Автор: 7**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 18:50, курсовая работа
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности. Учителю необходимо свободно владеть инструментарием, позволяющим оценить познавательную активность детей и способствовать ее развитию.
-
показать умения отдельного
- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
-
продемонстрировать уровень
- подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
Основательно изучив принципы и методы, использование которых предусматривает повышение уровня познавательной активности, мы обратились к учебнику и постарались апробировать полученные знания на практике. Для этого нами были разработаны два урока, которые составляли основу 3-го этапа нашего эксперимента. Данные уроки в большей части были разработками учителя, но тема, состав лексики, грамматический материал остались теми же, т.е. предусмотренными учебной программой и образовательным стандартом. Поэтому для проверки нашей гипотезы и того, чтобы эксперимент был удачным, мы провели разработанные уроки только в экспериментальном классе (6 А), а контрольный класс занимался по учебнику и заданиям, предложенным авторами и учебным планом. После апробации данных материалов мы вновь провели диагностику, определяющую уровень сформированности познавательной активности учащихся, чтобы определить повысился ли он после проведённых уроков, в основу которых, были положены главные принципы и методы для его развития.
Но для начала, мы решили подробно описать разработанные нами уроки, которые направлены на развитие познавательной активности младших подростков.
Урок 1.
Тема урока-проекта: My family
Класс: 6 А
Цели урока-проекта:
Образовательные: - систематизация знаний учащихся по теме "Моя семья";
Воспитательные: - воспитание чувства любви и уважения к самым близким и дорогим людям;
Развивающие: - развитие памяти. Аналитического мышления и способности к обобщению.
Задачи урока: - тренировка учащихся в употреблении знакомых лексических единиц и грамматических структур, а также разговорных выражений в монологической и диалогической речи;
- фонетическая отработка звуков [a], [а:], [f], [m] и [g];
Используемые материалы: плакаты на тему "My family tree", приготовленные учащимися заранее (Приложение 5).
Ход урока:
Так как данный урок направлен на защиту проектов учащихся по теме "Моё семейное дерево", то первой частью урока являлось монологическое высказывание каждого ученика о своей семье. Отвечающий выходил к доске и представлял свой плакат, сопровождающийся кратким рассказом о семье (пример такого рассказа в Приложении 5). Перед тем как первый ученик готовился к презентации, остальным раздавались таблицы для заполнения (Приложение 5. Таблица для зполнения на уроке). Данная таблица заполнялась на каждого ученика, где нужно было отметить галочкой или плюсом того отвечающего или отвечающих, у которых самая большая семья, больше всего бабушек и дедушек, кто из отвечающих уже стал тётей или дядей и отметить лучший проект. Данное задание послужило стимулом и дополнительным источником интереса к проектам одноклассников.
После того как ученик закончил презентацию своего проекта и остальные сделали соответствующие пометки у себя в таблицах, он предложил отгадать загадку о его семье, чтобы проверить внимательность своих одноклассников. Например, если за основу взять рассказ, приведённый в приложении, то можно загадать следующую загадку: He is older than 35, a good gardener and not my father. Who is it? (ответ: grandfather). Все загадки, составленные учениками, обсуждались с учителем заранее. Ученикам предлагалось отгадать загадку, а отгадавшего наградить любым предметом (вырезанное солнышко, звезда или улыбка). После того, как все загадки были отгаданы, определялся победитель по количеству вручённых предметов.
Последним этапом данного урока-проекта являлось обсуждение данных таблиц, заполняемых всеми учениками на уроке. Такая же таблица была нарисована на доске, где в соответствующих колонках учителем записывались цифры, соответствующие количеству учеников, после чего учитель и весь класс определяли лидеров и озвучивали лучший проект урока.
Данный урок-проект был разработан на основе принципов и методов, развивающих познавательную активность учащихся.
В основу урока были положены следующие принципы:
1. Принцип взаимообучения. Учащиеся обменивались знаниями о своих семьях, учились обобщать и анализировать полученную информацию, использовали творческий подход (плакаты о семье) и учились делать выводы.
2.
Принцип исследования
3.
Принцип индивидуализации. Половив
в основу этот принцип,
4. Принцип мотивации. В основе данного принципа лежала не вынужденность выполнения задания, а желание рассказать о своей семье, посоревноваться в отгадывании загадок, стать лидеров в предложенных графах таблицы и, наконец, побороться за звание "лучший проект".
Среди методов, используемых нами для достижения цели данной работы, мы руководствовались следующими:
1. Творческое самовыражение школьников. На данном уроке ученики очень творчески подошли к выполнению проекта: принесли фотографии, каждый по-своему оформили свои плакаты, проявили изобретательность в подготовке загадок.
2. Метод проектов. Данный урок по сути и представлял собой целостный проект.
Урок 2.
Тема урока пресс-конференции : Famous people
Класс: 6 А
Цели:
Образовательные: - активизация употребления новых лексических единиц по теме "Известные люди";
-
развитие устной
Воспитательные: - расширение кругозора учащихся;
-
знакомство с культурой и
Развивающие: - развитие способности обобщать и систематизировать знания;
- приучение работать в команде сообща.
Задачи урока: - отработка общих и специальных типов вопросов;
-
развитие умений чтения с
Используемые материалы:- учебник "Enjoy English" 5-6 классы, Биболетовой М.З., Добрыниной Н.В.;
-
заготовки учащихся с
- некоторые элементы костюмов: пиджак для Д.Дефо, шарф и берет для Дж.Тёрнера, бабочка для Ч.Дарвина и шляпа для Дж.Р.Р.Толкиена.
Ход урока:
Данная форма урока, а именно пресс-конференция основывалась на знаниях, полученных учениками во время изучения темы "Известные люди". На предыдущих уроках школьники читали тексты о нескольких известных людях: Д. Дефо, Дж. Тёрнере, Дж. Р. Р. Толкиене, Ч. Дарвине, котрые и легли в основу нашего урока. Ученикам предлагалось "примерить" на себя роли данных знаменитых персонажей разного времени, собранных в одном месте, и корреспондентов различных печатных изданий.
В роли "знаменитостей" входило:
1. Еще раз ознакомиться с текстами о знаменитых людях, прочитанными и разобранными на предыдущих уроках.
2.
Изучить вопросы, составленные
к данным текстам на
3.
Предугадать возможные новые
каверзные вопросы, которые
4. Войти в образ доставшегося гостя с помощью некоторых элементов одежды (бабочки, берета с шарфом, пиджака и шляпы).
В роли "корреспондентов" входило:
1.
Еще раз ознакомиться с
2. Изучить вопросы, составленные к текстам на уроке вместе с учителем, чтобы задавать их гостям на пресс-конференции.
3.
Составить несколько новых
4.
Составить краткую визитную
5.
Быть активными во время пресс-
За несколько дней до пресс-конференции учитель распределил роли, выбрав пятерых "знаменитостей" и корреспондентов (оставшаяся часть класса). Ученикам подробно объяснялось как будет происходить пресс-конференция, что им нужно для подготовки и какие награды предусматриваются: самый активный корреспондент, самый коварный корреспондент, самый интересный собеседник, самый обаятельный собеседник. После этого ученикам предоставлялось немного времени для подготовки, так как материал, который был положен в основу урока, им уже известен. Индивидуальная работа проводилась с корреспондентами по обсуждению новых, придуманных вопросов и визитных карточек, а с гостями по поводу примерных задаваемых вопросов и внешнего вида.
На уроке корреспонденты занимают свои места (парты расставлялись в один длинный ряд, за которыми сидели корреспонденты), а гости ждут своего выхода в стороне. Учитель объявляет о пресс-конференции, приветствует корреспондентов и представляет гостей, которые выходят, приветствуют всех и занимают свои места.
Перед непосредственным интервью учитель обращается к гостям, немного рассказывает о них и объясняет как будет проходить пресс-конференция (когда учитель дал старт о начале, корреспонденты начали тянуть руки, спрашивался первый поднявший руку, его задачей было – представиться, объявить кому он хочет задать вопрос и непосредственно его задать). Гости внимательно выслушивали вопрос, заданный им и старались наиболее точно и информативно на него ответить.