Дистанционное образование: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей дистанционного обучения.
Сформулированы следующие задачи:
- определить понятие "дистанционное обучение";
- выявить достоинства и недостатки дистанционного обучения;
- проследить историю дистанционного образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..…3
1. Дистанционное образование……………………………………………………………………...5
1.1. Место дистанционного обучения в системе образования. Методологические
аспекты. Общие положения системы дистанционного образования.
Современность………………...……………………………………………………………..5
1.1.1. Основные понятия системы дистанционного образования………………………5
1.1.2. Принципы дистанционного образования………………………………………….6
1.1.3. Особенности дистанционного образования…………………………….…………7
1.1.4. Средства и формы дистанционного обучения…………………………..………..8
1.1.5. Цели и задачи системы дистанционного образования…………………………..10
1.1.6. Виды передаваемой информации в процессе дистанционного обучения……...10
1.1.7. Организация учебного процесса………………………………………………….11
1.1.8. Сравнительные характеристики информационных технологий………………..11
1.1.9. Основные типы организационных структур дистанционного образования…...12
1.2. Дистанционное образование – история……………………………………………………....14
1.2.1.История развития ДО……………………………………………………………...14
1.2.2. Поколения дистанционного образования……………………………………...…15
1.2.3.Факторы развитие дистанционного образования………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…………………..….19

Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

Педагогика (курсовая).doc

— 174.00 Кб (Скачать)

   Новым явлением становится вовлечение государства в активное планирование развития высшего образования. Вплоть до середины XX века усилия были сосредоточены на всеобщем охвате населения средним образованием. Эта проблема в основном была решена в большинстве стран к середине 60-х годов. С этого времени была поставлена цель повышения доступности высшего образования для широких масс, расширения программ непрерывного образования, улучшения профессиональных навыков и подготовки специалистов. Столь существенные задачи требовали новаторских решений и послужили импульсом для поисков новых, нетрадиционных форм организации высших учебных заведений.

   В 60-е годы внимание ответственных  лиц было направлено на поиски возможностей сделать образование более демократичным и профессиональным. Дистанционное образование явилось средством предоставления образовательных услуг широкому кругу людей, стремящихся учиться, но не имеющих возможности или желания посвятить свое время обучению в традиционной форме. Дидактические основы высшего образования могли бы быть существенно расширены за счет включения альтернативных вариантов приобщения к знаниям, при которых ученики обучались бы самостоятельно под контролем и наблюдением высших учебных заведений. Дистанционное образование второго поколения.

   Главным фактором, повлиявшим на определение статуса и качества дистанционного образования, стало создание Открытого университета Великобритании в 1969 году. Это событие имело важное значение для практики дистанционного обучения и продемонстрировало внедрение средств массовой информации в учебный процесс.

   В сентябре 1963 года Гарольд Вильсон, выдвинул идею создания «Эфирного университета», который бы сочетал в себе обучение с возможностями радио- и телевещания. Эта идея возникла после знакомства Вильсона с организацией заочного обучения в СССР и телевизионного образования в США, пользующегося большим успехом. Предложение не получило поддержки и даже было высмеяно. [, стр.]

   Факты истории развития дистанционного образования:

  • Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою Великую дидактику. Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования.
  • В конце XIX века появился прародитель ДО корреспондентское обучение. Студент мог посылать учителю свои письменные работы, получать по почте комментарии и новую порцию учебников. Эти изменения произошли благодаря появлению регулярной почтовой связи. Такой способ обучения очень понравился тем, кто жил вдали от крупных городов и не мог обучаться в обычных заведениях, для многих людей тогда это было единственной возможностью получить серьезное образование.
  • История дистанционного образования имеет советские корни. В ходе контактов между странами бывшей антигитлеровской коалиции, британских ученых заинтересовал советский опыт организации заочного образования. В Британии было принято решение о формировании подобной системы образования. Правительство Великобритании выделило под этот проект значительные средства. Были разработаны учебные планы, программы, учебно-методические пособия и образовательные технологии.
  • Проект первого в мире университета дистанционного образования Open University взял под личный контроль премьер-министр Харольд Уилсон. Открытый университет учредила сама королева, а канцлером (ректором) назначили спикера палаты общин. Было сделано все, чтобы университет стал одновременно и массовым, и престижным.
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Процесс информатизации является закономерным и объективным процессом, характерным  для всего мирового сообщества. Он проявляется во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Во многом благодаря этому процессу стала возможной новая синтетическая форма обучения - дистанционное обучение, которое вбирает в себя лучшие черты традиционных форм обучения - очного, заочного, экстерната, и хорошо с ними интегрируется. Можно обратить внимание на тенденцию, когда все известные формы обучения сольются в перспективе в одну единую форму с преобладанием характеристик современного дистанционного обучения. Использование в качестве инструментов видеотелеконференции, интернет и другие системы передачи данных «сблизит» преподавателя и студента находящих далеко друг от друга, приблизит дистанционное образование к традиционному, к непосредственному общению преподавателя со студентом, лектора с аудиторией, групповым семинарским занятиям, апробированными столетиями. Именно поэтому дистанционное обучение часто называют формой обучения XXI века.

    Становится  очевидным, что научно-исследовательская  и практическая работа над проблемами дистанционного обучения, методического, методологического и технического обеспечения дистанционного образования должна быть постоянной и непрерывной. Можно быть уверенными, что результаты такой работы принесут реальные плоды в современный образовательный процесс, а вместе с тем в развитие систем телекоммуникаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

     Литература: 

  1. Педагогика: Курсовая работа. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение» / Сост. Г.Н. Рахмакова. – Мн.: МГВРК, 2003. – 56 с.
  2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981 – 245 с.
  3. Полат, Е.С. Дистанционное обучение: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, М.Ю. Бухаркина, Ю.В. Аксенов, Т.Ф. Горбунькова. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 192 с.
  4. Олифер, В. Г. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: Учебное пособие для вузов/ В.Г. Оливер, Н.А. Олифер: Питер: 2001. – 668 с.
  5. Кашлов, С.С. Технологии интерактивного обучения / С.С. Кашлоа. – Мн.: Белорусский верасень, 2005. – 196 с. – (Педагогика, обращенная в завтра) 27-53
  6. Захарова, И.Т. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студентов выш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с. 105-154
  7. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии / В.П. Бесполько. – М.: Инфра, 1995. – 245 с. 50-90
  8. Ефремов, О.Ю. Педагогика: Краткий курс / О.Ю. Ефремов. – СПб.: Питер,2009. – 256 с.: ил.  217-230
 

         Интернет ресурсы: 

  1. ISDN - НОВЫЕ  УСЛУГИ. (http://www.telecom.tomsk.su/isdn/main.shtml)
  2. Дистанционное обучение: материал из Википедии – свободной электронной энциклопедии (// http://ru. wikipedia.org/wiki)
  3. Кречетников, К.Г. Дистанционное обучение. Достоинства, недостатки, вопросы организации: аналитический обзор / К.Г. Кречетников, Н.Н. Черненко // Интернет-журнал "Эйдос". – 2001. – 20 марта (http://www.eidos.ru/journal/2001/0320. htm)
  4. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / докт. пед. наук, проф.Е.С. Полат // http://distant. ioso.ru/seminary/09-02-06/tezped. htm).
  5. Некоммерческое партнерство Центр дистанционного образования «Элитариум» (Санкт-Петербург) (file://localhost/kratkaja_istorija_distancionnogo_obrazovanija.html)
  6. Материал из Letopisi.Ru – «История дистанционного образования»
  7. Материалы сайта www.dist-edu.ru – «Дистанционное образование».
  8. Материалы сайта www.hse.ru – «Дистанционное образование».
  9. Материалы сайта www.ui.usm.ru – «Проблемы развития образования – статистика».

Информация о работе Дистанционное образование: история и современность