. Дефо, Дж. Тёрнере, Дж. Р. Р. Толкиене, Ч. Дарвине, котрые и легли в основу нашего урока. Ученикам предлагалось "примерить" на себя роли данных знаменитых персонажей разного времени, собранных в одном месте, и корреспондентов различных печатных изданий.

     В роли "знаменитостей" входило:

     1. Еще раз ознакомиться с текстами о знаменитых людях, прочитанными и разобранными на предыдущих уроках.

     2. Изучить вопросы, составленные  к данным текстам на предыдущих  уроках. (Данное задание было предусмотрено авторами учебников).

     3. Предугадать возможные новые  каверзные вопросы, которые зададут  наши воображаемые корреспонденты.

     4. Войти в образ доставшегося  гостя с помощью некоторых  элементов одежды (бабочки, берета с шарфом, пиджака и шляпы).

     В роли "корреспондентов" входило:

     1. Еще раз ознакомиться с текстами  о знаменитых людях, прочитанными  и разобранными на предыдущих уроках.

     2. Изучить вопросы, составленные  к текстам на уроке вместе  с учителем, чтобы задавать их гостям на пресс-конференции.

     3. Составить несколько новых вопросов  по этим же текстам, о которых  гости не знают (все придуманные учениками вопросы обсуждались с учителем заранее).(примерный список вопросов на пресс-конференции в Приложении 6).

     4. Составить краткую визитную карточку: назвать имя, страну, печатное  издание, которое представляет. Эти данные озвучивались, когда корреспондент в первый раз задавал вопрос интервьюеру.

     5. Быть активными во время пресс-конференции  и задавать как можно больше  вопросов.

     За  несколько дней до пресс-конференции  учитель распределил роли, выбрав пятерых "знаменитостей" и корреспондентов (оставшаяся часть класса). Ученикам подробно объяснялось как будет происходить пресс-конференция, что им нужно для подготовки и какие награды предусматриваются: самый активный корреспондент, самый коварный корреспондент, самый интересный собеседник, самый обаятельный собеседник. После этого ученикам предоставлялось немного времени для подготовки, так как материал, который был положен в основу урока, им уже известен. Индивидуальная работа проводилась с корреспондентами по обсуждению новых, придуманных вопросов и визитных карточек, а с гостями по поводу примерных задаваемых вопросов и внешнего вида.

     На  уроке корреспонденты занимают свои места (парты расставлялись в  один длинный ряд, за которыми сидели корреспонденты), а гости ждут своего выхода в стороне. Учитель объявляет  о пресс-конференции, приветствует корреспондентов и представляет гостей, которые выходят, приветствуют всех и занимают свои места.

     Перед непосредственным интервью учитель  обращается к гостям, немного рассказывает о них и объясняет как будет проходить пресс-конференция (когда учитель дал старт о начале, корреспонденты начали тянуть руки, спрашивался первый поднявший руку, его задачей было – представиться, объявить кому он хочет задать вопрос и непосредственно его задать). Гости внимательно выслушивали вопрос, заданный им и старались наиболее точно и информативно на него ответить.

Информация о работе Формирование познавательной активности младших подростков на уроках иностранного языка