Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:23, курсовая работа
Работа направлена на исследование достоинств и недостатков системы оценки результатов обучения ЕГЭ в целях повышения качества российского образования.
Введение
С. 2-4
1. ЕГЭ в российской школе
С. 5-11
2. Преимущества и недостатки Единого государственного экзамена
С. 12-13
3. Методические рекомендации
С. 14-23
Заключение
С. 24-25
Библиография
С. 26
Приложение № 1
С. 27-30
Приложение № 2
С. 31-40
ЕГЭ:
достоинства и
недостатки. Проект.
Содержание
Введение | |
С. 2-4 | |
1. ЕГЭ в российской школе | С. 5-11 | ||
2. Преимущества
и недостатки Единого |
С. 12-13 | ||
3. Методические рекомендации | С. 14-23 | ||
Заключение | С. 24-25 | ||
Библиография | С. 26 | ||
Приложение № 1 | С. 27-30 | ||
Приложение № 2 | С. 31-40 |
Введение
Последние годы наша страна живет в мире реформ. Изменения коснулись практически всех сторон жизни, не обошли они стороной и образование. В настоящее время в среде педагогов, ученых и в обществе в целом стала популярна тема качества российского образования. В условиях рыночной экономики качество российского образования стало зависеть от качества жизни, т.е. материального благополучия. Все это определяет актуальную проблему- формирование независимой системы оценки результатов обучения, которая повысит доступность профессионального образования для всех территориальных и социальных слоев общества.
ЕГЭ… Это короткая аббревиатура появилась в жизни школы и вуза под лозунгом утверждения принципов объективности и справедливости по отношению к детям при прохождении ими ответственных выпускных школьных и вступительных экзаменов в институт.
За последнее время было разработано и предложено большое количество вариантов проверки результатов обучения, но лишь Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) прошел все испытания. Это принципиально новое в сфере образования и как всякое новое требует перемен во всех направлениях.
Несмотря на то, что эксперимент по проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) был впервые проведен в 2001 г., а с 2009 г. экзамен потерял статус эксперимента и стал обязательной формой аттестации во всех школах России, споры и дискуссии вокруг него не утихают до сих пор.
Единый государственный экзамен - это испытание, форма проверки знаний и умений, устанавливаемая государством, общая для всех выпускников, сочетающая функции выпускной аттестации и вступительных испытаний.
Пожалуй,
такого общественного резонанса в сфере
образования не вызывала еще не одна педагогическая
проблема.
Проектная деятельность направлена на исследование достоинств и недостатков системы оценки результатов обучения ЕГЭ в целях повышения качества российского образования. Актуальность исследования в том, что на данный момент не существует единого мнения и необходимо проанализировать все «за» и «против».
В ходе исследования проводился телефонный опрос жителей город, и были заданы следующие вопросы (см. приложение № 1):
Целью данного проекта является анализ проблемы состояния ЕГЭ на сегодняшний день и разработка методических рекомендаций
Задачи проекта:
- выявить
достоинства и недостатки
- обобщение
различных видов работ по
ПЛАН ПРОЕКТА
- Формулировка и обоснование темы проекта (20-25 апреля)
- Определение целей предстоящей проектной деятельности (26-30 апреля);
- Постановка основных направляющих вопросов (1-10 мая);
- сбор информации мнений о ЕГЭ в Интернете, на блогах и форумах (10-25 мая)
- работа с периодическими изданиями (статьи о ЕГЭ, его достоинствах и недостатках) (10-25 мая)
- анализ мнений, таблиц, опросов о преимуществах и недостатках ЕГЭ (25-27 мая)
- выделить основные достоинства и недостатки (28-30 мая);
- предложить пути устранения недостатков, разработать методические рекомендации (31 мая – 1 июня);
В процессе реализации проекта возникли следующие трудности:
1. ЕГЭ в российской школе
Введение ЕГЭ имеет сразу несколько целей. Во-первых, это помогает обеспечить равные условия при поступлении в вуз и сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки. Кроме этого, проводится ЕГЭ в условиях, обеспечивающих достоверность результатов. Проверяться результаты будут на компьютерах (ответы на задания типа «А» (выбор из вариантов) и типа«В» (краткие свободные ответы), ответы на задания типа «С» (развернутые свободные ответы) проверяются независимыми экспертами. Это позволит сократить так называемое «целевое репетиторство» (с целью приема в определенных вуз) и взяточничество.
Еще одна цель — попытка улучшения качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение. Детей нужно хорошо готовить к экзаменам, чтобы они сдавали их успешно, чтобы их результаты можно было сравнивать, и учить выполнять такие экзамены — новая задача для наших учителей.
Наконец, немаловажное соображение — разгрузить выпускников-абитуриентов, сократив число экзаменов, вместо выпускных экзаменов и вступительных экзаменов они будут сдавать Государственные экзамены, их результаты одновременно будут учитываться и в школьном аттестате, и при поступлении в вузы. Более отдаленная цель — содействовать справедливому перераспределению финансовых потоков между вузами. В сильные вузы при этом вслед за более сильными абитуриентами пойдет больше денег (по механизму ГИФО — «государственных именных финансовых обязательств»).
Полемика
вокруг ЕГЭ не утихает с момента
его введения в 2001 году. Его защитники
приводят множество доводов в пользу экзамена,
главные из которых - это возможность избежать
коррупции и оценить знания ученика наиболее
объективно. Кроме того, по последним данным,
обнародованным Минобрнауки, введение
в России единого госэкзамена позволит
семьям абитуриентов сэкономить порядка
100 млн. долларов в год на репетиторах.
По
мнению сторонников ЕГЭ, вокруг него
создано очень много
Несмотря на многолетнюю продолжительность эксперимента в ряде регионов нашей страны, до сих пор ЕГЭ вносит некоторую социальную напряженность в общество и весьма неоднозначно оценивается специалистами. К положительным сторонам ЕГЭ можно отнести следующее:
Далее рассмотрим некоторые недостатки Единого государственного экзамена
На протяжении почти 10 лет эксперимента (точнее, постепенного внедрения ЕГЭ) настроение общества и СМИ в отношении ЕГЭ не улучшилось, а где-то даже изменилось к худшему. Если вначале сторонников и противников было примерно поровну, то в 2009г. ЕГЭ, по некоторым опросам, поддерживает уже меньше трети российских граждан. Почему? Странно было бы видеть за этим руку неких вузовских коррупционеров, ловко манипулирующих общественным мнением. Разумеется, ЕГЭ наступил на их интересы, но коррупционные схемы трудно публично защищать. Еще один отряд противников нового порядка образовали вполне порядочные ректоры, за долгие годы приучившиеся решать проблемы своих вузов через систему одолжений при приеме («административная валюта»). Но представители вузов не очень влиятельны в общественном мнении — опросы доказывают в основном обратное.
Противники нововведения считают, что уровень коррупции при ЕГЭ не снижается, а лишь переносится из вузов в школы, а сам экзамен проверяет знания учеников, но не их способность рассуждать и мыслить. Между тем именно ЕГЭ, по мнению министра образования и науки Андрея Фурсенко, несмотря на все свои недостатки, впервые выявил все изъяны структуры образования.
Индустриализация процессов обучения и проверки знаний неизбежна, и с этой точки зрения единый государственный экзамен (ЕГЭ) — едва ли не единственный возможный вариант. Но наряду с национальным тестом, общим для всех, скорее всего так и сохранится группа элитных вузов, которые оставят у себя «свои» экзамены. По сути такая ситуация уже сложилась в ряде стран, раньше России перешедших на систему общенационального тестирования на выходе из школы.
Одной из самых больших проблем ЕГЭ остается не поддающаяся автоматизации проверка так называемой части «C», состоящей из заданий, требующих развернутого ответа. Всего в части «C» можно набрать максимум 20 баллов. Проверяющих часть «C» отбирают среди школьных учителей и сотрудников вузов. Как правило, сейчас каждый из них проверяет работы по ЕГЭ дважды в год (на «репетиционной» сдаче и на основной) и дважды проходит подготовку к проверке. Подготовка включает проверку пробных заданий и «калибровку» проверяющих, а также ознакомление их с принципами проверки, критериями выставления оценок.
Эффективность образования упала настолько, что весьма значительное количество учеников просто не сможет «выплыть» в трехбалльную систему (3–4–5), погрузившись существенно ниже «тройки». Попытки перейти на другие, более детализированные системы оценивания, предпринимаемые отдельными школами и вузами, пока не имели серьезных последствий. В аттестат все равно идут оценки 3, 4 и 5. В этом отношении не видно большой разницы между ЕГЭ, с одной стороны, и сочинением, а также прочими традиционными формами экзаменов с другой.