Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:36, контрольная работа
Основной контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в настоящее время страдает детским церебральным параличом (ДЦП). Детский церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха, зрения и т. д.
Нарушения у ребенка функций
опорно-двигательного аппарата
Нарушения движения и речи
отрицательно влияют на
Для развития пространственных
представлений ребенка большое
Большинство детей, страдающих указанным отклонением в развитии,
пассивны, нерешительны, пугливы. Они боятся темноты, пустой комнаты, закрытой двери. У некоторых склонность к упрямству, быстрой смене впечатлений. Дети болезненно реагируют на повышение голоса, тона говорящего, на настроение окружающих. У большинства детей с ДЦП отмечается сниженная работоспособность, быстрая истощаемость всех психических процессов, трудности в сосредоточении и переключении внимания, малый объем памяти. Сон у большинства таких детей расстроен. Они долго засыпают, часто просыпаются, плачут и кричат во сне. У них встречаются нарушения в работе внутренних органов, которые проявляются в расстройствах аппетита, рвотах, неутолимой жажде, энурезах.
Если у ребенка нарушена
Физическое воспитание детей с ЦП
Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений, осуществляемая в едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий, способствует предупреждению и преодолению многих осложняющих нарушений и выявлению компенсаторных возможностей детского мозга. Особую роль в этом процессе играет физическое воспитание. Основной задачей физического воспитания детей с ДЦП является развитие и нормализация движений. Неправильное двигательное развитие ребенка с ДЦП начинается с неправильного положения его головы, шеи и спины. Поэтому при развитии двигательных функций у ребенка необходимо, прежде всего, осуществлять контроль положения общих частей тела. Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 минут оставаться в одной и той же позе. Ребенок не должен сидеть в течение длительного времени с опущенной головой, согнутой спиной и согнутыми ногами. В течение дня полезно несколько раз выкладывать его на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины и ног. С целью формирования предпосылок произвольных движений у детей первых лет жизни крайне важным является использование специальных приспособлений в виде больших пляжных мячей, валиков, качалок, поручней и так далее. Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи:
- развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу;
- развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности;
- развитие зрительно-моторной координации;
- торможение и преодоление неправильных поз и положений;
- предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа.
Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с ДЦП возникают адекватные двигательные ощущения. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков.
Положительное влияние на развитие двигательных функций оказывает использование комплексных афферентных стимулов:
- зрительных (большинство упражнений проводится перед зеркалом),
- тактильных (поглаживание конечностей; опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, что усиливает тактильные ощущения; ходьба босиком по песку и так далее),
- проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами).
При выполнении упражнений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения, особенно при наличии насильственных движений, полезно проводить под музыку. Особо важное значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятельность ребенка, развивает целенаправленность, улучшает понимание речи, обогащает словарь. Таким путем у ребенка формируются различные связи с двигательным анализатором, что является мощным фактором всего психического развития. В настоящее время для формирования правильной осанки, развития тазового пояса и нижних конечностей придается плаванию. Во время плавания уменьшается давление веса тела на опорно-двигательный аппарат и на неокрепший позвоночник ребенка; ритмичные движения ног, создают благоприятные условия для формирования и укрепления опоры нижних конечностей, а динамическая работа ног в безопорном положении способствует развитию стопы и предупреждает плоскостопие. При повышенной склонности к судорожным припадкам обучение плаванию противопоказано.
Важное значение для развития и нормализации движений у детей с ДЦП имеет проведение физических упражнений в воде – гидрокинезотерапия. Особенно полезна лечебная гимнастика в воде в период начального формирования активных движений. С помощью водолечения нормализуются процессы возбуждения и торможения, снижается мышечный тонус, улучшается кровоснабжение органов и тканей. Обычно лечебные ванны сочетаются с пассивными и активными движениями. Широко используется лечебный массаж для развития движений детей с ДЦП. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям идут потоки импульсов в центральную нервную систему, особенно в двигательные зоны КГМ, что стимулирует их функционирование и созревание. Чем младше ребенок, тем большее значение для стимулирования его нервно-психической деятельности имеет тактильный раздражитель. Массаж оказывает разностороннее воздействие на организм ребенка. Он нормализует работу нервной системы, ускоряет ток лимфы, способствуя таким путем более быстрому освобождению тканей от продуктов обмена, то есть отдыху мышц, улучшает кровоснабжение мышц, замедляет их атрофию. Приемы массажа зависят от форм ДЦП и состояния отдельных групп мышц.
Физическое
воспитание детей с церебральным
параличом основывается на теоретической
концепции поэтапного формирования двигательных
функций как у здорового ребенка, так и
у ребенка с ДЦП. В ходе физического воспитания
следует учитывать не только качественные
особенности двигательных нарушений,
возраст ребенка, но в первую очередь –
уровень его моторного развития, учет
психологических особенностей ребенка.
Коррекционно-педагогическая работа при ДЦП
Цель коррекционной работы заключается в исправлении (доразвитии) психических и физических функции детей с ДЦП. В процессе общего образования коррекция выступает как система подчинённого ранга.
Ведущая деятельность образования является учебная. В это связи выделяют три основных структурных аспекта:
-познавательный, обеспечивающий усвоение опыта.
-воспитательный, содержит в себе воспитание типологических свойств личности.
-развивающий, основан на развитии физических качеств личности.
Коррекцию, как правило, связывают чаще всего с развитием ребёнка. Это действительно обоснованно, поскольку она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии детей. Но когда речь идёт о коррекционно-педагогической работе, то нельзя её искусственно вычленить из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие.
Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития. Общие принципы обучения разработаны на основе положении общей педагогики с учётом соответствующих аномалий. Коррекционное воспитание это воспитание типологических свойств личности, качеств позволяющих адаптироваться в социальной среде. Коррекционное развитие это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствования психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта. Задачами педагогического воздействия являются коррекция нарушения поведения, стимуляция эмоциональной, интеллектуальной и социальной активности, направленной на восстановление, возможности и желания учиться или приобретение навыков самообслуживания и соответствующих возрасту трудовых навыков. Отечественными работами (Ипполитова М. В. 1982 г., Левченко 1980 г., М. Эйдинова 1978 г.) разработаны пути восстановления нарушенных двигательных речевых функции, восприятие пространства у детей с ДЦП. В ходе коррекционной работы развивается умственная, физическая саморегуляция, способности организовать и регулировать свою деятельность. В процессе коррекции обучения должно идти впереди развития, и строится не только на завершённых циклах развития а, прежде всего на тех физических и психических функциях, которые ещё не созрели. И очень важный вывод, который можно сделать на основание работ Выгодсткого Л. С. (1956 г.), и более поздних исследований Зенкова Л. В. (1875 г.), и который очень важен для системы коррекционной работы, заключается в следующем: обучение, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые только созревают, (и это главное) двигают развитие вперёд. Через систему коррекционных занятий по исправлению вторичных дефектов можно подойти к влиянию на первичный дефект. Это утверждение основано на закономерности единства структуры и функций анатомо-физиологических механизмов. С развитием, в ходе коррекционной деятельности функциональных процессов, должны возникнуть соответствующие структурные изменения. Это влияние сказывается на качественном состоянии первичного дефекта очень медленно в процессе онтогенеза, поскольку требует большого количественного накопления коррекционного опыта и его результатов. Коррекция первична, а компенсация всегда вторична, но это не рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обуславливают друг друга, и не могут в широком смысле рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом (компенсации), педагогическая недоработка в ходе коррекционного процесса не даёт должной степени компенсации дефекта, и придётся, возможно не один раз возвращаться на исходные целевые позиции, чтобы получить максимальный эффект специального педагогического воздействия на ребёнка с ДЦП. Если соотношение коррекционных компонентов изобразить схематически, то необходимо будет показать выведенное триединство коррекции.
Во-первых, коррекция должна занять центральное положение, так как она определяет дефектологическую направленность.
Во-вторых, коррекция должна находиться на перекрёстке составных частей общего образования и в то же время иметь свою направленность.
В-третьих, по объему и значимости коррекционного педагогического процесса ему должно быть отведено заметное место на перекрёстке составляющих образование.
В-четвёртых, коррекция как социальная система должна иметь самостоятельный выход на окружающую среду.
Ведущая
форма коррекционно-