Формирование эстетической культуры школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение форм, методов и средств формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования эстетической культуры школьников;
2) изучить особенности формирования эстетической культуры в школьном возрасте;
3) исследовать формы внеучебной деятельности, направленные на формирование эстетической культуры школьников;
4) охарактеризовать средства и методы формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования эстетической культуры школьников …………………………………………………...……….5
1.1. Сущность формирования эстетической культуры……………..............5
1.2. Цели и задачи формирования эстетической культуры………………...7
1.3. Структура эстетической культуры личности младшего школьника...11
Глава 2. Особенности формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности……….………………………………………………15
2.1. Направления и формы эстетического воспитания школьников……15
2.2. Средства и методы формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности…………..………………..……………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………….……………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

По первой задаче исследования – анализ научно-методической литературы – была изучена проблема формирования эстетической культуры школьников. Эстетическая культура личности выступает показателем развития внутренних духовных сил человека. Потому в ее создании и сохранении заинтересован как сам индивид, который при этом реализует свою потребность в красоте, так и общество в целом. Эстетическая культура личности предполагает наличие развитого эстетического вкуса, потребностей и способностей к эстетическому творчеству.

Решая вторую задачу, поставленную в работе - изучить особенности формирования эстетической культуры в школьном возрасте, мы установили, что младший школьный возраст самый благоприятный для эстетического воспитания.

Решая третью задачу, поставленную в работе - исследовать формы внеучебной деятельности, направленные на формирование эстетической культуры школьников мы пришли к выводу, что все выделенные нами формы работы, направленные на формирование эстетической культуры школьников, организуются во внеучебное время школьников в образовательном учреждении, а так же за его пределами (музеи, театры, выставочные залы и пр.). К таким формам можно отнести факультативы по различным видам искусства, творческие кружки, клубы, внеклассные воспитательные мероприятия, конкурсы, школьные и городские выставки и др.

В соответствие с четвертой задачей исследования были изучены средства и методы формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности. Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств:

— метод убеждения, направленный на развитие эстетического  восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

— метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

— метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

— метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Овладев способами  самостоятельных действий на занятиях, ребенок применяет их в иных условиях без посторонней помощи.

Таким образом, в заключении можно сказать, что формирование эстетической культуры школьников необходимо начинать с раннего возраста, для чего в школах (на протяжении всего периода обучения) должна организовываться разнообразная внеучебная деятельность с эстетической направленности.

Библиографический список

 

  1. Богданова, О.С. Этические беседы со школьниками / О.С. Богданова, О.Д. Калинина, М.Б. Рубцова. – М.: Просвещение, 2002.
  2. Борев, Ю.Б. Эстетика. – М.: Высшая школа, 2002. - 511с.
  3. Бычков В. В. Эстетика. — М.: Гардарики, 2005.
  4. Вакуленко, Ю.А. Эстетическое воспитание в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007. – 222 с.
  5. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология развития. – М.: Просвещение, 2000.
  6. Григорович, Л.А. Педагогика и психология. - М.: Просвещение, 2004.
  7. Железняк, Ю.Д., Петров, П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М.: Академия, 2002. – 264 с.
  8. Ильенков, Э.В. К беседе об эстетическом воспитании: Школа должна учить мыслить. – М.: Воронеж, 2002.
  9. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. – М.: Просвещение, 2007.
  10. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов.- 4-е изд., перераб. и доп.- М., 2001.- 607с.
  11. Лихачев, Д.C. Теория эстетического воспитания школьников - М.: Педагогика - 2002, с.183.
  12. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 224с.
  13. Макаренко, А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 2004.
  14. Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. — М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 48 с.
  15. Неменский, Б.М. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», 2007.
  16. Пархоменко, И.Т., Радугин, А.А. Культурология в вопросах и ответах. – М., 2001.
  17. Репринцев,А.В. Эстетическое отношение личности к действительности: сущность, структура, формирование. – Курск, 2000. – 182 с.
  18. Руковицын, М.М. Эстетическое воспитание детей. - М.: Знание - 2002, с.432.
  19. Сластенин, В.А. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов/ И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-пресс, 2002.
  20. Тонков, Е.В. Теория и практика воспитания. / Курс лекций. – М.-Б.: 1992.
  21. Уледов, А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 2004.
  22. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. и доп.-М.: Гардарики, 2002.
  23. Яковлев Е. Г. Эстетика. М., 2000.

Информация о работе Формирование эстетической культуры школьников