ЕГЭ: достоинства и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Работа направлена на исследование достоинств и недостатков системы оценки результатов обучения ЕГЭ в целях повышения качества российского образования.

Содержание

Введение


С. 2-4

1. ЕГЭ в российской школе


С. 5-11

2. Преимущества и недостатки Единого государственного экзамена



С. 12-13

3. Методические рекомендации


С. 14-23

Заключение


С. 24-25

Библиография


С. 26

Приложение № 1


С. 27-30

Приложение № 2


С. 31-40

Работа содержит 1 файл

ЕГЭ проектная деятельность исправленное.doc

— 551.50 Кб (Скачать)

    Между тем изменение формы экзамена должно сопровождаться и серьезной  реформой системы оценивания. В настоящее  время ЕГЭ как внешняя инстанция, оценивающая эффективность школьного  образования, остается слишком негибкой и малоэффективной, поскольку там не удалось уйти от одномерной трехбалльной системы. Пока такая система действует, учителя всегда будут стремиться к тому, чтобы остаться «мягкими» экспертами.

    В странах, где практикуют национальные тесты, аналогичные ЕГЭ, но с более тонко градуированной шкалой, например, во Франции, результаты этого экзамена выглядят куда жестче. С первого раза его «не сдает» порядка 30 % выпускников.

    ЕГЭ в основном критикуют по нескольким направлениям:  

  1. неудачные примеры конкретных заданий;
  2. неприемлемость ЕГЭ как формы контроля усвоения знаний по тем или иным конкретным предметам;
  3. разрушительное воздействие ЕГЭ на преподавание того или иного предмета, связанное с тем, что школьники изучают скорее как сдавать экзамен, чем сам предмет;
  4. неадекватность требований государственного образовательного стандарта;
  5. недоработки в схеме организации экзаменов;
  6. отсутствие доступной для широкой общественности информации по ключевым вопросам (от экономической обоснованности ЕГЭ до того, кто отвечает за экспертизу банков экзаменационных заданий). Так, критики резонно замечают, что до сих пор не приведено четких цифр, которые позволили бы сопоставить затраты на проведение экзаменов по традиционной системе с затратами, требуемыми на проведение ЕГЭ.

 

    

    Недостатки ЕГЭ:

  1. Тесты проверяют знания учеников, но слабо проверяют их способность рассуждать, обобщать знания (в особенности это относится к гуманитарным предметам).
  2. Тестовые задания непривычны российской системе образования.
  3. Тесты ориентируют учеников на зубрёжку, а не полноценное изучение предмета, которое заменяется подготовкой к экзамену и постоянным выполнением вариантов ЕГЭ прошлых лет.
  4. ЕГЭ не стимулирует углублённое изучение предмета, то есть изучение тем и понятий, не входящих в базовый образовательный стандарт;
  5. В ЕГЭ по таким предметам как русский язык, биология, история и т.п. часто спорные варианты ответов, структура экзамена не до конца проработана;

    Часто слышится критика, что ЕГЭ подрывает  традиции российской школы, сводя к  тестированию экзамены по таким базовым для образованного человека предметам, как русский язык и литература.

    Большинство учителей русского языка и литературы считают, что ЕГЭ по русскому языку  придает оценке определенную объективность. При традиционном экзамене преподаватели часто «натягивают» оценки, ставя своим ученикам запятые, которых не хватает до тройки. Это искушение, которого сложно избежать. Работы потенциальных медалистов при традиционной системе нередко проверяются путем «обмена услугами» между представителями разных школ в медальных комиссиях.

    Основные  вопросы, впрочем, связаны именно с  действием ЕГЭ на «выходе». В конце  концов, он задает стандарт, к которому и приходится готовиться. Современный  стандарт по русскому языку в том  виде, в котором он представлен  в ЕГЭ, проверяет знание огромного количества терминологии. Есть сомнения в том, что именно таким образом можно проверить, насколько действительно хорошо ребенок говорит и пишет. Есть, правда, и часть «С», где ребенок пишет в относительно «свободном» жанре, однако не всегда эта часть вообще проверяется. Да и темы для нее достаточно странны. Так что возникают претензии скорее к содержанию ЕГЭ по русскому языку, а не к форме.

    Что касается литературы, то здесь все  оказались более или менее  едины в позиции «категорически против ЕГЭ». Эта форма экзамена по литературе в первую очередь ориентирована на проверку корпуса знаний, а передача знаний не основная цель преподавания литературы в школе, его цель — научить школьника анализировать чужие тексты и создавать свои. Вместе с тем сочинения редко используются в массовой оценке знаний. Если говорить о международной практике, то сочинение является вступительным экзаменом лишь в элитные вузы и редко входит в состав выпускных экзаменов в школе.

    В то же время отказ от ЕГЭ и сохранение традиционных экзаменов не решает проблемы «технологизации» подготовки к экзамену. Подобно тому как есть технологии сдачи тестов, есть и технологии эффективной сдачи устных экзаменов при недостаточном объеме знаний. Существует множество хитростей, которые может использовать абитуриент, чтобы убедить экзаменатора, что он действительно все знает, на самом деле не зная значительных фрагментов материала. И этот аспект нуждается в проработке.

 

    2. Преимущества и недостатки Единого государственного экзамена

    Официально  ЕГЭ родился 26 июля 2000 года, в день когда вышло Распоряжение Правительства  РФ № 1072-р. В этом документе в разделе  «Реформирование образования» впервые  встречается словосочетание «Единый  государственный экзамен».

    С 2009 года ЕГЭ становится практически единственной формой государственной (итоговой) аттестации и основным способом поступления в ссуз или вуз. 9 февраля 2007 года Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании», принятый ранее Государственной Думой и Советом Федерации, что означает окончательное введение новой экзаменационной системы. С 2009 году ЕГЭ проводят все российские регионы без исключения. Это отвечает принципам государственной политики в области образования в России — создание единого образовательного пространства.

    С самого начала эксперимент с единым государственным экзаменом задумывался  для поддержки школьников из регионов, которые собираются поступать в  вузы. ЕГЭ действительно помогает сэкономить нервы и средства абитуриентов и их родителей. (Например: Допустим, школьник из Усинска решил поступать в столичный институт. Он сдает экзамены в родном городе и отправляет по почте копию сертификата в приемную комиссию. Если он проходит конкурс, ему присылают вызов. И все. Езжай, учись.) 

    Зачем вообще нужен ЕГЭ и почему многие страны перешли на аналогичные системы, которые, возможно, имело бы смысл  объединить в категорию «национальных  тестов»? По сути создание национального  теста как права на возможность получения высшего образования и есть основная цель ЕГЭ. Нужно по единой шкале проверить выпускников средней школы на их способность к получению высшего образования. Зачем? Причина чисто экономическая: рынок требует мобильности. Прежняя система подразумевает двойную сертификацию ученика на этапе перехода из школы в вуз. Это, с одной стороны, сдерживает мобильность, а с другой, как полагают сторонники ЕГЭ, двойная сертификация обходится государству дороже.

    В Европе каждый получивший эквивалент сертификата зрелости может поступить в университет. Если же человек хочет попасть в элитный вуз, то в разных странах работают различные системы отбора талантливых ребят. В России эта система выражена в форме общероссийских олимпиад, сложившейся очень давно. Другой вопрос: что в России означает понятие «элитные вузы», и кто это определяет? Конечно, существуют какие-то негласные представления о рейтинге вузов по разным показателям, мало соотносящимся друг с другом. Но это не ответ на вопрос.

    Во  Франции, например, все обстоит совершенно иначе: существует законодательно закрепленное разделение на университеты и «высшие школы». В университет можно просто записаться по результатам национального экзамена, так называемого бака, а в высшие школы надо сдавать экзамены, готовиться и т. д. В США действует развитая система рейтингов вузов.

 

    3. Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ

    Рекомендации  родителям: Как помочь детям подготовиться  к экзаменам 

    - Не  тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на  экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

    - Не  повышайте тревожность ребенка  накануне экзаменов - это может  отрицательно сказаться на результате  тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

    - Подбадривайте  детей, хвалите их за то, что  они делают хорошо.

    - Повышайте  их уверенность в себе, так  как чем больше ребенок боится  неудачи, тем более вероятности  допущения ошибок.

    - Наблюдайте  за самочувствием ребенка, никто,  кроме Вас, не сможет вовремя  заметить и предотвратить ухудшение  состояние ребенка, связанное с переутомлением.

    - Контролируйте  режим подготовки ребенка, не  допускайте перегрузок, объясните  ему, что он обязательно должен  чередовать занятия с отдыхом.

    - Обеспечьте  дома удобное место для занятий,  проследите, чтобы никто из домашних  не мешал.- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

    - Помогите  детям распределить темы подготовки  по дням.- Ознакомьте ребенка с  методикой подготовки к экзаменам.  Не имеет смысла зазубривать  весь фактический материал, достаточно  просмотреть ключевые моменты  и уловить смысл и логику  материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

    - Подготовьте  различные варианты тестовых  заданий по предмету (сейчас существует  множество различных сборников  тестовых заданий). Большое значение  имеет тренаж ребенка именно  по тестированию, ведь эта форма  отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

    - Заранее  во время тренировки по тестовым  заданиям приучайте ребенка ориентироваться  во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык  умения концентрироваться на  протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

    - Накануне  экзамена обеспечьте ребенку  полноценный отдых, он должен  отдохнуть и как следует выспаться.

    - Посоветуйте  детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
 

 внимательно прочитать  вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

    И помните: самое главное - это снизить  напряжение и тревожность ребенка  и обеспечить подходящие условия  для занятий.

    Рекомендации  выпускникам: Как  подготовиться к  сдаче экзаменов

    Подготовка к экзамену

    Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

    Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально  используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

Информация о работе ЕГЭ: достоинства и недостатки