Дистанционное образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по педагогике.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

     Время конных курьеров и рукописных материалов кануло в лету. На дворе XXI век и  на смену “образованию по почте” пришли новые продвинутые технологии.

     На  данный момент, вузы России активно  используют три вида технологий позволяющих передавать знания удалённо. Только они соответствуют временным требованиям, утвержденным Минобразования 04.12.2003 г.

     Кейс-технология – учебные материалы предоставляют учащимся на печатных и мультимедийных (дискеты, CD-ROM, DVD) носителях. Она применяется, как правило, в сочетании с очными формами занятий: обзорными лекциями, семинарами, тренингами, консультациями и контрольными работами. Часть общения с преподавателем (например, консультации), а также получение информации из электронных библиотек и баз данных вузов могут осуществляться через Интернет.

     Сетевая технология - использование компьютерных обучающих программ и электронных учебников, которые размещаются на Интернет-серверах вуза. Через Интернет можно связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты. Ряд вузов также проводит лекции и семинары в режиме реального времени. Экзамены проводят в ближайшем к месту жительства студента учебном центре вуза.

     Телевизионно-спутниковая технология схожа с сетевой, только контакт (лекции и семинары) преподавателей и студентов осуществляется по спутниковым каналам связи.

     Студенты  могут использовать какой-то один способ, комбинировать их или использовать все сразу, в зависимости от своих технических возможностей.

1.5. Преподаватель в системе дистанционного обучения

     Анализ  основных педагогических методов современного образования, основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, показывает, что содержание педагогической деятельности в новой образовательной системе существенно отличается от традиционной. Это требует от преподавателя специфических знаний, умений, навыков.

     Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке курсов, поскольку быстро развивается ее технологическая основа. Она требует от преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству разрабатываемых учебных материалов в основном из-за открытости доступа к ним как большого числа обучаемых, так и преподавателей и экспертов, что в сущности усиливает контроль за качеством этих материалов.

     Во-вторых, особенность современного педагогического  процесса состоит в том, что в  отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на студента (учащегося), который активно строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в развитой образовательной среде.

     В данных условиях важнейшей функцией преподавателя является поддержка обучающегося в его деятельности: способствовать его успешному продвижению, помощь в нахождении и освоении нужной информации, облегчить решение возникающих проблем.

     В-третьих, предоставление учебного материала, требует  в современном образовании более  активных и интенсивных взаимодействий между обучаемыми, чем в традиционном классе, где преобладает как бы обобщенная обратная связь учителя со всем классом, а взаимодействие учителя с отдельным учеником довольно слабое.

     Таким образом, в связи с применением  современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования  происходят существенные изменения  в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в учебном процессе, его основных функциях. В качестве первостепенных функций можно отметить следующие изменения:

  • усложнение деятельности по разработке курсов;
  • необходимость специальных навыков и приемов разработки учебных курсов;
  • усиление требований к качеству учебных материалов;
  • возрастание роли обучаемого в учебном процессе;
  • усиление функции поддержки студента;
  • возможность обратной связи преподавателя с каждым обучающимся.

           Значительные изменения  происходят  в преподавательской  деятельности в связи с применением  новых информационных технологий в  системе дистанционного образования. Если в традиционном образовании  преподаватель большую часть  времени уделял чтению лекций, то теперь преподаватель должен:

  1. Разработать содержание курса на новой технологической основе.
  2. Помочь учащемуся сориентироваться в обширной и разнообразной учебной    информации и найти подходящую именно ему образовательную траекторию.
  3. Обеспечить активное взаимодействие обучаемого как с самим преподавателем, так и с другими обучаемыми в ходе обсуждения вопросов курса.

     Для каждого из этих основных видов преподавательской  деятельности характерны специфические  проблемы. Так, разработка курсов на базе новых технологий требует не только свободного владения учебным предметом, его содержанием, но и специальных знаний в области современных информационных технологий. Таким образом, в ходе учебного процесса нужны специальные не только педагогические, но и технологические навыки, опыт работы с современными техническими средствами.

     Характерная черта управления образованием, основанным на новых информационных технологиях, - организация образовательного процесса на основе разделения труда. Без него невозможно достичь значительного роста числа учащихся, а значит, и проявления эффекта масштаба, т.е. повышения эффективности образовательной системы за счет экономии от масштаба ее деятельности. Эффект масштаба является одним из основных источников повышения эффективности новой образовательной системы, становление которой требует существенных затрат на формирование ее технологической базы. Не преподаватель старой образовательной системы, снабженный новыми техническими и технологическими средствами, а преподаватель новой специализации со свойственным ей характером деятельности и местом в общей системе разделения труда может обеспечить эффективное функционирование системы дистанционного обучения.

     Таким образом, организация преподавательской  деятельности на основе разделения труда является неотъемлемой чертой управления современной образовательной системой, которое осуществляется на базе системного подхода к процессам ее развития.

           Как следует из рассмотренного выше анализа содержания педагогической деятельности в системе дистанционного обучения, основанной на новых информационных технологиях, основными специализациями преподавателей в этой системе являются следующие:

  • специалист по разработке курсов, т.е. дизайнер курсов;
  • фасилитейтор - специалист, который помогает обучаемым найти и реализовать свою образовательную траекторию в разработанном учебном материале;
  • тьютер – это специалист по интерактивному предоставлению учебных курсов, взаимодействиям с учащимися в ходе изучения материалов курса;
  • специалист по методам контроля за результатами обучения, ответственный за организацию и проведение тестов, зачетов, экзаменов.

1.6. Перспективы развития дистанционного обучения

           Развитие отечественного образования является одной из важнейших  задач, стоящих перед обществом. По мнению экспертов, одним из путей решения данной проблемы может стать дистанционное обучение. Без сомнения, онлайн-обучение ни в коем случае не сможет стать заменой традиционному обучению. Оно не в состоянии создать студенческую атмосферу и заменить общение с живым педагогом. Но снять часть проблем оно может. При помощи дистанционного образования жители небольших городов получат возможность проходить курсы столичных университетов и академий. Виртуальным слушателям, совмещающим обучение с работой, дается шанс сократить количество аудиторных часов и получать конкретные знания без отрыва от непосредственной деятельности.

           Тем, кому сейчас 30 и  более, теперь не обязательно садиться за парту с людьми много моложе себя. Часто людям неловко представить  себя в учебном процессе рядом с кем-то, кто значительно младше. Самим преподавателям взрослая аудитория также интересна, так как они получают связь с людьми, которые применяют полученные знания на практике. Важно и то, что дистанционное обучение приводит к значительной экономии средств. Оно существенно дешевле очного образования.

     При помощи дистанционного обучения появляется возможность установить баланс между  общественным спросом на образование  и его предложением.

           В 2005 году в образовательные  электронные услуги в мире было инвестировано 46 миллиардов долларов. В США дистанционное обучение предлагают более 200 университетов и тысячи колледжей. Всего по Штатам им охвачено свыше 3 миллионов человек, и по прогнозам через несколько лет их количество достигнет 5 миллионов.

     Россия пока отстает на этом пути, но необходимо отметить, что российское образование всегда признавалось одним из лучших в мире.  

           Все образовательные  учреждения, использующие информационно-коммуникационные технологии, фактически находятся вне  правового поля. Необходимо отметить, что на сегодняшний день для развития системы дистанционного образования практически отсутствует нормативно-правовая база.

     Нормативно-правовая база дистанционного образования должна формироваться в виде пакета национальных актов по вопросам организации правового регулирования отношений между объектами и субъектами в сфере дистанционного образования с учетом единых требований. В основу должны быть положены следующие принципы: учет конституционных норм, открытость и доступность информации, защита прав интеллектуальной собственности, информационная безопасность, согласованность разрабатываемых норм с актами других отраслей законодательства, а также с международным законодательством. Если система дистанционного образования будет иметь нормативно-правовую базу, она станет одной из официальных форм получения образования. 
 

1.7. Анализ технических возможностей и выявление отношения к использованию дистанционного обучения

           На базе учреждения образования с целью изучения подготовки преподавателей к работе по дистанционной форме обучения, а также выявления технических возможностей и отношения к использованию дистанционного обучения в качестве формы обучения было проведено анкетирования среди студентов 2 курса (Приложение Г) и преподавателей колледжа (Приложение Д). В анкетировании приняло участие 50 студентов и 25 преподавателей.

           Первая часть анкеты состояла из 2 вопросов и была общей  для студентов и преподавателей. На основе ее выполнения выявлялись технические  возможности использования дистанционной формы обучения. Первый вопрос анкеты предполагал выявить наличие у респондентов персонального компьютера дома. Результат показал, что все 100% опрошенных преподавателей и студентов имеют компьютер. На второй вопрос анкеты «Имеете ли Вы выход в Интернет» ответили положительно 97%, отрицательно - 3%. Таким образом, необходимо отметить высокий уровень технической возможности использовать дистанционную форму обучения.

           Вторая часть анкеты состояла из 5 вопросов. Первый вопрос предлагал студентам оценить  уровень применения информационных технологий преподавателями в учебном процессе, а преподавателям – уровень применения ими информационных технологий по десятибалльной системе. Результаты приведены на Диаграмме 1.

     

     Как видно из диаграммы мнения студентов  и преподавателей совпадают: уровень применения информационных технологий преподавателями выше среднего. Однако этот уровень не в полной мере дает возможность создания преподавателями электронных учебно-методических комплексов (УМК). Анализ основных педагогических методов современного образования, основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, показывает, что от преподавателя требуются специфические знания, умения, навыки.

     Второй  и третий вопросы предполагали выявление  отношение студентов и преподавателей к дистанционной форме обучения в качестве основного и вспомогательного способа обучения. Результаты приведены на Диаграмме 2, 3:

     

     Диаграмма 2

     

     Диаграмма 3

Информация о работе Дистанционное образование