Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области школьного образования:
• потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;
• потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.
Целью данного исследования явилось изучение особенностей готовности к обучению грамоте детей с ФФН.
Объектом исследования выступил уровень готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ФФН.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи………………………..5
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи…………………….5
Особенности речи детей……………………………………………..7
Подготовка детей с ФФН к грамоте……………………………….11
Глава 2: Особенности готовности обучению грамоте и процесс развития речи у детей с ФФН к грамоте……………………………………………………………15
Методики обследования речи дошкольников с ФФН…………….15
2.2. Принципы развития речи у детей с ФФН……………………………22
2.3. Программы развития речи у детей с ФФН к грамоте……………....27
2.4. Методы и приемы развития речи детей с ФФН к грамоте………….31
Заключение…………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

ффн.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Нарушение связной речи — один из симптомов недоразвития речи.

У детей I уровня речевого развития связной речи нет, имеются  отдельные лепетные слова, которые  в разных случаях имеют разное значение и сопровождаются мимикой  и жестами. Вне ситуации такая  речь не понятна окружающим.

Недостаточность речи детей II уровня проявляется во всех ее компонентах. Дети пользуются простыми предложениями из 2 — 3 слов, могут ответить на вопросы по картинке, на которой изображены члены семьи, события окружающей жизни [42, c. 87].

III уровень речевого развития предполагает наличие развернутой фразы, однако связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, одинаково звучащие слова, которым придается то или иное значение в зависимости от ситуации, делает речь детей бедной и стереотипной.

При пересказе текстов  дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих  лиц.

Рассказ-описание малодоступен для них. Отмечаются значительные трудности  при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному [21, c. 64].

Творческое рассказывание  детям дается с большим трудом. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со стороны взрослых оказывается помощь в виде вопросов, подсказок, суждений.

В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Все это тормозит процесс развития связной речи и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы [31, c. 29].

 

1.3. Подготовка детей с ФФН к грамоте

В педагогической и методической литературе есть немало указаний на то, что благодаря  достаточному уровню общего и речевого развития дети 6 – 7-летнего возраста обладают определенной готовностью к обучению грамоте.

Готовность ребенка  к обучению грамоте аналитико-синтетическим  звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя  языка, т.е. переключения внимания от семантики  слова к его звуковому составу  – к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности.

Ребенок с недостаточностью произношения, обусловленной несформированностью  фонематических представлений, этой готовностью  не обладает. Чтобы проиллюстрировать  сказанное, приведем один пример. Л.Ф.Спирова обследовала детей с правильной речью и с фонематическим недоразвитием перед их поступлением в школу. Так, по ее данным, выделение гласного звука из начала слова оказалось доступным 78% обследованных детей с правильной речью и только 46,2% детей с фонематическим недоразвитием. С выделением согласного звука из начала слова справилось 53,4% детей с правильной речью и только 18% с фонематическим недоразвитием. Особенно трудно было детям с несформированным звукопроизношением выделять гласный звук из конца слова. С этой задачей справилось только 3,1% детей, в то время как дети с правильной речью дали 25,5% правильных ответов [37, c.56].

В ряде исследований Р.Е.Левиной  и других сотрудников Сектора  логопедии Института показано, что учащиеся с несформировавшимся звукопроизношением на первых порах обучения чтению с применением общепринятой методики с трудом овладевают слиянием букв, а в дальнейшем читают медленно, допускают большое количество разнообразных ошибок, плохо понимают читаемое.

Письмо этих детей  также пестрит ошибками. Наиболее характерна замена букв, соответствующих  близким по артикуляционным или  акустическим признакам звукам, т.е. [c-ш; з-ж; ч-т; с-з и т.п.].

Второй группой ошибок, не менее характерных для детей  с рассматриваемой недостаточностью звукопроизношения, является пропуск букв; особенно часто пропускаются гласные буквы. Наблюдаются также перестановки букв, пропуски слогов и другие искажения слов [44, c.95].

Если основной причиной ошибок, выделенных в первую группу, является недостаточное различение звуков, то ошибки второй группы обусловлены неумением выделять звуки из состава слова и определять их последовательность в слове.

Для детей с отставанием  в развитии звуковой стороны речи и отсутствием готовности к анализу звукового состава речи разработана особая система подготовки к обучению грамоте и обучения грамоте.

Основной особенностью данной системы является то, что  как подготовка к обучению грамоте, так и обучение грамоте проводится исключительно на материале звуков, правильно произносимых всеми детьми, - в системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, теми или иными формами фонемного анализа и обучением чтению и письму [3, c.49].

Второй, не менее характерной  особенностью, является выделение длительного периода со специфическим содержанием, в течение которого проводится подготовка детей к обучению грамоте.

Нельзя не упомянуть  еще об одной особенности рассматриваемой  системы – о чрезвычайной расчлененности усваиваемого детьми материала и его тщательной отработке на каждом из новых этапов обучения.

Остановимся несколько подробнее  на содержании обучения.

Длительность подготовительного  периода восемь недель. За это время  у детей постепенно воспитывается  готовность к анализу слов простейшей слоговой структуры (СГС; СГСГ) [17, c.59].

Основной единицей обучения в это  время является отдельный звук и  звук, выделенный из состава слова. Как говорилось выше, в процессе постановки, уточнения, а затем закрепления  правильного произношения звуков проводятся упражнения с целью развития слухового восприятия. При этом дети учатся различать звуки, происходит развитие внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти. С опорой на подготовленный таким образом звуковой фонд дети упражняются в звуковом анализе и синтезе. Теперь на первый план выдвигается новая задача – научить детей слышать отдельные звуки в составе слова и уметь определять их последовательность. В качестве материализованной опоры в это время используются собственные речевые кинестезии детей. В случае затруднений дети зрительно воспринимают (с помощью зеркала) собственную артикуляцию и артикуляцию логопеда.

Разработана определенная последовательность овладения детьми разными формами фонематического анализа: а) умение выделять начальный гласный звук из состава слов: у – утка – в этом слове первый звук у б) анализ ряда, состоящего из двух – трех гласных (аиу – здесь три звука); в) анализ и синтез обратного слова типа ГС. Несколько позднее предлагаются упражнения на выделение гласногоиз положения после согласного. В это же время дети постепенно овладевают умением выделять последний (из слов  типа СГС) ипервый согласный из слов; упражняются в анализе и синтезе  прямых слогов типа СГ [33, c.96].

После овладения детьми четким произношением и устным анализом и синтезом обратных слогов выполняются упражнения с фишками (красные для обозначения гласных звуков; черные - для обозначения твердых согласных; несколько позднее – синие для обозначения мягких согласных) и буквами разрезной азбуки. Дети упражняются в составлении и чтении обратных слогов, а несколько позднее (после устных упражнений) – в произношении, анализе и синтезе прямых слогов. Одновременно вводятся упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки – начинается воспитание навыков чтения прямых слогов.

В конце подготовительного  периода обучения дети овладевают анализом и чтением обратных слогов типа ГС и прямых слогов типа СГ. В результате они оказываются подготовленными  к анализу и чтению слов типа СГСГ. В это же время дети учатся правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук» [39, c. 87].

Букварный период обучения длится шесть месяцев (с начала ноября до конца апреля). За это время  дети овладевают грамотой в пределах, обусловленных программой первого класса массовой школы. К уже знакомым добавляются термины – «глухой звук», «звонкий звук», «ударный гласный звук».

Май – июнь используются для закрепления всех полученных знаний и навыков.

Несмотря на длительную подготовку, обучение грамоте протекает в условиях, отличающихся от нормальных тем, что система фонем у детей еще не полностью сформирована. Это заставляет не только растягивать во времени процесс овладения чтением и письмом, но и по-иному располагать материал, пользоваться особыми методическими приемами [10, c. 46].

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Особенности готовности обучению грамоте и процесс развития речи у детей с ФФН к грамоте

    1. Методики обследования речи дошкольников с ФФН

Согласно научным данным, у детей с расстройствами речи имеются специфические особенности как речевого, так и общего психического развития. Нередко данный контингент детей отстает в овладении умениями и навыками, предусмотренными программой обучения детей дошкольного возраста.

В связи с этим важно тщательно и всесторонне обследовать каждого ребенка, поступающего в специальное дошкольное учреждение для детей с нарушениями речи.

Вместе с тем остается недостаточно разработанной процедура  и содержание логопедического обследования в различных возрастных группах детей с речевыми нарушениями [9, c. 87].

Обследование звуковой стороны речи ребенка является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности. Главный недостаток, имеющий принципиальный методологический характер, – это разрыв в изучении фонетической и смысловой стороны речи.

Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуют звуки в словах и предложениях.

Обследование строения и функций артикуляционного аппарата имеет важное значение для определения возможных причин дефекта звуковой стороны речи ребёнка, и планирования коррекционных упражнений. При обследовании нужно оценить степень и количество нарушений двигательных функций органов артикуляции и выявить уровень доступных движений.

Перед обследованием  восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха  ребёнка [34, c.50].

Обследование понимания  речи детьми с речевой патологией является очень важным в теоретическом  и практическом плане. Отклонения в понимании речи тормозят развитие активной речи у детей и влияют на весь процесс коррекционного обучения. Своевременное выявление особенностей импрессивной речи даёт возможность найти наиболее адекватные методы формирования нормальной речи. Не мене важным в обследовании речи детей является и обследование лексического запаса и грамматического строя языка.

Как правило, недоразвитие лексических средств сочетается с несформированностью грамматического  строя языка. У некоторых детей  уровень сформированности лексико-грамматических средств языка может быть и более высоким, однако отдельные проблемы имеются.

Вот по этим направлениям и должно осуществляться изучение речевой  готовности к школе дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи [22, c.39].

Изучив методики проведения речевого обследования детей с ФФН, мы можем предложить следующие изученные методики, которые можно использовать для изучения речевой готовности к школе.

М. А. Поваляева предлагает нам свою методику изучения речи детей дошкольного возраста:

1. Изучение уровня  речевой коммуникации.

Методические указания:

Для изучения коммуникативных  умений детей проводится наблюдение за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вслушиваться в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли.

  1. Изучение уровня связной речи детей 

Методические указания:

Для изучения уровня связной  речи используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объёму незнакомые рассказ или сказку [4, c.67].

  1. Изучение словарного запаса

Методические указания:

Необходимо выявить  способность детей быстро подбирать  наиболее точное слово, употреблять  обобщающие слова (классификация понятий, подбор антонимов, подбор синонимов, подбор определений).

  1. Изучение грамматической стороны речи

Методические указания:

Необходимо выявить  уровень владения грамматическими  конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений (понимание грамматических структур; образование форм имён существительных; обозначающих детёнышей животных, конструирование предложений) [26, c.84].

  1. Изучение состояния звуковой стороны речи детей

Методические указания к обследованию речи: 
Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную методику. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умения дифференцировать звуки, ребёнку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука [з – с, ж – ш, б – п, г – к, л – р], и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка – миска, лак – рак, мышка – мишка). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчётливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.  
6. Изучение уровня практического осознания элементов речи

Информация о работе Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей