Дистанционное образование: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей дистанционного обучения.
Сформулированы следующие задачи:
- определить понятие "дистанционное обучение";
- выявить достоинства и недостатки дистанционного обучения;
- проследить историю дистанционного образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..…3
1. Дистанционное образование……………………………………………………………………...5
1.1. Место дистанционного обучения в системе образования. Методологические
аспекты. Общие положения системы дистанционного образования.
Современность………………...……………………………………………………………..5
1.1.1. Основные понятия системы дистанционного образования………………………5
1.1.2. Принципы дистанционного образования………………………………………….6
1.1.3. Особенности дистанционного образования…………………………….…………7
1.1.4. Средства и формы дистанционного обучения…………………………..………..8
1.1.5. Цели и задачи системы дистанционного образования…………………………..10
1.1.6. Виды передаваемой информации в процессе дистанционного обучения……...10
1.1.7. Организация учебного процесса………………………………………………….11
1.1.8. Сравнительные характеристики информационных технологий………………..11
1.1.9. Основные типы организационных структур дистанционного образования…...12
1.2. Дистанционное образование – история……………………………………………………....14
1.2.1.История развития ДО……………………………………………………………...14
1.2.2. Поколения дистанционного образования……………………………………...…15
1.2.3.Факторы развитие дистанционного образования………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…………………..….19

Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

Педагогика (курсовая).doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

«Минский  государственный высший радиотехнический

колледж» 

________________________________________________________________________________ 
 

                                                                                                                                   Кафедра                                                                                                           психолого-педагогических                                                                     дисциплин 
                     

Дистанционное образование: история  и современность. 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по курсу  «Педагогика» 
 
 

                                                                           Исполнитель:

                                                                                             Жуковец О.В., студентка

                                                                                         5 курса группы 84 381

                                                                    

                                                         

                                                                            Руководитель:

                                                                       Кулик О.Н.

                                                                                   ассистент кафедры

                                                                                                 психолого-педагогических

                                                                     дисциплин 
 
 

2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..…3

1. Дистанционное  образование……………………………………………………………………...5

    1.1. Место  дистанционного обучения в системе  образования. Методологические 

          аспекты. Общие положения системы дистанционного образования.

          Современность………………...……………………………………………………………..5 

      1.1.1. Основные понятия системы дистанционного  образования………………………5

      1.1.2. Принципы дистанционного образования………………………………………….6  

      1.1.3. Особенности дистанционного образования…………………………….…………7

      1.1.4. Средства и формы дистанционного  обучения…………………………..………..8

      1.1.5. Цели и задачи системы дистанционного  образования…………………………..10

      1.1.6. Виды  передаваемой информации в процессе  дистанционного обучения……...10

      1.1.7. Организация учебного процесса………………………………………………….11

      1.1.8. Сравнительные характеристики информационных  технологий………………..11

      1.1.9. Основные типы организационных  структур дистанционного образования…...12

1.2. Дистанционное  образование – история……………………………………………………....14

    1.2.1.История  развития  ДО……………………………………………………………...14

    1.2.2. Поколения дистанционного образования……………………………………...…15

    1.2.3.Факторы  развитие дистанционного образования………………………………...17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…………………..….19

 

Список  использованных источников………………………………………….…………………..20 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ

    Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно  становятся предметом изучения, анализа  и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

   При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других – реализация ведущих педагогических процессов остается за преподавателями. С внедрением в учебный процесс современных технологий преподаватель все более осваивает функции консультанта, советчика. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, т.к. в профессиональной деятельности педагога реализуются не только специальные, предметные знания в области педагогики, психологии, технологии обучения. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

   Использование информационно-коммуникационных технологий представляет собой новый уровень  мыслительной, творческой, коммуникативной  и исполнительской деятельности и ведет к коренной перестройке  различных сторон деятельности, включая учебную и обучающую. Эффективность педагогического воздействия при дистанционной форме обучения посредством компьютерных телекоммуникационных сетей невозможно понять вне особенностей общения между обучающим и обучаемым. Пути решения проблем, обусловленных тем, что:

  • информация в процессе общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается;
  • вербальное общение реализуется при помощи фактического, информационного, дискуссионного и исповедального типов диалогов;
  • органическим дополнением вербальной речи является употребление невербальных средств общения, таких, как жесты, мимика, качество голоса, его диапазон, тональность;
  • визуальное общение (контакт глазами);
  • интерактивная сторона общения проявляется в совместной деятельности;
  • в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между его участниками.[9]

   В последние десятилетия появилась  новая проблема развития образования. Знания стареют каждые 3-5 лет, а технологические знания – каждые 2-3 года. Пройдет еще немного времени и это будет 1,5-2 года. Объем знаний выпускников ВУЗов удваивается каждые 3-4 года. Если не менять образовательных технологий, то качество подготовки специалистов будет объективно отставать от требуемого на рынке труда. Усвоение знаний студентами с помощью информационных и коммуникационных технологий быстрее, или больше, в единицу времени, чем с обычными технологиями. [17]

   Привлекает  не только возможность обеспечения  оперативной обратной связи между  обучаемым и обучающим на расстоянии по сети, средств предоставления знаний, но и постоянная актуализация учебного материала с наименьшими затратами. В связи с идеями индивидуального и развивающего обучения, особый интерес представляют функциональные возможности использования средств информационных технологий в обучении.

   Цель  исследования: выявление особенностей дистанционного обучения.

   Сформулированы следующие задачи:

   - определить понятие "дистанционное обучение";

   - выявить достоинства и недостатки дистанционного обучения;

   - проследить историю дистанционного образования.

   Использовались  следующие методы исследования: изучение литературы, анализ, методы теоретического обобщения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Дистанционное образование

1.1. Место дистанционного обучения в системе образования. Методологические аспекты. Общие положения системы дистанционного образования. Современность

   1.1.1. Основные понятия системы дистанционного образования

   Обучение – это целеустремленный, систематический, организованный процесс получения знаний, умений, навыков, а образование – это результат обучения личности.

   Дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Исторически, дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако сейчас - это средство обучения, использующее аудио-, видео- и компьютерные системы, связанные через каналы связи. Дистанционное обучение является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

   Дистанционное образование – тесно связанно с дистанционным обучением. Принято считать, что дистанционное образование - это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и учебный центр), а дистанционное обучение - это процесс получения знаний (за него ответственен обучаемый).

   Основу  образовательного процесса при дистанционном  образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.

   Дистанционное образование – форма, сочетающая элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства.

   С дистанционным обучением связана  новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что обучаемые в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве или во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

   Система дистанционного образования (СДО) представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического  обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. [2, стр. 14-23]

   Система дистанционного обучения обязательно  должна обеспечивать выполнение следующие функции:

  • доставка основного объема изучаемого материала с помощью информационных технологий;
  • интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;
  • предоставление возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала;
  • оценка знаний и навыков обучаемых в процессе обучения.

   Создание  системы дистанционного образования сводится к организации специфической педагогической системы, элементами которой являются подсистемы:

  • целей обучения;
  • содержания обучения;
  • методов обучения;
  • средств обучения;
  • организационных форм обучения;
  • учебно-материальная;
  • финансово-экономическая;
  • маркетинговая.

   Необходимость и возможность организации СДО  обусловлена следующими факторами:

  • Ограничения по получению профессионального образования (в частности, ограниченная доступность в отдаленных регионах, высокая стоимость обучения, ограничения обучения по времени и др.);
  • Ограничения по пропускной способности вузов, факультетов повышения квалификации и образовательных учреждений других типов;
  • Увеличение количества желающих получить профессиональное образование из-за повышения престижа образования и необходимости переподготовки специалистов;
  • Появление и развитие качественно новых средств информационных технологий и ярко выраженный процесс информатизации телекоммуникационных технологий. [10]

Информация о работе Дистанционное образование: история и современность