Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:18, курсовая работа
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Основное назначение второго блока учебно-методического обеспечения - осмысление и закрепление теоретического материала, контроль знаний по теории. В его состав могут входить электронные мультимедийные учебники на flash носителях, CD дисках или в Интернет, программно-информационные системы компьютерного тренинга и контроля знаний.
Компоненты третьего блока предназначены для формирования и развития практических умений и навыков, развития интуиции и творческих способностей, ускоренного накопления профессионального опыта. Сюда можно отнести системы лабораторного практикума удаленного доступа, компьютерные тренажеры, основанные на математических моделях изучаемых объектов и процессов. Обучение на таких тренажерах ведется в ходе решения специально подобранных задач в режиме управляемого исследования.
Компоненты четвертого блока - это системы автоматизации профессиональной деятельности или их учебные аналоги: пакеты прикладных программ (ППП), системы автоматизации проектных работ (САПР), научных исследований (АСНИ) и т. п. Они могут использоваться учащимися для решения различных задач по тематике комплекса, возникающих, например, в ходе курсового или дипломного проектирования. Процесс учебной работы проходит при этом в режиме свободного учебного исследования и близок по специальному характеру к профессиональной деятельности специалиста.
Если не рассматривать издержки процесса развития дистанционного обучения как новой формы обучения, то принципиальных оснований для утверждения, что дистанционное обучение значительно хуже по сравнению с очными формами, не существует. Высокое качество определяется следующими факторами[5, c. 26-30]:
Любая система имеет свои преимущества и недостатки, перед схожими системами. Это связано с множествами факторов, которые обуславливают данную систему. Рассмотрим преимущества и недостатки дистанционного обучения.
Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой. Сегодня нельзя представить технологичность без развития Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использования мультимедиа технологий, звука, видео, что делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными. В пользу подобной основы для различных моделей дистанционного обучения говорят следующие факторы, обусловленные дидактическими свойствами этого средства информационных технологий:
Доступность и открытость обучения – еще одно из главных достоинств дистанционного обучения. Оно предоставляет нам возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. Обучение в любое время в любом месте позволяет студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.
Дистанционное обучение признано одним из самых дешевых способов получения образования, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов (не надо оплачивать помещение для занятий, меньше обслуживающего персонала, затраты на преподавателей могут быть сокращены и т.д.).
Еще
одно достоинство дистанционного обучения
– это доступ к качественному
образованию. Свобода и гибкость
этого способа получения
Как показывает практика, при использовании дистанционного обучения учебное заведение получает большее количество иностранных студентов, университеты имеют возможность увеличить количество студентов за счет привлечения дистанционных слушателей из других стран и городов.
Дистанционное образование носит более индивидуальный характер обучения. Обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, пропускать отдельные разделы и т.д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования. Как показывает опыт многих университетов, студент, обучающийся дистанционно, становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются и по окончанию обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке. Дистанционное обучение делает процесс обучения творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения учащегося.
В процессе обучения обучающийся документирует процесс обучения. У него может остаться сам курс обучения, электронная переписка с преподавателем и он может обращаться к ним позже, по мере необходимости.
Использование
современных технологий и дистанционного
обучения нам предоставляется
Несмотря на множество достоинств, дистанционное обучение имеет и свои недостатки.
Один
из главных недостатков
Дистанционное обучение накладывает ряд своих требований на организацию учебного процесса, таких как необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, высокие требования к постановке задачи на обучение, администрирование процесса, организации мотивации слушателей. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Как правило, учащиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися.
Одной
из ключевых проблем дистанционного
обучения остается проблема аутентификации
пользователя при проверке знаний.
Большинство дистанционных
К существенным недостаткам системы дистанционного обучения относится высокая стоимость построения системы дистанционного обучения. На начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения. Необходимо отметить, что разработка курсов дистанционного обучения – трудоемкий процесс. Создание одного часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов. Один из путей решения этой проблемы это поиск или создание и использования существующих видео и аудио файлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов.
Нетрудно догадаться, что чем больше страна, тем сильнее её население ощущает потребность в дистанционном образовании. Сказываются большие расстояния и локализация учебных заведений в крупных городах. То что “широка страна моя родная” знает каждый школьник и легко понять, что для такой страны как Россия дистанционное образование имеет особое значение.
Считается, что система дистанционного образования развивалась в России в два этапа. Первый этап пришёлся на 20-е – 90-е годы прошлого века. Выражался он в заочной форме образования, которую тогда практиковал едва ли не каждый ВУЗ. Студенты самостоятельно изучали заданный объём дисциплин и, в назначенный срок, приезжали на сдачу сессии.
В начале 90-х годов прошлого века, прорыв в системе информационных технологий позволил заочной форме образования перейти в качественно новый формат обмена информацией. Так начался второй этап развития дистанционного образования в России – эпоха web’а.
В 1995 г. Была принята «Концепция создания и развития системы дистанционного образования в России», а через 4 года началось внедрение государственной программы информатизации образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает в основном развитие современных информационных технологий в сфере образования, позволяющих качественно улучшить доступность и повысить эффективность образовательных процессов.
В настоящее время, развитие дистанционного образования в России идет по двум направлениям. Первое, по сути своей, является калькированием концепции и технологий зарубежного “open” (“открытого”) образования (в основном, перенимается опыт США и Западной Европы). А второе направление исходит изнутри и связанно с концепцией дистанционного образования в России, разработанной Министерством общего и профессионального образования РФ. Причём, в основе второго направления лежит расчет на творческие силы российской высшей школы и на ее научный потенциал.
Сейчас дистанционное образование в России усиленно развивается. Время экспериментов ещё не прошло – появляются новые технологии, методы, программы и инструменты.
Диплом выданный государственным вузом по окончании обучения по дистанционной программе имеет такую же силу, как и диплом, полученный на очном отделении. Но тут есть один немаловажный аспект.
Согласно статистическим выкладкам, работодатели предпочитают кандидатов с традиционными “корочками”. К тому же, дистанционное образование бесплатным не бывает. По статье 41 закона “Об образовании”, из федерального бюджета денежные средства на использование учебными заведениями дистанционной формы обучения не выделяются. Однако, стоимость дистанционного образования, в целом, на 40-50% ниже, чем учёба на платном отделении вуза. Кстати, оплата начисляется не за семестр или год, как в вузе, а за каждый курс программы отдельно. При этом, ты сам составляешь себе расписание занятий и прохождение курса может занять хоть несколько лет. Но отсидеться дома за компьютером не получится – так или иначе тебе придётся посещать ВУЗ для сдачи сессии и контроля уровня знаний.