Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:38, курсовая работа
Цель исследования: выявление особенностей дистанционного обучения.
Сформулированы следующие задачи:
- определить понятие "дистанционное обучение";
- выявить достоинства и недостатки дистанционного обучения;
- проследить историю дистанционного образования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..…3
1. Дистанционное образование……………………………………………………………………...5
1.1. Место дистанционного обучения в системе образования. Методологические
аспекты. Общие положения системы дистанционного образования.
Современность………………...……………………………………………………………..5
1.1.1. Основные понятия системы дистанционного образования………………………5
1.1.2. Принципы дистанционного образования………………………………………….6
1.1.3. Особенности дистанционного образования…………………………….…………7
1.1.4. Средства и формы дистанционного обучения…………………………..………..8
1.1.5. Цели и задачи системы дистанционного образования…………………………..10
1.1.6. Виды передаваемой информации в процессе дистанционного обучения……...10
1.1.7. Организация учебного процесса………………………………………………….11
1.1.8. Сравнительные характеристики информационных технологий………………..11
1.1.9. Основные типы организационных структур дистанционного образования…...12
1.2. Дистанционное образование – история……………………………………………………....14
1.2.1.История развития ДО……………………………………………………………...14
1.2.2. Поколения дистанционного образования……………………………………...…15
1.2.3.Факторы развитие дистанционного образования………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…………………..….19
Список использованных источников…………
Суть принципа состоит в том, что проектирование СДО необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать. Опыт компьютеризации позволяет утверждать, что когда приоритетной является педагогическая сторона, система получается более эффективной.
Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания СДО. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.
Содержание учебных курсов и дисциплин системы должно соответствовать нормативным требованиям Государственного образовательного стандарта РБ.
Необходимо предусматривать при необходимости организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения ее безопасности при хранении, передачи и использовании.
Эффективное СДО требует определенного набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать навыками обращения с компьютером и др.
Он
заключается в создании информационных
сетей, баз и банков знаний и данных
для дистанционного образования, позволяющих
обучающемуся корректировать или дополнять
свою образовательную программу
в необходимом направлении. При
этом требуется сохранение информационного
инвариантного образования, обеспечивающего
возможность перехода к другим направлениям
образования. [7, стр.50-70]
Таблица 1. Особенности ДО.
Гибкость. | Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности. |
Модульность | В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям. |
Параллельность | Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства". |
Параллельность | Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса. |
Асинхронность | Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе. |
Охват | Эту особенность иногда называют "массовостью". Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств информационных технологий. |
Рентабельность | Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность дистанционного образования. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных СДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле. |
Новые информационные технологии | В СДО используются, преимущественно, новые информационные технологии (компьютеры, аудио- видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.). |
[3, стр.120-121]
В образовательном процессе дистанционного обучения могут использоваться следующие средства обучения:
По технологии передачи данных на расстояние можно выделить следующие формы дистанционного обучения:
В последнее время технология Internet вытесняет другие формы. Это связано с тремя обстоятельствами:
По способу получения учебной информации различают:
Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся: интерактивное телевидение, видеоконференции, аудиографика, компьютерные телеконференции, IRC, MUD, MOO.
Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио- видео- кассетах, электронной почте.
Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем. [5, стр.27-30]
Целью системы дистанционного образования является получение общетеоретических и профессиональных знаний по выбранному учебному курсу посредством технических средств, обеспечивающих передачу учебной информации при удалении обучаемых от преподавателя.
Задачами системы дистанционного образования.
При проведении учебных и иных видов занятий система дистанционного образования должна обеспечивать передачу следующих видов сообщений:
Система дистанционного образования должна обеспечивать организацию следующих режимов обучения:
В системе дистанционного образования могут быть использованы следующие виды учебных занятий:
Наиболее
эффективной формой проведения как
групповых, так и индивидуальных учебных
занятий в системе дистанционного образования
является использование систем видеоконференций.
При этом обязательным условием проведения
видеоконференцсвязи должны быть использование
режима совместного доступа к различным
приложениям и данным, режима "белой
доски", возможность передачи файлов.
При этом в системе ДО должна быть реализована
возможность работы с обучающим программами,
тренажерами, просмотр записанных лекций,
доступ в сеть Интернет и др. [11]
1.1.8. Сравнительные характеристики информационных технологий
Телекоммуникации добавляют новую размерность к дистанционному обучению и очень быстро развиваются в виде применения асинхронной электронной почты. Проведенный анализ позволил выделить базовые параметры, которые являются существенными при выборе информационных технологий для применения в программах дистанционного обучения в ВУЗах (таб. 1).
Таблица 1. Сравнительные характеристики информационных технологий
Технология | Характеристики |
Аудио-визуальные носители (печатные материалы, аудио-, видео-кассеты). | Низкая
коммуникационная интерактивность;
Стоимость производства линейно зависит от числа обучаемых; Хорошо известны методики разработки учебных материалов; Высокая долговечность. |
Компьютерное обу-чение, асинхронная электронная почта. | Средняя
степень интерактивности;
Наиболее развитая инфраструктура в России; Низкая стоимость. |
Видеоконференции по компьютерной сети Internet в режиме реального времени. | Высокая
степень интерактивности;
Наиболее развитая в мире инфраструктура сети; Использование широко распространенных платформ компьютеров; Низкая стоимость. |
Видеоконференции по цифровому выде-ленному спутниково-му каналу с использо-ванием видеокомп-рессии. | Высокая
степень интерактивности Снижение более чем на два порядка, требований к пропускной способности канала по сравнению с аналоговым телевизионным сигналом; Высокая стоимость. |
Видеоконференции по аналоговому спут-никовому каналу. | Высокая
степень интерактивности;
Максимально возможное качество передачи изображения с минимальной технологической задержкой передачи изображения и звука; Высокая стоимость. |
Информация о работе Дистанционное образование: история и современность