Автор: 7**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 18:50, курсовая работа
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности. Учителю необходимо свободно владеть инструментарием, позволяющим оценить познавательную активность детей и способствовать ее развитию.
Введение
В
настоящее время перед
Известно,
что познавательная активность развивается
из потребности в новых
Все авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина и др.), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие ученика.
Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Проблеме познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Г.А. Цукерман, Л.М Фридмана, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской. Особенности развития познавательной активности в младшем подростковом возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т.М. Землянухиной, Д.Б. Годовиковой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной, Т.А. Павловец, Т.А. Серебряковой, С.П. Чумаковой.
Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности младшего подростка и оказывает сильное влияние на его развитие. Все это и обусловило актуальность темы исследования.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательной активности младших подростков и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса на уроках иностранного языка. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: поиск наиболее эффективных путей развития познавательной активности у детей младшего подросткового возраста.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формирование познавательной активности младших подростков на уроках иностранного языка».
Объект исследования: познавательная активность детей младшего подросткового возраста.
Предмет исследования: пути и способы формирования познавательной активности младших подростков на уроке иностранного языка.
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность разработанных путей и способов формирования и развития познавательной активности детей младшего подросткового возраста.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что познавательная активность у детей младшего подросткового возраста может быть реально и существенно повышена, если в процессе обучения младших подростков будут целенаправленно и комплексно использоваться различные пути и способы её повышения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1)
Рассмотреть понятие «
2)
Выявить возрастные
3) Определить средства развития познавательной активности у детей младшего подросткового возраста.
4)
Экспериментально проверить
Глава I. Психолого-педагогические основы развития познавательной активности младших подростков в процессе обучения.
Сегодня
понятие «познавательная
Однако среди авторов нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность», которое трактуется по-разному: как разновидность или качество умственной деятельности (М.А. Данилов, Т.И. Шамова), как естественное стремление ребенка к познанию (Е.И. Щербакова), как состояние готовности к познавательной деятельности (, М.И. Лисина), как свойство или качество личности (Т.А. Ильина, Г.И. Щукина).
Психологи познавательной активностью называют "…стремление человека к новым знаниям, к решению не только учебных задач, но и задач, возникающих в жизни. Познавательная активность заставляет искать и находить решение таких проблем, которые, на первый взгляд, кажутся неразрешимыми. Зачастую она вызывает у человека новый интерес и к тому, что уже вроде бы хорошо известно и кажется вполне понятным. Человек с более развитой познавательной активностью может увидеть что-то новое, интересное и непонятное там, где вроде бы все уже давно понятно и хорошо изучено» [5, c.106]
Опираясь на приведённые точки зрения, а также на работы М.И. Лисиной, A.M. Матюшкина и Т.Д. Сарториус, убедительно доказывающие, что познавательная активность является формируемым качеством личности, мы определяем познавательную активность как прижизненно развивающееся сложное личностное образование, обусловливающее качественные характеристики познавательной деятельности [3, с.345].
Несмотря на значительное внимание, уделяемое проблеме исследователями, на сегодняшний день нет общепризнанного понимания структуры познавательной активности, отсутствует единая, удобная система выделения показателей, критериев познавательной активности.
Анализ литературы показал, что наиболее аргументировано выделение авторами следующих компонентов структуры познавательной активности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно - процессуальный и компонент социальной ориентации.
Учитывая всю трудность фиксации такого сложного феномена, как познавательная активность, и предвидя возможность неравномерного развития отдельных ее компонентов, мы избрали подход поэлементного изучения. В каждом структурном компоненте нами обозначены эмпирические элементы поддающиеся наблюдению, фиксированию и теоретическому анализу. Каждый внешний признак элемента структуры познавательной активности может быть отражен в определенных критериях, которые характеризуют уровень проявления данного элемента.
Система внешних признаков позволяет фиксировать качественное состояние компонентов познавательной активности, а выделенные уровни проявления данных признаков отражают степень сформированности компонентов с количественных позиций.
Учитывая, что развитие эмоционального, волевого и мотивационного компонентов во многом обусловлено протеканием внутренних психических процессов, мы относим данные компоненты к внутренней сфере познавательной активности, а содержательно-операциональный и компонент социальной ориентации - к сфере внешней [4, с.79].
Выделенные компоненты познавательной активности могут находиться на различных уровнях развития, но при этом они, как части системы, находятся в сложных отношениях взаимовлияния и взаимозависимости.
Таблица 1. Структура познавательной активности
Компонен-
ты |
Содержание | Критерий | Параметры измерения | Характеристики проявления |
Эмоциональ-ный | особенности
эмоционального подкрепления индивидуаль-
ного опыта познания |
внешнее выражение эмоций (радость – горе, увлечение – безучастность и т.д. и т.п.) | сила проявления | 1. Нейтральное
состояние
2. Умеренное проявление 3. Высокое проявление 4. Очень высокое проявление |
Устойчивость
и направлен-
ность отношения |
1. Устойчивое
отрицательное
2.Неустойчивое 3. Устойчивое положительное | |||
Волевой | волевые усилия, направленные на достижения сознательно поставленной цели, связанные с преодолением внешних и внутренних препятствий | стремление, настойчивость,
устойчивость (преодоление трудностей) |
устойчивость и целенаправлен-ность познавательной деятельности | 1. Высокий уровень
2. Средний уровень 3. Низкий уровень |
мобилизация сил | концентрация внимания | 1. Высокая
2. Средняя 3. Низкая (рассеянность) | ||
саморегуля-
ция |
степень проявления
самостоятель-
ности |
1. Самостоя-
тельность от- сутствует 2. Частичная самос-ть 3. Полная самос-ть | ||
Мотиваци-
онный |
мотивы, потребности, установки, интересы, цели, результат | отношение к
заданию |
позиция школьника | 1. Неприятие
и невыполнение
2. Интерес, но не выполнение 3. Принятие и выполнение |
отношение к результату деятельности | скорость усвоения
умственных действий
(кол-во операций) |
1. Активно –
творческая
2. Активно – заинтересован-ная 3. Нейтрально – активная 4. Пассивно – негативная 5. Активно - негативная | ||
Содержа-
тельно- Операцио- нальный |
объем знаний, умений, навыков, способов действий и готовность их применить | оптимальность деятельности (скорость и качество выполнения заданий) | интегрированное проявление интеллектуального диапазона (кач-во ум. действ.) | 1. Инертный уровень
2. Средний уровень 3.Динамиче- ский уровень |
1. Узкий диапазон
2. Средний диапазон 3. Широкий диапазон | ||||
включенность в деятельность | позиция школьника | 1.Самостоятельное
включение
2. Включение при дополни- Тельном вне- шнем стиму- лировании 3. Отказ от включения | ||
Социальной
ориентации |
общественная направленность познавательной деятельности | социальная
ответствен-
ность, осознан- ность смысла самообразова- ния и самосовершен- ствования |
направленность личности | 1. Созидатель-
ная (на дело) 2.Потребитель- ская (на получение общественного признания, оценки) 3.Утилитарно-прагматическая (на себя) |
Так, например, положительное эмоциональное отношение к познавательной деятельности стимулирует развитие содержательно-процессуального компонента и наоборот, значительный объем знаний умений и навыков создает позитивный настрой по отношению к учебной деятельности.
Как
и в отношении структуры
По отношению к деятельности [18, с.216].
1.
Потенциальная активность, характеризующая
личность со стороны
2.
Реализованная активность
По длительности и устойчивости:
1. Ситуативная активность, которая носит эпизодический характер.
2. Интегральная активность, определяющая общее доминирующее отношение к деятельности.
По характеру деятельности:
1. Репродуктивно - подражательная. Характеризуется стремлением запомнить и воспроизвести готовые знания, овладеть способом их применения по образцу.
2.
Поисково-исполнительская.
3.
Творческая. Совершается путем поиска,
инициативы в постановке целей
и задач, выработки
Данные уровни сформированности познавательной активности выделены с позиции качественного измерения, с точки зрения же количественного измерения обычно выделяются три уровня: высокий, средний и низкий.
Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.