ЕГЭ: достоинства и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Работа направлена на исследование достоинств и недостатков системы оценки результатов обучения ЕГЭ в целях повышения качества российского образования.

Содержание

Введение


С. 2-4

1. ЕГЭ в российской школе


С. 5-11

2. Преимущества и недостатки Единого государственного экзамена



С. 12-13

3. Методические рекомендации


С. 14-23

Заключение


С. 24-25

Библиография


С. 26

Приложение № 1


С. 27-30

Приложение № 2


С. 31-40

Работа содержит 1 файл

ЕГЭ проектная деятельность исправленное.doc

— 551.50 Кб (Скачать)
ify">• Вас  встретят доброжелательные педагоги,

• Каждый будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами,

• На все  организационные вопросы Вы сможете  получить ответы у педагогов.

     Ознакомьтесь  с рекомендациями при подготовке к экзамену, возможно, они помогут  Вам рационально организовать свою деятельность. При необходимости обратитесь к школьному психологу – он поможет Вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием, регулярно посещайте психологические занятия.

Следует выделить три основных этапа:

• подготовка к экзамену, изучение учебного материала  перед экзаменом,

• поведение  накануне экзамена,

• поведение  собственно во время экзамена.   

Подготовка  к экзамену:

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне  экзамена
  • Многие  считают: для того, чтобы полностью  подготовиться к экзамену, не хватает  всего одной, последней перед  ним ночи. Это неправильно. Ты уже  устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
  • В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
 

   Во время тестирования 

  • В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
  • В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
  • При получении результатов тестирования ты имеешь право, если не согласен с оценкой, подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.

Приведем  несколько универсальных  рецептов для более  успешной тактики  выполнения тестирования.

  • Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

 

    Заключение

    Даже  те, кто в предыдущие несколько  лет старались воздерживаться от критических замечаний в адрес ЕГЭ, готовы перейти к обсуждению серьезных проблем, которые выявились в ходе его внедрения. Однако многие из этих проблем не проблемы самого ЕГЭ, который уже сейчас оказывается индикатором, показывающим реальное состояние нашей системы образования: как среднего, так и высшего, как массового, так и элитного. Ключевое противоречие ЕГЭ состоит в том, что он должен быть валидным1 по нескольким направлениям, а возможность их совмещения в рамках одного инструмента крайне сомнительна.

    ЕГЭ обсуждают прежде всего в контексте поступления в вузы, но это еще и способ аттестации для средней школы. Из этой двойственной роли вытекает противоречие: на выходе из школы надо зафиксировать, достигнут ли критерий стандарта, и отранжировать выпускников по оценкам: 2, 3, 4, 5. Совсем другая задача — отбор людей, которые способны обучаться в вузах. Здесь нам нужна другая валидность, ведь обучение в вузе — это не награда за хорошую учебу в школе, и отбирать надо тех, кто сможет хорошо учиться в вузе. Здесь нужен инструмент, который дает прогноз, однако прогностическая валидность ЕГЭ совсем не измерена. Вместе с тем она плохо измерена и по традиционным экзаменам.

    Вместе  с тем при обсуждении плюсов и  минусов ЕГЭ разговор не идет о  глубинных недостатках системы  образования. Главный вектор обсуждения, возможно, должен быть развернут в другую сторону: какие проблемы с образованием существуют в обществе и как можно решить эти проблемы? Если повести разговор именно так, то он приобретет иной смысл.

    Таким образом, эксперимент по введению ЕГЭ показал реальную возможность совмещения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в вузы/ссузы, что является одним из механизмов преемственности общего и профессионального образования. Единый государственный экзамен как независимая оценка знаний выпускника и оценка качества труда учителя является одним из элементов национальной системы оценки качества образования, созданной в рамках Болонского процесса в России.

    Проведенный анализ убеждает в актуальности и важности исследования (см. приложение № 2).

 

    Библиография:

  1. Бримова А.К. ЕГЭ как современная форма проверки знаний / А.К. Бримова // Успези современного естествознания.- 2008.- № 6.- С. 96-97
  2. Казанцева Т.В. ЕГЭ – Быть или не быть. Плюсы и минусы ЕГЭ. / Т.В. Казанцева // Вестник образования России.- 2007.- 16 декабря.- С. 26-28
  3. Снова о достоинствах и недостатках ЕГЭ: [Интервью с директором лицея № 4 города Рязани Надеждой Шириной] // Народное образование.- 2009.- № 11.= С. 203-204
  4. Тонеева Г. Единый государственный экзамен: преимущества и недостатки / Галина Тонева // Наш новый Север.- 2006.- 26 марта.- С. 6-7
  5. Достоинства и недостатки ЕГЭ, плюсы и минусы ЕГЭ, бояться в ВУЗ не поступать, единый госэкзамен, вуз, институт. // Чего больше от введения ЕГЭ – плюсов или минусов? [Сборник статей].- С. 7-10
  6. Натомова Н.И.Для чего вводится Единый Государственный Экзамен? / Н.И. Натомова // Оценка Качества образования. ОКО.- 2009.- №2.- С. 15-18
  7. Материалы Всероссийского совещания по итогам проведения Единого государственного экзамена в выступлениях руководителей региональных органов управления образованием,- 2004,- № 4.- 80с.
  8. Смолин О. Единый государственный экзамен: панацея или погибель / Олег Смолин // Народное образование.- 2004 № 1. С. 13-16
  9. Таевский А. Ахиллесова пята Единого государственного экзамена / А. Таевский, Д, Таевский // Народное образование.- 2004.- № 1.- С. 41-54
  10. Ковалёва Г. О результатах единого экзамена / Галина Ковалёва // Народное образование.- 2004.- № 1.- С. 17-21

 

    Приложение

07 сентября 2010 | Единый государственный экзамен – за или против?  

    Начало учебного года – лучший повод еще раз задуматься о совершенстве и конкурентоспобосности системы образования в нашей стране. В течение последних 10 лет в этой сфере проводилось большое количество экспериментов, результаты которых неоднократно подвергались критике как со стороны экспертов, так и со стороны простых граждан. Одно из таких нововведений – сдача Единого государственного экзамена, пришедшего на смену устным и письменным экзаменам по всем учебным дисциплинам.

    В августе 2010 года провели инициативное исследование, в ходе которого выяснила, как жители города Пенза относятся к единому государственному экзамену.

    Сбор  данных проходил методом телефонного  опроса, в котором приняли участие 300 жителей в возрасте 18 лет и старше. Выборка отражает половозрастную структуру населения города.

    В ходе опроса задали вопрос: “Как Вы относитесь к Единому государственному экзамену?”

    Ответы  на него распределились следующим образом:

 

    Чуть  менее 70% опрошенных к ЕГЭ относятся либо отрицательно, либо нейтрально, при этом в структуре ответов респондентов преобладают именно негативные характеристики. Положительно форму Единого государственного экзамена оценили 16% жителей города. 17% саратовцев, несмотря на десятилетний период внедрения ЕГЭ в нашей стране, вовсе не знают о существовании такой системы аттестации учащихся. Данную группу преимущественно составляют жители пенсионного возраста.

    Как выяснилось, противников у ЕГЭ  в нашем городе больше, чем сторонников. Для того, чтобы определить причину расхождения во мнениях, респондентам было задано два вопроса: “В чем Вы видите минусы Единого государственного экзамена?” и “В чем Вы видите плюсы Единого государственного экзамена?”

    Ответы  на вопрос “В чем Вы видите минусы ЕГЭ?” распределились следующим образом: 
 

 

    Основными причинами отрицательного отношения  к Единому государственному экзамену саратовцами названы необъективность  его результатов и невозможность  с помощью данной системы оценить  реальные знания учащихся по тому или иному предмету, в особенности - по гуманитарным дисциплинам. Противники ЕГЭ сошлись во мнении, что данная форма не позволяет избежать коррупции, является непривычной для сложившейся десятилетиями российской системы образования, вследствие чего дети подвергаются бóльшему стрессу.

    Несмотря  на большое количество негативно  настроенных в отношении ЕГЭ  жителей, основным аргументом саратовцев в пользу такой формы аттестации учащихся является возможность поступить  по ее результатам во многие ВУЗы страны без повторного прохождения тестирования по профильным дисциплинам. В лагере сторонников ЕГЭ преобладает мнение о том, что результаты ЕГЭ объективны, а сама форма сдачи экзаменов является наиболее простой для учащихся, так как можно угадать правильный ответ.

    Ответы  на вопрос “В чем  вы видите плюсы ЕГЭ?”  распределились следующим  образом:

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Мнение  жителей города о достоинствах и  недостатках Единого государственного экзамена практически аналогично мнению экспертов образовательного рынка, которые также, как и саратовцы, разделились на два лагеря – сторонников и противников ЕГЭ. Первые оптимистично оценивают итоги десятилетнего эксперимента, оперируя данными о стабильном росте средних набранных учениками баллов. Вторые утверждают, что ЕГЭ не дает адекватной оценки знаний учащихся, а возможность поступить за счет набранных баллов во многие ВУЗы значительно увеличивает коррупционные риски ЕГЭ.

    Оснований для вышеперечисленных утверждений  из года в год у каждой стороны  появляется все больше, поэтому конфликт мнений по поводу ЕГЭ длится и в настоящее время. Возможно, это связано с тем, что форма ЕГЭ пока еще достаточно молода и не до конца вписывается в выстроенную в течение многих десятилетий систему обучения в нашей стране. Поэтому говорить о том, что эксперимент с ЕГЭ  не удался, пока рано.

    Как показывают исследования, отношение населения к ЕГЭ неоднозначное. Мы привыкли к системе, которая существовала в России достаточно длительное время, и с недоверием относимся к нововведениям. Вполне возможно, что через 10-15 лет ЕГЭ будет восприниматься лишь как ступень для зачисления в любой ВУЗ, а не шоковое испытание для абитуриентов и родителей. Экзамен – всегда стресс, вне зависимости от его формы. Надеюсь, и система оценок будет только совершенствоваться, станет еще более объективной, особенно это касается гуманитарных дисциплин 

 

Результаты опросов пользователей официального информационного портала ЕГЭ в 2010 г.

Информация о работе ЕГЭ: достоинства и недостатки