Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:23, курсовая работа
Работа направлена на исследование достоинств и недостатков системы оценки результатов обучения ЕГЭ в целях повышения качества российского образования.
Введение
С. 2-4
1. ЕГЭ в российской школе
С. 5-11
2. Преимущества и недостатки Единого государственного экзамена
С. 12-13
3. Методические рекомендации
С. 14-23
Заключение
С. 24-25
Библиография
С. 26
Приложение № 1
С. 27-30
Приложение № 2
С. 31-40
Между
тем изменение формы экзамена
должно сопровождаться и серьезной
реформой системы оценивания. В настоящее
время ЕГЭ как внешняя
В странах, где практикуют национальные тесты, аналогичные ЕГЭ, но с более тонко градуированной шкалой, например, во Франции, результаты этого экзамена выглядят куда жестче. С первого раза его «не сдает» порядка 30 % выпускников.
ЕГЭ
в основном критикуют по нескольким
направлениям:
Недостатки ЕГЭ:
Часто слышится критика, что ЕГЭ подрывает традиции российской школы, сводя к тестированию экзамены по таким базовым для образованного человека предметам, как русский язык и литература.
Большинство учителей русского языка и литературы считают, что ЕГЭ по русскому языку придает оценке определенную объективность. При традиционном экзамене преподаватели часто «натягивают» оценки, ставя своим ученикам запятые, которых не хватает до тройки. Это искушение, которого сложно избежать. Работы потенциальных медалистов при традиционной системе нередко проверяются путем «обмена услугами» между представителями разных школ в медальных комиссиях.
Основные вопросы, впрочем, связаны именно с действием ЕГЭ на «выходе». В конце концов, он задает стандарт, к которому и приходится готовиться. Современный стандарт по русскому языку в том виде, в котором он представлен в ЕГЭ, проверяет знание огромного количества терминологии. Есть сомнения в том, что именно таким образом можно проверить, насколько действительно хорошо ребенок говорит и пишет. Есть, правда, и часть «С», где ребенок пишет в относительно «свободном» жанре, однако не всегда эта часть вообще проверяется. Да и темы для нее достаточно странны. Так что возникают претензии скорее к содержанию ЕГЭ по русскому языку, а не к форме.
Что касается литературы, то здесь все оказались более или менее едины в позиции «категорически против ЕГЭ». Эта форма экзамена по литературе в первую очередь ориентирована на проверку корпуса знаний, а передача знаний не основная цель преподавания литературы в школе, его цель — научить школьника анализировать чужие тексты и создавать свои. Вместе с тем сочинения редко используются в массовой оценке знаний. Если говорить о международной практике, то сочинение является вступительным экзаменом лишь в элитные вузы и редко входит в состав выпускных экзаменов в школе.
В то же время отказ от ЕГЭ и сохранение традиционных экзаменов не решает проблемы «технологизации» подготовки к экзамену. Подобно тому как есть технологии сдачи тестов, есть и технологии эффективной сдачи устных экзаменов при недостаточном объеме знаний. Существует множество хитростей, которые может использовать абитуриент, чтобы убедить экзаменатора, что он действительно все знает, на самом деле не зная значительных фрагментов материала. И этот аспект нуждается в проработке.
2. Преимущества и недостатки Единого государственного экзамена
Официально ЕГЭ родился 26 июля 2000 года, в день когда вышло Распоряжение Правительства РФ № 1072-р. В этом документе в разделе «Реформирование образования» впервые встречается словосочетание «Единый государственный экзамен».
С 2009 года ЕГЭ становится практически единственной формой государственной (итоговой) аттестации и основным способом поступления в ссуз или вуз. 9 февраля 2007 года Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании», принятый ранее Государственной Думой и Советом Федерации, что означает окончательное введение новой экзаменационной системы. С 2009 году ЕГЭ проводят все российские регионы без исключения. Это отвечает принципам государственной политики в области образования в России — создание единого образовательного пространства.
С
самого начала эксперимент с единым
государственным экзаменом
Зачем вообще нужен ЕГЭ и почему многие страны перешли на аналогичные системы, которые, возможно, имело бы смысл объединить в категорию «национальных тестов»? По сути создание национального теста как права на возможность получения высшего образования и есть основная цель ЕГЭ. Нужно по единой шкале проверить выпускников средней школы на их способность к получению высшего образования. Зачем? Причина чисто экономическая: рынок требует мобильности. Прежняя система подразумевает двойную сертификацию ученика на этапе перехода из школы в вуз. Это, с одной стороны, сдерживает мобильность, а с другой, как полагают сторонники ЕГЭ, двойная сертификация обходится государству дороже.
В Европе каждый получивший эквивалент сертификата зрелости может поступить в университет. Если же человек хочет попасть в элитный вуз, то в разных странах работают различные системы отбора талантливых ребят. В России эта система выражена в форме общероссийских олимпиад, сложившейся очень давно. Другой вопрос: что в России означает понятие «элитные вузы», и кто это определяет? Конечно, существуют какие-то негласные представления о рейтинге вузов по разным показателям, мало соотносящимся друг с другом. Но это не ответ на вопрос.
Во Франции, например, все обстоит совершенно иначе: существует законодательно закрепленное разделение на университеты и «высшие школы». В университет можно просто записаться по результатам национального экзамена, так называемого бака, а в высшие школы надо сдавать экзамены, готовиться и т. д. В США действует развитая система рейтингов вузов.
Рекомендации родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам
- Не
тревожьтесь о количестве
- Не
повышайте тревожность ребенка
накануне экзаменов - это может
отрицательно сказаться на
- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
- Повышайте
их уверенность в себе, так
как чем больше ребенок боится
неудачи, тем более
- Наблюдайте
за самочувствием ребенка,
- Контролируйте
режим подготовки ребенка, не
допускайте перегрузок, объясните
ему, что он обязательно
- Обеспечьте
дома удобное место для
- Помогите
детям распределить темы
- Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
- Заранее
во время тренировки по
- Накануне
экзамена обеспечьте ребенку
полноценный отдых, он должен
отдохнуть и как следует
- Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Рекомендации выпускникам: Как подготовиться к сдаче экзаменов
Подготовка к экзамену
Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.