Дидактика обучения и воспитания лиц со сложными дефектами и поражениями опорно-двигательного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Основной контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в настоящее время страдает детским церебральным параличом (ДЦП). Детский церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха, зрения и т. д.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по спец педагогике ДЦП.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

· Помните, что по результатам психолого-педагогического  обследования детей планируется дальнейшая индивидуальная коррекционно-педагогическая работа. 

· Необходим  личностно-ориентированный подход к детям, с учетом их возрастных особенностей, темпа развития, индивидуальных возможностей, уровня зрительного восприятия (состояния зрительных функций, характер глазной патологии, острота зрения), вторичных отклонений и общего уровня физического, психического и умственного развития.

· Приступая  к работе, следует выработать систему  коррекционно-компен- саторных и психолого-педагогических методов и приемов, средств и форм работы, направленные на активизацию и развитие зрительного восприятия, процессов компенсации, преодоление или устранения недостатков в развитии, вызванных нарушением зрения. Основные методы – игровой и метод практических действий: они наиболее эффективны для коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения. Вспомогательные методы – глазная, дыхательная, пальчиковая гимнастика,

психогимнастика, физкультминутки, упражнения, способствующие улучшению кровоснабжения органов зрения.

· Коррекционно-компенсаторный процесс следует организовывать на полисенсорной основе, что означает обучение познанию окружающего мира и совершенствование навыков  ориентировки в нем с помощью  развития нарушенного зрения и сохранных анализаторов: тактильного, слухового, двигательного, вкусового, обонятельного.

· Коррекционно-компенсаторный процесс должен быть максимально  сближен с общеразвивающим процессом.

· Компенсацию  нарушений зрительной недостаточности  необходимо сочетать с развитием психических функций – внимания, памяти, воображения, мышления.

· Необходимо соблюдать последовательность и  поэтапность в коррекционно-развивающей работе.

· Следует  использовать технические, дидактические, офтальмологические, художественные, литературные и другие средства, позволяющие детям с нарушенным зрением получить полную и объективную информацию об окружающем мире.  Ребёнок черпает первые представления об окружающей его материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для младших дошкольников слова действительно являются «вторыми оригиналами действительности» (Е.И. Тихеева), а первыми – образы окружающего его мира, т.е. язык, развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребёнок «принял» названия, он должен видеть предметы, с которыми они связаны. «Слово и вещь должны предлагать человеческому уму одновременно, однако, на первом месте – вещь как предмет познания и речи» (Я.А. Коменский). Органы внешних чувств – орудие познания. В развитии речи играют важнейшую роль. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Формирование речи неразрывно связано с постижением вещей. И наоборот, окружающая ребёнка действительность – это неисчерпаемый источник, который должен быть использован для обогащения языка. 

     Ребёнок с дефектами зрения испытывает затруднения  при соотнесении слова с обозначаемым предметом. Он способен повторять слова, но, как правило, недостаточно хорошо понимает их значения, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления. Для детей с нарушением зрения характерны вербальные (словесные, не подкрепленные чувственным опытом) представления. Нарушения в соответствии образа и слова, слова и практического действия можно предупредить, организуя коррекционные занятия, в ходе которых дети будут познавать различные предметы, их качества и свойства на основе двигательно-кинетических ощущений, памяти и речи. Известно: чем выше чувственный опыт детей с нарушением зрения, тем богаче словарный запас, многообразнее соотнесение слова с объектом предметного мира. Согласно Л. Выготскому, и зрячий, и слепой сами должны активно добавлять знания из реального предметного мира, отходя от голой словесности. 
   В ходе полисенсорной, предметно-практической деятельности ребёнок учится произносить и запоминать слова, связанные с ней. Только тогда слова начинают жить в реальном окружении и откладываются в сознании и опыте ребенка. Необходимо отметить: речь детей с недостатками зрения выполняет, прежде всего, компенсаторную функцию, которая обеспечивает сферу чувственного познания, а, пользуясь чувственным опытом и словом, ребёнок глубже познает явление и предметы окружающего мира. Именно благодаря этому недостатки зрения не исключают возможности приобретения знаний об окружающем мире. 

     Таким образом, компенсаторная функция речи как средства познания направлена на активизацию познавательной деятельности, а постепенное накопление предметно-практических знаний обогащает словарь. 

     Специалисты знают: без индивидуально дифференцированного  подхода и специальной коррекционной  работы ребенок с проблемами в  развитии будет обречен на неуспех. Но ранняя диагностика и психолого-педагогическая коррекция позволяют добиться значительных успехов в развитии речи у детей с дефектами зрения. Результаты обследования таких детей привели к определению задач, требующих решения.

· Развивать  способности понимать речь окружающих людей, расширять ориентировку в пространстве, углублять внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить обозначать их словами. 
· Формировать перцептивные действия и полисенсорные способы анализа предметного мира.

· На основе активного использования сохранных  анализаторов, чувственного и опосредованного восприятия окружающего мира стимулировать остаточное зрение, учить приемам и способам «видения» существенных свойств и качеств предметов (форма, цвет, величина, расположение в пространстве), обозначать их словом, самостоятельно использовать новые слова в речи; побуждать высказывать свои мысли, развивать разговорную речь. 
Намеченные задачи определили направления работы.

· Организация  коррекционно-развивающей среды в группе и кабинете

тифлопедагога (периодическая сменяемость зрительно-речевых тренажеров, оформление развивающих тематикой и временем года).

· Ежеквартальное обследование детей, анализ его результатов  и выводы (какие игры, упражнения, литературные произведения наиболее эффективны для решения поставленных задач).

· Разработка комплекса коррекционных игр, направленных на активизацию чувственного познания и речи. Обратим внимание: практический материал многократно апробирован  и подтвердил свою эффективность.

Информация о работе Дидактика обучения и воспитания лиц со сложными дефектами и поражениями опорно-двигательного аппарата