Автор: 7**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 18:50, курсовая работа
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности. Учителю необходимо свободно владеть инструментарием, позволяющим оценить познавательную активность детей и способствовать ее развитию.
В отличие от хорошо успевающих учеников, слабоуспевающие из-за недостаточно развитой речи, мышления, не умения излагать мысли своими словами, стремятся запомнить и воспроизвести учебный материал почти дословно. При этом они часто не понимают сущности излагаемых предметов, явлений, а схватывают лишь внешне наиболее бросающиеся в глаза. Здесь, с одной стороны, сказываются индивидуальные особенности памяти учеников, с другой – содержание и характер изложения этого материала.
На первом этапе ученикам можно отвечать по составленному дома плану, используя наглядные пособия, схемы, таблицы, можно использовать карточки. В тактичной форме, надо обратить внимание ученика на ошибки при запоминании нового материала, учить выделять и находить в тексте наиболее главное, существенное. Недостатки памяти у остальных учащихся часто имеют свои корни не в том, что эти ученики от природы слабые, а в особенности их характера, общей заторможенности, пассивности, нерешительности, неуверенности, которые делают процесс заучивания вялым и поэтому не достаточно продуктивным. Основное направление в индивидуальной работе с такими учащимися – это поддержка уверенности в себе, в своих силах, уверенности в успехе. Иногда дети обнаруживают стремление механически заучивать то, что требует осмысления. Большое значение для осмысленного запоминания материала, имеет речь. Поэтому следует требовать от учащихся своими словами по-разному, но всякий раз правильно передавать тот материал, который подлежит буквальному заучиванию.
Немалую роль в процессе обучения играют интересы школьника. Интересы, мотивы, потребности младших подростков динамичны, весьма неустойчивы. Они проявляют готовность овладеть интересующей областью знания. Учебные интересы младших подростков находятся в стадии развития, становления. Большое значение имеют также личные успехи подростка в изучении того или иного предмета. Они как бы окрыляют его, в то время как неудачи могут повлечь за собой снижение интереса. С другой стороны, наблюдаются и такие случаи, когда оценка по тому или иному предмету побуждает подростка “доказать”, что она случайна, что он может достигнуть успеха, высокой оценки знания, и эта борьба за выправление неудач нередко ведет к тому, что интерес к учебному предмету повышается. На понижение интереса подростков к учению, может влиять возникновение какого-либо сильного, всепоглощающего интереса в области, непосредственно не связанной с учением, а именно – увлечение спортом, музыкой и др. Некоторые исследователи находят причины снижения интереса к учебе в том, что в подростковом возрасте появляется интерес к сверстнику другого пола, который перерастает в “первую любовь”. О своих первых переживаниях и мальчики, и девочки боятся говорить друзьям, родителям, учителям, боятся, что над ними будут смеяться. И они часто бывают правы.
“Это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст” (Н.К. Крупская). Задача педагогов состоит в том, что бы создать педагогическое пространство, где ребенок имел бы возможность для разностороннего проявления своей личности, обогащения своего внутреннего мира – основа, на базе которой формулируется и развивается творческий процесс. К ребенку следует отнестись с пониманием и не бросаться сразу наказывать их за какую-нибудь оплошность.
В
заключение хочется привести слова
замечательного и талантливого педагога
Ш.А. Амонашвили: “Чем многограннее у ребенка
жизненный опыт детства, тем успешнее
можно вплетать в него богатейший опыт
человечества. Многогранный жизненный
опыт человечества. Многогранный жизненный
опыт детства есть благоприятнейшая почва,
и посеянные в ней очищенные семена богатого
опыта человечества могут дать редчайший
урожай – неповторимую личность”.[1, с.
243]
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий, способствующих развитию познавательной активности на уроках английского языка.
2.1. Диагностика познавательной активности младших подростков.
Для изучения познавательной активности детей младшего подросткового возраста на базе МОУ СОШ № 2 г. Ясногорска был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие дети двух 6-ти классов. Они были поделены на две группы: 6 А класс представлял экспериментальную группу, а 6 Б - контрольную (по 20 человек в каждой). Список детей, участвующих в исследовании приведен в Приложении 1.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап
На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей младшего подросткового возраста в экспериментальной и контрольной группах.
2 этап
На этом этапе проводились занятия, направленные на развитие познавательной активности детей младшего подросткового возраста. С контрольной группой на втором этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные образовательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались во второй этап эксперимента.
3 этап
На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей младшего подросткового возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.
Задача третьего этапа эксперимента состояла в определении уровня сформированности познавательной активности младших подростков в обеих группах.
Чтобы провести наиболее полную диагностику познавательной активности, мы решили рассмотреть каждый компонент данного понятия в отдельности путём различных методов исследования. Все эти компоненты были описаны нами в первом пункте первой главы.
Для фиксации уровней проявления признаков эмоционального состояния нами была разработана карта наблюдения. Карта заполнялась на каждого ученика нейтральным наблюдателем в течение пяти занятий (см. Приложение 2).
Так
же использовался метод наблюдения
для определения следующих
В качестве инструмента для определения направленности личности как признака сформированности компонента социальной ориентации мы избрали «методику диагностики направленности личности Б. Басса» (Приложение 3).
Для определения уровня концентрации внимания мы использовали тест Риссу, основанный на переплетённых линиях Рея (Приложение 4).
В
таблице 2 приведены результаты диагностики
экспериментальной и
Таблица 2
Признаки | Диагностический этап | ||||||||
Эмоциональное
отношение |
отрицательное | неустойчивое | положительное | ||||||
контрольная | 20 % | 36 % | 44 % | ||||||
эксперимент-ая | 20 % | 38 % | 42 % | ||||||
Устойчивость стремления к цели | низкая | средняя | высокая | ||||||
контрольная | 48 % | 31 % | 21 % | ||||||
экспериментальная | 44 % | 33 % | 23 % | ||||||
Концентрация внимания | низкая | средняя | высокая | ||||||
контрольная | 45 % | 35 % | 20 % | ||||||
экспериментальная | 41 % | 39 % | 20 % | ||||||
Самостоятельность | отсутствует | частичная | полная | ||||||
контрольная | 65 % | 33 % | 2 % | ||||||
экспериментальная | 69 % | 31 % | - | ||||||
Отношение к заданию | Непринятие и невыполнение | Интерес, но не выполнение | Принятие и выполнение | ||||||
контрольная | 22 % | 58 % | 20 % | ||||||
экспериментальная | 25 % | 53 % | 22 % | ||||||
Отношение к деятельности | Активно-негатив-ное | Пассивно-негатив-
ное |
Нейтрально-активное | Активно-заинтере-
сованное |
Активно-творческое | ||||
контрольная | - | 18 % | 42 % | 29 % | 11 % | ||||
экспериментальная | - | 20 % | 40 % | 31 % | 9 % | ||||
Включённость в деятельность | Отказ от включения | Включен. при доп. стимулировании | Самостоятельное включение | ||||||
контрольная | 7 % | 72 % | 21 % | ||||||
экспериментальная | 6 % | 70 % | 24 % | ||||||
Направленность личности | Я | Общение | Дело | ||||||
контрольная | 30 % | 41 % | 29 % | ||||||
экспериментальная | 31 % | 43 % | 26 % | ||||||
Скорость умств. операций | низкая | средняя | высокая | ||||||
контрольная | 20 % | 60 % | 20 % | ||||||
экспериментальная | 18 % | 62 % | 20 % |
Исходя
из данных, приведённых в таблице,
можно сделать вывод о том,
что лишь малый процент учащихся
имеет высокий уровень
2.2. Организация уроков английского языка, способствующих развитию познавательной активности.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося. Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности.
И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и конечно же пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение. При обучении младших подростков учителю необходимо руководствоваться основными принципами, отвечающими за активизацию познавательной активности учащихся:
3. Принцип взаимообучения. Не мене важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.
4. Принцип исследования изучаемых проблем. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер.
5. Принцип индивидуализации. Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации – это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей: адаптация к учебному процессу, способность к восприятию нового и т.п. Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося.
6. Принцип самообучения. Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.
7.Принцип мотивации. Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.
Принципы
активизации учебно-