Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:18, курсовая работа
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Время конных курьеров и рукописных материалов кануло в лету. На дворе XXI век и на смену “образованию по почте” пришли новые продвинутые технологии.
На данный момент, вузы России активно используют три вида технологий позволяющих передавать знания удалённо. Только они соответствуют временным требованиям, утвержденным Минобразования 04.12.2003 г.
Кейс-технология – учебные материалы предоставляют учащимся на печатных и мультимедийных (дискеты, CD-ROM, DVD) носителях. Она применяется, как правило, в сочетании с очными формами занятий: обзорными лекциями, семинарами, тренингами, консультациями и контрольными работами. Часть общения с преподавателем (например, консультации), а также получение информации из электронных библиотек и баз данных вузов могут осуществляться через Интернет.
Сетевая технология - использование компьютерных обучающих программ и электронных учебников, которые размещаются на Интернет-серверах вуза. Через Интернет можно связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты. Ряд вузов также проводит лекции и семинары в режиме реального времени. Экзамены проводят в ближайшем к месту жительства студента учебном центре вуза.
Телевизионно-спутниковая технология схожа с сетевой, только контакт (лекции и семинары) преподавателей и студентов осуществляется по спутниковым каналам связи.
Студенты могут использовать какой-то один способ, комбинировать их или использовать все сразу, в зависимости от своих технических возможностей.
Анализ основных педагогических методов современного образования, основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, показывает, что содержание педагогической деятельности в новой образовательной системе существенно отличается от традиционной. Это требует от преподавателя специфических знаний, умений, навыков.
Во-первых,
значительно усложняется
Во-вторых, особенность современного педагогического процесса состоит в том, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на студента (учащегося), который активно строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в развитой образовательной среде.
В данных условиях важнейшей функцией преподавателя является поддержка обучающегося в его деятельности: способствовать его успешному продвижению, помощь в нахождении и освоении нужной информации, облегчить решение возникающих проблем.
В-третьих,
предоставление учебного материала, требует
в современном образовании
Таким
образом, в связи с применением
современных компьютерных и телекоммуникационных
технологий в сфере образования
происходят существенные изменения
в преподавательской
Значительные
Для каждого из этих основных видов преподавательской деятельности характерны специфические проблемы. Так, разработка курсов на базе новых технологий требует не только свободного владения учебным предметом, его содержанием, но и специальных знаний в области современных информационных технологий. Таким образом, в ходе учебного процесса нужны специальные не только педагогические, но и технологические навыки, опыт работы с современными техническими средствами.
Характерная черта управления образованием, основанным на новых информационных технологиях, - организация образовательного процесса на основе разделения труда. Без него невозможно достичь значительного роста числа учащихся, а значит, и проявления эффекта масштаба, т.е. повышения эффективности образовательной системы за счет экономии от масштаба ее деятельности. Эффект масштаба является одним из основных источников повышения эффективности новой образовательной системы, становление которой требует существенных затрат на формирование ее технологической базы. Не преподаватель старой образовательной системы, снабженный новыми техническими и технологическими средствами, а преподаватель новой специализации со свойственным ей характером деятельности и местом в общей системе разделения труда может обеспечить эффективное функционирование системы дистанционного обучения.
Таким образом, организация преподавательской деятельности на основе разделения труда является неотъемлемой чертой управления современной образовательной системой, которое осуществляется на базе системного подхода к процессам ее развития.
Как следует из рассмотренного выше анализа содержания педагогической деятельности в системе дистанционного обучения, основанной на новых информационных технологиях, основными специализациями преподавателей в этой системе являются следующие:
Развитие
Тем, кому сейчас 30 и
более, теперь не обязательно садиться
за парту с людьми много моложе
себя. Часто людям неловко
При помощи дистанционного обучения появляется возможность установить баланс между общественным спросом на образование и его предложением.
В 2005 году в образовательные электронные услуги в мире было инвестировано 46 миллиардов долларов. В США дистанционное обучение предлагают более 200 университетов и тысячи колледжей. Всего по Штатам им охвачено свыше 3 миллионов человек, и по прогнозам через несколько лет их количество достигнет 5 миллионов.
Россия пока отстает на этом пути, но необходимо отметить, что российское образование всегда признавалось одним из лучших в мире.
Все образовательные учреждения, использующие информационно-коммуникационные технологии, фактически находятся вне правового поля. Необходимо отметить, что на сегодняшний день для развития системы дистанционного образования практически отсутствует нормативно-правовая база.
Нормативно-правовая
база дистанционного образования должна
формироваться в виде пакета национальных
актов по вопросам организации правового
регулирования отношений между объектами
и субъектами в сфере дистанционного образования
с учетом единых требований. В основу должны
быть положены следующие принципы: учет
конституционных норм, открытость и доступность
информации, защита прав интеллектуальной
собственности, информационная безопасность,
согласованность разрабатываемых норм
с актами других отраслей законодательства,
а также с международным законодательством.
Если система дистанционного образования
будет иметь нормативно-правовую базу,
она станет одной из официальных форм
получения образования.
На базе учреждения образования с целью изучения подготовки преподавателей к работе по дистанционной форме обучения, а также выявления технических возможностей и отношения к использованию дистанционного обучения в качестве формы обучения было проведено анкетирования среди студентов 2 курса (Приложение Г) и преподавателей колледжа (Приложение Д). В анкетировании приняло участие 50 студентов и 25 преподавателей.
Первая часть анкеты
состояла из 2 вопросов и была общей
для студентов и
Вторая часть анкеты состояла из 5 вопросов. Первый вопрос предлагал студентам оценить уровень применения информационных технологий преподавателями в учебном процессе, а преподавателям – уровень применения ими информационных технологий по десятибалльной системе. Результаты приведены на Диаграмме 1.
Как видно из диаграммы мнения студентов и преподавателей совпадают: уровень применения информационных технологий преподавателями выше среднего. Однако этот уровень не в полной мере дает возможность создания преподавателями электронных учебно-методических комплексов (УМК). Анализ основных педагогических методов современного образования, основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, показывает, что от преподавателя требуются специфические знания, умения, навыки.
Второй
и третий вопросы предполагали выявление
отношение студентов и
Диаграмма 2
Диаграмма 3