Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:36, контрольная работа
Основной контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в настоящее время страдает детским церебральным параличом (ДЦП). Детский церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха, зрения и т. д.
· Помните,
что по результатам психолого-
· Необходим
личностно-ориентированный
· Приступая к работе, следует выработать систему коррекционно-компен- саторных и психолого-педагогических методов и приемов, средств и форм работы, направленные на активизацию и развитие зрительного восприятия, процессов компенсации, преодоление или устранения недостатков в развитии, вызванных нарушением зрения. Основные методы – игровой и метод практических действий: они наиболее эффективны для коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения. Вспомогательные методы – глазная, дыхательная, пальчиковая гимнастика,
психогимнастика, физкультминутки, упражнения, способствующие улучшению кровоснабжения органов зрения.
· Коррекционно-компенсаторный процесс следует организовывать на полисенсорной основе, что означает обучение познанию окружающего мира и совершенствование навыков ориентировки в нем с помощью развития нарушенного зрения и сохранных анализаторов: тактильного, слухового, двигательного, вкусового, обонятельного.
· Коррекционно-компенсаторный процесс должен быть максимально сближен с общеразвивающим процессом.
· Компенсацию нарушений зрительной недостаточности необходимо сочетать с развитием психических функций – внимания, памяти, воображения, мышления.
· Необходимо
соблюдать последовательность и
поэтапность в коррекционно-
· Следует использовать технические, дидактические, офтальмологические, художественные, литературные и другие средства, позволяющие детям с нарушенным зрением получить полную и объективную информацию об окружающем мире. Ребёнок черпает первые представления об окружающей его материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для младших дошкольников слова действительно являются «вторыми оригиналами действительности» (Е.И. Тихеева), а первыми – образы окружающего его мира, т.е. язык, развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребёнок «принял» названия, он должен видеть предметы, с которыми они связаны. «Слово и вещь должны предлагать человеческому уму одновременно, однако, на первом месте – вещь как предмет познания и речи» (Я.А. Коменский). Органы внешних чувств – орудие познания. В развитии речи играют важнейшую роль. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Формирование речи неразрывно связано с постижением вещей. И наоборот, окружающая ребёнка действительность – это неисчерпаемый источник, который должен быть использован для обогащения языка.
Ребёнок
с дефектами зрения испытывает затруднения
при соотнесении слова с
В ходе полисенсорной, предметно-практической
деятельности ребёнок учится произносить
и запоминать слова, связанные с ней. Только
тогда слова начинают жить в реальном
окружении и откладываются в сознании
и опыте ребенка. Необходимо отметить:
речь детей с недостатками зрения выполняет,
прежде всего, компенсаторную функцию,
которая обеспечивает сферу чувственного
познания, а, пользуясь чувственным опытом
и словом, ребёнок глубже познает явление
и предметы окружающего мира. Именно благодаря
этому недостатки зрения не исключают
возможности приобретения знаний об окружающем
мире.
Таким образом, компенсаторная функция речи как средства познания направлена на активизацию познавательной деятельности, а постепенное накопление предметно-практических знаний обогащает словарь.
Специалисты
знают: без индивидуально
· Развивать
способности понимать речь окружающих
людей, расширять ориентировку в пространстве,
углублять внимание и интерес к явлениям
природы и разнообразным предметам, учить
обозначать их словами.
· Формировать перцептивные действия
и полисенсорные способы анализа предметного
мира.
· На основе
активного использования
Намеченные задачи определили направления
работы.
· Организация коррекционно-развивающей среды в группе и кабинете
тифлопедагога (периодическая сменяемость зрительно-речевых тренажеров, оформление развивающих тематикой и временем года).
· Ежеквартальное обследование детей, анализ его результатов и выводы (какие игры, упражнения, литературные произведения наиболее эффективны для решения поставленных задач).
· Разработка комплекса коррекционных игр, направленных на активизацию чувственного познания и речи. Обратим внимание: практический материал многократно апробирован и подтвердил свою эффективность.