Факторы социализации детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Цель: Определить степень влияния воспитательной организации на социализацию человека.
Задачи:
1) Изучить понятие и сущность социализации личности
2) Изучить факторы социализации детей и подростков в школе
3) Изучить проблемы социализации детей и подростков в школе.

Содержание

Введение. 4
Раздел 1. Социализация личности. 6
1.1 Личность человека и различные подходы к ее изучению. 6
1.2 Понятие и сущность социализации. 15
1.3 Факторы социализации. 17
1.4 Агенты социализации. 18
1.5 Средства и механизмы социализации. 19
Вывод по первому разделу. 23
Раздел 2. Школа как фактор социализации личности. 24
2.1 Социально-психологическая адаптация учащегося. 24
2.2 Условия эффективности организации взаимодействия в 26
Раздел 3. Проблемы социализации детей в школе. 28
3.1 Группы сверстников. 28
3.2 Воспитательные организации. 30
Вывод по третьему разделу. 33
Заключение 34
Список используемой литературы. 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая (то что надо).docx

— 61.89 Кб (Скачать)

Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половине жизни  человека, хотя сохраняется (по убывающей) во второй половине. Напротив вторичная  социализация охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями  и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – это одновременно опекун, воспитатель, администратор, учитель, друг), а агенты вторичной всего  одну или две. Роль агентов первичной  социализации и их статус неодинаковы: по отношению к ребенку роль родителей  является превосходящей, а его ровесники  находятся в равной с ним позиции  и прощают ему много из того, что не прощают родители, нарушение  нравственных принципов и социальных норм и т.д. В каком-то смысле ровесники  и родители воздействуют на ребенка  в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых.

Иначе говоря, ребенок учится у взрослых, как быть взрослым, а  у ровесников как быть ребенком: уметь драться, хитрить, дружить,  быть справедливым и т.д. Поэтому родители воспринимают ровесников своего ребенка как конкурентов в борьбе за влияние на него. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли смогут научить ребенка, как быть лидером или добиться господства над другими. Социализирующие функции агентов первичной социализации взаимосвязаны: ровесники ребенка часто заменяют его родителей, выполняя их функции социализации и наоборот; взаимозаменяемы функции родителей и ровесников, вторые могут заменить родителей. Ног того же нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя.

Кроме того, в отличие  от агентов первичной социализации, агенты вторичной социализации получают деньги за выполнение своей роли.

1.5 Средства и механизмы социализации.

Социализация человека осуществляется широким набором универсальных  средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести вскармливание  младенца и ухода за ним; формируемые  бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а  так же методы поощрения и наказания  в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих  организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным типам и видам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, в спорте, а так же в семейной, профессиональной, общественной и религиозной сферах.

Каждое общество, каждая организация, каждая социальная группа (малая или большая) вырабатывает в своей истории набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций – способов внушений и  убеждений, предписаний и запретов, мер принуждения и давления, вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих мер и  способов поведение человека и целых  групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами  и агентами происходит с помощью  ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к  рассмотрению «механизмов» социализации. Так французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых он живет, а А.В.Петровский закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные А.В. Мудрик с точки зрения педагогики выделяет несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на разных возрастных этапах.  

К психологическим и социально-психологическим  механизмам можно отнести следующее.

Импринтинг (запечатление) -  фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на его жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних этапах возможно запечатление каких либо образов, ощущений.

Экзистенциальный нажим  – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимвми лицами.

Подражание – следование какому либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образом.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает  те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам  и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различным «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К механизмам социализации можно отнести следующие.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком  норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи  и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма  весьма рельефно появляется тогда, когда  человек знает, «как надо», «когда надо», но это его знание противоречит традициям  его окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель  Мишель Монтень, который писал: «… Мы сколько угодно можем твердить свое, а обычаи и общепринятые житейские  правила тащат нас за собой». Кроме  того, эффективность традиционного  механизма проявляется в том, что те или иные социальные элементы, усвоенные например, в детстве, но в последствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в город), могут всплыть в поведении человека при очередном изменении жизненных условиях или последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже  из самого названия, функционирует  в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданные  для его социализации, так и  реализующие социализирующие функции  попутно, параллельно со своими основными  функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а  так же средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями  происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта  социально0одобряемого поведения, а  так же опыта имитации социально  одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного выполнения социальных норм.

Надо иметь ввиду, что  средства массовой коммуникации как  социальный институт влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представлении образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как подметил реформатор западноевропейского балета Жан Жорж Новер, «поскольку страсть, испиваемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче подражать». Люди с в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических  черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного  возраста или определенного профессионального  или культурного слоя, который  в целом создает определённый стиль поведения и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми  для него лицами. Значимыми для  него могут быть родители (в любом  возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола. Но нередки случаи, когда общение  со значимыми людьми в группах  или организациях может оказывать  на человека влияние не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа  или организация.

Социализация человека, а  особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у  конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и  порой это различие весьма существенно.

Вывод по первому разделу.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что личность –  это результат социального становления  индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Врожденная гениальность автоматически не гарантирует  того, что человек станет великой  личностью. Решающую роль играет социальная среда, в которую попадает человек  после рождения. Личность – это  единство индивидуальных способностей и выполняемых социальных функций  человека, особое качество, приобретаемое  индивидом благодаря общественным отношениям. Следовательно, между развитием  личности и обществом существует прямая зависимость.

Раздел 2. Школа как фактор социализации личности.

2.1 Социально-психологическая адаптация  учащегося.

Как уже говорилось ранее, социализация и социальная адаптация  личности неразрывно связаны между  собой, а школа выступает как  важнейший институт создания условий  для успешной социализации и адаптации  личности человека.

Социально-психологическая  адаптация – приспособление человека как личности к существованию  в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными мотивами, потребностями и интересами.

В психологическом словаре  под редакцией В. П. Зинченко предлагается другое понятие социально-психологической  адаптации. Это интегрированный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные психосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Важнейшим средством достижения социально-психологической адаптации  являются общее образование и  воспитание, а также трудовая и  профессиональная подготовка. Основные проявления же ее – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими людьми и его  активная деятельность.

Образование в буквальном смысле слова «формирование образа»  мыслей, действий человека в обществе. Это процесс усвоения знаний, умений и навыков. Основной путь получения  образования – обучение в различных  учебных заведениях.

Также хотелось бы обратить внимание на определение  образования забытым русским педагогом Сергеем Иосифовичем Гессеном (1887 – 1950). Он рассматривал образование как культуру личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. В этом, считал он, основа развития личности.

Ученый отмечал, что «подлинное образование заключается не в  передаче того культурного содержания, которое составляет особенность  поколения образовывающегося, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло  бы выработать свое собственное новое  содержание культуры».

Таким образом образование решает задачи совершенствование личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.

Обучение – двусторонний процесс учения и преподавания. Процесс  передачи и усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности. В учении ребенок познает  окружающий мир, а преподавание –  руководство педагогом познавательной и учебной деятельностью ребенка.

Обучение дает ребенку  знания, умения и навыки. Но в процессе приобретения знаний осуществляется и  воспитание, прививаются навыки поведения  в обществе, отношение к труду, к людям.

При рассмотрении процесса обучения нужно не забывать, что  этот процесс носит социальный характер, так как он протекает при общении, взаимодействии учителя и ученика, ученика и ученического коллектива.

2.2 Условия эффективности организации  взаимодействия в

жизнедеятельности воспитательных организаций.

Базовым условием эффективности  организации взаимодействия в жизнедеятельности  воспитательных организаций можно  считать реализацию организаторами-руководителями-воспитателями  личностного подхода в воспитательном процессе.

Личностный подход в воспитании – последовательное отношение к  воспитуемому как к личности, как  к ответственному и самосознательному субъекту собственного развития.

Информация о работе Факторы социализации детей и подростков