Дистанционное образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по педагогике.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

           Как видно из результатов, почти все респонденты положительно относятся к дистанционному образованию в качестве вспомогательного способа обучения. При аргументировании своего ответа, опрашиваемые ссылались на то, что обычно люди, которые прошли или проходят очное обучение в университете, имеют ту базу знаний и те навыки, которые необходимо для обучения дистанционно.   На вопрос «Как Вы относитесь к дистанционному обучению в качестве основного способа обучения» студентов ответило нейтрально - 40%, далее  отрицательно - 33%, положительно – 27%. На этот же вопрос больше всего преподавателей ответило отрицательно – 50%, далее положительно – 29%, нейтрально - 21%.

     Анализ  результатов показывает, что большинство  студентов и преподавателей поддерживают идею внедрения в высшее образование  дистанционного обучения. Некоторые  преподаватели психологически готовы принять участие в разработке учебно-методических материалов для этой формы обучения. Целесообразность внедрения технологий дистанционного образования, считают респонденты, диктуется тем, что студент получает возможность непосредственного доступа к научным телеконференциям, образовательным сайтам, электронным информационным бюллетеням. Результаты анкетирования показывают, что абсолютное большинство преподавателей к дистанционному обучению с применением учебных компьютерных заданий относятся положительно. Также в личной беседе было выявлено, что у многих преподавателей недостаточно ясное представление о новой форме обучения, об условиях ее эффективного использования. Большинство преподавателей изъявляют желание и готовность повысить свою квалификацию в области использования новых информационных технологий в образовании, в том числе телекоммуникаций и Интернета. Уровень знаний студентов в области информационных технологий, как оказалось, высокий и достаточный для обучения дистанционно. Из выше сказанного можно сделать вывод, что начинать дистанционное обучение надо поэтапно, переходя от локального (на экспериментальных классах) к массовому внедрению.

     Далее респондентам (студентам и преподавателям) было предложено оценить степень  значимости средств обучения. Из числа традиционных средств обучения были предложены учебник и конспект, из современных – электронный учебник (Диаграмма 4).

     

     Диаграмма 4

     Как видно из диаграммы респонденты  оценили степень значимости традиционных средств обучения в равных долях. Немного меньше уровень современных средств обучения. Анкетирование показало, что информационные технологии в высшем образовании можно рассматривать как средство самореализации и самоутверждения педагогов, способствующее развитию плодотворного сотрудничества со студентами, росту педагогического авторитета в среде коллег, средство самостоятельного изучения материала для студентов. Использование дистанционного образования расширяет возможности распространения накопленного опыта и помогает перейти от роли преподавателя-транслятора знаний на уроке к положению учителя-тьютора, организующего, исследующего и направляющего процесс самостоятельной когнитивной деятельности учащихся. Для повышения квалификации преподавателей по работе в системе дистанционного образования можно рекомендовать продолжить работу по обучению преподавателей технологиям дистанционного обучения, содержащую беседы, конференции, методические семинары, привлекать для этих целей специалистов, имеющих опыт работы по дистанционным технологиям.

     В последнем вопросе анкетируемым было предложено выбрать одну из форм обучения в качестве получения дополнительного образования: очную, заочную или дистанционную. Анализ ответов на данный вопрос (Диаграмма 5) показывает, что спрос на дистанционное обучение существует. В первую очередь это связано с открытостью и доступностью данной формы обучения.

     

     Диаграмма 5

     Таким образом, в результате проведения данного  анализа можно сделать ряд  выводов, основными из которых являются следующие:

  • технологии дистанционного образования могут и должны внедряться в систему высшего образования;
  • программы обучения по технологиям дистанционного образования должны быть логичным продолжением курсов обучения, уже существующих для системы высшего образования;
  • начинать эксперимент технологии дистанционного образования надо поэтапно, переходя от локального (на экспериментальных классах) к массовому внедрению;
  • внедрение технологий дистанционного образования может быть поддержано введением соответствующей дисциплины в курсах педагогических специальностей;
  • необходимо создать нормативную базу, регламентирующую все аспекты создания и эксплуатации учебных курсов, основанных на технологиях дистанционного образования.

1.8. Вывод

           Дистанционное обучение, таким образом, не электронный вариант  очного или заочного обучения, адаптирующий традиционные формы занятий и бумажные средства обучения в телекоммуникационные. Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи, затруднённые для достижения в обычном обучении: усиление активной роли учащегося в собственном образовании, получение возможности общения учащегося с педагогами-профессионалами, возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах при помощи участия во всевозможных проектах, конкурсах, олимпиадах. Эти задачи относятся к развитию творческой составляющей образования.

           Мы узнали, что  среда дистанционного обучения характеризуется  тем, что учащиеся отдалены от преподавателя  в пространстве и во времени, однако это не мешает поддерживать диалог при  помощи средств телекоммуникаций, что дает определенные преимущества перед другими системами обучения. К этим преимуществам можно отнести гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие, асинхронность и другие.

           Педагогическая деятельность системы дистанционного образования сильно отличается от традиционной, так как требуется наличие специфических знаний, умений, навыков у преподавателя. Сюда можно отнести знание и умение применять современные информационные технологии при подготовке учебного материала, умение поддержать студента (способствовать его успешному продвижению, помощь в нахождении информации). Таким образом, от преподавателя требуется не только свободное владение учебным предметом, но и специальными знаниями в различных областях.

           Система дистанционного обучения признана одной из самых дорогих систем. Так большая часть средств уходит на создание курсов, закупку современного технического обеспечения. Для создания курса требуется широкий круг специалистов: дизайнер, фасилитейтор, тьютер, специалист по методам контроля. Совокупное время работы составляет огромное время,  что несет за собой существенные финансовые затраты.

           Таким образом, дистанционное  обучение – это альтернатива, ни в коем случае не замена, традиционному  образованию. Система дистанционного обучения призвано обеспечить доступность образования при сохранении его качества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Практика дистанционного обучения

     В России дистанционное обучение начало развиваться с 1988 года, с появлением проекта «Школьная электронная почта». Сегодня одним из крупнейших центров в этой области является «Эйдос».

     Рассмотрим  процесс обучения в учебных центрах  дистанционного обучения.

     Слушатели учебного курса объединяются в учебные  группы на период проведения подготовки, переподготовки или тестирования. Процесс обучения может проводиться как в специально оборудованных компьютерных учебных классах, так и на рабочих местах обучаемых, подключенных к сети Internet. Слушатели виртуального учебного центра после зачисления на курс получают доступ к учебно-методическим материалам курса. Они могут самостоятельно изучать учебные материалы, рекомендованные преподавателем, или искать в каталоге дополнительные материалы. Слушатели имеют возможность записаться на индивидуальную консультацию к преподавателю. Преподаватель также имеет возможность разослать приглашения на консультацию слушателям своей группы. После изучения материала и консультаций слушатели в соответствии с учебным планом выполняют специально подготовленные тестовые задания и курсовые работы. (Приложение А)

     Учебный курс состоит из отдельных разделов. Слушатели самостоятельно изучают  как учебно-методические материалы, подготовленные преподавателями виртуального учебного центра, так и дополнительную литературу по данному разделу курса. (Приложение Б)

     В дистанционном обучающем центре предусмотрено проведение групповых  или индивидуальных консультаций. Естественно, прежде чем проводить консультацию, преподаватель должен назначить  дату и время консультации и послать  по электронной почте сообщение об этом слушателям. Обычно консультации проводятся средствами стандартной программы Microsoft NetMeeting.

     Преподаватель может проводить консультацию в  различных режимах функционирования программы MS NetMeeting. Режим Chat (Разговор) позволяет собеседникам обмениваться печатными сообщениями в режиме реального времени. Когда один из участников консультации (прежде всего - преподаватель) запускает программу Chat, окно разговора появляется на экране каждого пользователя.

     Режим Whiteboard (Доска) позволяет участникам консультации создавать совместные наброски и рисунки, демонстрировать заранее подготовленные чертежи и рисунки, обмениваться текстами сообщений. Когда один из участников телеконференции запускает программу Whiteboard, доска появляется на экране каждого пользователя. Любой из участников консультации может одновременно с другими рисовать на доске и видеть общий рисунок.

     Если  компьютеры участников телеконференции  снабжены звуковой платой, подключенной к микрофону и динамику, то программа MS NetMeeting позволяет использовать режим звукового общения. Однако этот режим можно применять только при проведении индивидуальной консультации.

     В рамках программы MS NetMeeting возможно работать и в режиме совместного использования  приложений участниками консультации. Особенно удобна в этом плане программа MS Word. Преподаватель может заранее подготовить в текстовом редакторе MS Word учебно-методические материалы или вопросы и последовательно выводить их на экран в интерактивном режиме пролистыванием документа с помощью полосы прокрутки.

2.1. Структура дистанционного образования и процесса обучения

     1. Организационный сбор

     Слушатели получают информацию (логин и пароль) для входа в систему дистанционного обучения, содержащую учебные курсы.

     2. Вводное занятие

     Слушатели проходят базовый курс и получают навыки работы в системе дистанционного обучения под руководством специалистов сектора электронных технологий обучения.

     3. Установочные занятия по дисциплинам

     Процесс обучения начинается с общей презентации  курса, после которой проводится вводное занятие. Слушатели знакомятся со своей учебной группой, планом проведения занятий и методикой обучения, преподавательским составом.

     Преподаватели курса (тьюторы) кратко описываю структуру  дисциплин, календарный план освоения, точки контроля, возможности получения консультаций, форму итоговой аттестации.

     Слушатели получают доступ к учебно-методическим материалам.

     4. Календарный план

     На  установочных занятиях слушатели получают календарный план изучения каждой дисциплины.

     В календарном плане указываются формы дистанционных занятий, которые посещает слушатель в течение семестра:

  • on-line и off-line лекции,
  • on-line семинары,
  • промежуточные дистанционные тестирования,
  • удаленная групповая работа над проектом,
  • вебинары,
  • видео-тренинги,
  • аудиолекции и т.п.
  • Пример календарного плана.

     5. Дистанционный куратор

     Дистанционный куратор в течение семестра назначает  виртуальные сборы для решения  организационных задач. Слушатели  имеют возможность в любое  время обратиться к куратору с  вопросом.

     6. Тьюториалы

     Тьютор  в системе дистанционного обучения организует эффективное изучение курса, проводит семинары и консультирует  студентов, проверяет и комментирует письменные задания.

     В течение семестра слушатели могут  принять участие в дистанционном  тьюториале с преподавателем (тьютором) каждого курса. Время проведения тьюториалов указывается в календарном плане.

     7. Очные консультации

     Слушатели дистанционных образовательных  программ могут получить очную консультацию тьютора по каждому предмету. Слушатель  получает график консультаций на первом занятии. Консультации вне графика согласуются с тьютором в индивидуальном порядке.

Информация о работе Дистанционное образование