Дидактика обучения и воспитания лиц со сложными дефектами и поражениями опорно-двигательного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Основной контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в настоящее время страдает детским церебральным параличом (ДЦП). Детский церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха, зрения и т. д.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по спец педагогике ДЦП.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по физической культуре и  спорту

Федеральное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Воронежский государственный институт физической культуры. 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по предмету «Специальная педагогика» на тему:

Дидактика обучения и воспитания лиц со сложными дефектами  и поражениями опорно-двигательного аппарата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                     Выполнила: студентка 5го курса 

заочного  отделения 5 группы

Сотникова Анна Викторовна

Проверил: Свиридов Владимир Александрович 
 
 
 

     Воронеж  2010 г.

ВВЕДЕНИЕ

     Основной  контингент детей с нарушениями  опорно-двигательного аппарата в  настоящее время страдает детским  церебральным параличом (ДЦП). Детский  церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха, зрения и т. д.

      Термин  «детский церебральный паралич» объединяет группу различных по клиническим проявлениям синдромов, которые возникают в результате недоразвития мозга и его повреждения на различных этапах онтогенеза и характеризуются неспособностью сохранить нормальную позу и выполнять непроизвольные движения.

      У  детей  сразу  после  рождения  возникают  болезненные изменения  мышечного  тонуса  и  ряд   других   симптомов,   которые   затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, - а впоследствии  и взрослого – и на жизнь его родителей.

      Известный австрийский врач и психолог Сигизмунд  Фрейд  в  конце девяностых  годов  прошлого  столетия  объединил   эти явления под   названием   детский церебральный паралич. Хотя, по сути, речь идет не о параличе,  как  таковом, а о нарушенной координации движений,  связанной  с  поражением  определенных структур головного мозга, возникающем в до и послеродовом  периоде  развития ребенка и в результате родовой травмы. Зачастую  такие  поражения  случаются еще у эмбриона.  Их  виновниками  бывают  инфекция,  антитела,  неправильный резус-фактор или гипоксия новорожденных.

      Неврологи выделяют три основные  формы детского церебрального  паралича: спастическую, для которой характерен постоянный повышенный  тонус отдельных групп мышц -  чаще  всего  сгибателей;  гиперкинетическую,  или атетоидную, когда тонус в сгибателях и  разгибателях  непрерывно  меняется,  из-за  чего появляются резкие непроизвольные движения туловища и  конечностей,  мешающие ребенку ходить и сохранять равновесие, и астеническо-астатическую. При этой форме заболевания тонус всех групп мышц бывает  понижен,  что  также  мешает удерживать  равновесие  и  нормально   двигаться.   Бывают   случаи,   когда астеническо-астатическая форма переходит в атетоидную.

      У большинства детей с церебральным параличом наблюдаются  расстройства речи, которые в значительной степени затрудняют их контакт  с  родителями  и сверстниками.  Тяжелые,  так  называемые  генерализованные,  формы  детского церебрального паралича, когда поражаются руки и ноги, речь, а подчас и  слух ребенка, -  приводят  его  к  глубокой  инвалидности.  Детский  церебральный паралич  -  это  непрогрессирующее  заболевание,  однако  оно  может  давать осложнения в  виде  контрактур  и  различных  деформаций.  По  сути,  детский церебральный паралич – даже не болезнь, а состояние, при котором нормальное развитие ребенка чрезвычайно затруднено. 

Формы ДЦП

       Гемиллегическая  форма  является   наиболее   частой   разновидностью

детского  церебрального   паралича.   Она   зависит   от   преимущественного

повреждения одного полушария мозга. Уже с  первых дней  жизни  ребенка  можно отметить, что одна его ручка и  ножка  не  принимают  участия  в  постоянном движении конечностями.  Такие  дети  начинают  поздно  садиться  и  особенно поздно  и  с  трудом  стоять  и  ходить.  В  паретичных  конечностях   часто отмечаются  насильственные  движения   атетозного   характера. Наблюдаются эпилептические припадки общего или джексоновского типа.

       Диплегическая форма церебрального  детского  паралича,  которая  носит

название  болезни  Литтля,   выражается   в   спастических   параличах   или

спастических  парезах обеих ног. Ребенок  отстает  в  физическом  развитии  и

если  начинает  стоять  и  ходить,  то  с  большой  задержкой.  B  результате

повышения мышечного тонуса,  резкого  напряжения  приводящих  мышц  бедра  и контрактуры икроножных мышц походка таких больных  весьма  своеобразна,  что дает  возможность  иногда  ставить  диагноз  без  детального   исследования. Больные опираются не на подошву, а на  пальцы,  колени  соприкасаются между собой и при ходьбе трутся друг о  друга,  походка  спастически-паретическая, причем создается впечатление, будто больной стремится  все  время  вперед  и вниз. Этому дефекту ног  может  сопутствовать  атетоз  в мышцах  лица  и в дистальных отделах рук. Могут наблюдаться и различные  синкинезии,  которые, сочетаясь  с  гиперкинезами,  весьма  затрудняют   выполнение   произвольных движений. Интеллектуально эти больные могут быть вполне сохранными.

       Гиперкинетическая форма характеризуется   наличием   насильственных

движений  типа  атетоза,  миойлонии,  которые  сочетаются  со   значительным нарушением мышечного тонуса и психики. Нередко  отмечаются  нарушения  речи.

      Детские церебральные параличи представляют  собой  не  прогрессирующий процесс, а остаточные явления уже законченного заболевания, поэтому  течение их отличается медленным и постепенным  улучшением  до  различных  степеней. Хотя степень  восстановления, учитывая  пластичность  детского  мозга,  может быть значительной, все же в большинстве случаев  остаются  более  или  менее выраженные дефекты моторики.

    У  большинства  детей   отмечается  смешанный  характер  заболевания   с

сочетанием  различных двигательных расстройств.

    Особенностью двигательных  нарушений  при  ДЦП  является  то,  что  они

существуют  с рождения, тесно связанны с сенсорными расстройствами,  особенно с недостаточностью ощущений собственных движений.

    У детей с ДЦП  задержано   и  нарушено  формирование  всех  двигательных формирований:  удержание  головы,  навыки   сидения   и   стояния,   ходьбы манипулятивной деятельности.

    Таким образом, поражение ЦНС  при  ДЦП  нарушает  работу  мышечных  схем произвольных  движений,  что  и  определяет  одну  из  основных   трудностей формирования двигательных навыков.

    У некоторых детей  при   резко  нарушенном  мышечном  тонусе  отмечается явление   апраксии   (неумение   выполнить   целенаправленные   практические движения: застегивание пуговиц).

     Слабое оценивание своих движений и затруднение  в  ходе  осуществления действий  с  предметами являются   причинами   недостаточности   активного осязания, в том числе узнавание предметов на ощупь (стереогенеза).

   У детей с ДЦП  в  результате  поражения  двигательной  сферы,  а  также

мышечного аппарата глаз согласованные  движения  руки  и  глаза  развиты  не достаточно, особенно если имеет место неправильные установки   тела,  головы и конечностей (например: голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты).

      Таким  образом,  двигательные  расстройства  у  детей  с  церебральным

параличом отрицательно влияют на весь ход его  психического развития. 

Психофизическое развитие детей с ЦП

      Особенностью психического развития при детских церебральных параличах является не  только его замедленный темп, но и неравномерный характер,  диспропорциональность  в формировании отдельных, главным образом высших корковых функций,  ускоренное развитие одних, несформированность и отставание других. С особенностями патогенеза связана и особая структура интеллектуальной   недостаточности   —   диссоциация    между   относительно удовлетворительным уровнем развития абстрактного  мышления  и  недоразвитием функций пространственного анализа и синтеза, праксиса, счетных  способностей и  других  высших  корковых  функций,  имеющих  значение  для   формирования интеллектуальной    деятельности  и  развития  школьных   навыков   (Е.   И. Кириченко, 1965; Е. М.  Мастюкова,  1974;  С.  С.  Калижнюк  и  др.,  1975).

Нарушения пространственного гнозиса проявляются в  замедленном  формировании понятий, определяющих положение  предметов  и  частей  собственного  тела  в пространстве,  неспособности  узнавать   и   воспроизводить   геометрические фигуры, складывать из  частей  целое.  Во  время  письма  выявляются  ошибки графического изображения букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.

       В тесной  связи  с  нарушениями   зрительно-пространственного  синтеза

находится  слабость  функций   счета.   Эти   расстройства   проявляются   в

замедленном  усвоении  числа  и   его   разрядного   строения,   замедленной

автоматизации механического счета, неузнавании  или  смешении  арифметических знаков и цифр при письме и чтении.  В  структуре  интеллектуального  дефекта корковые расстройства сочетаются с церебрастеническими и  психоорганическими симптомами. Из числа последних симптомов наиболее характерны  вялость,  аспонтанность, адинамия,  инертность  и  трудная  переключаемость  психических   процессов. Расстройства внимания  и  памяти  проявляются  в  повышенной  отвлекаемости, неспособности  длительно  концентрировать  внимание,  узости   его   объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной. В тоже  время  в индивидуальных  условиях  и   в   обучающем   эксперименте   дети   выявляют достаточную «зону» своего дальнейшего интеллектуального развития,  проявляют своеобразное упорство, усидчивость, педантизм, что позволяет им в  известной мере компенсировать нарушенную деятельность и более успешно усваивать  новый материал.

      Проявления  психического  инфантилизма,  характерные  почти  для  всех

детей, страдающих  детским  церебральным  параличом,  выражаются  в  наличии несвойственных  данному   возрасту   черт   детскости,   непосредственности, преобладании   деятельности   по   мотивам   удовольствия,   склонности    к фантазированию и мечтательности. Но в  отличие  от  классических  проявлений «гармонического инфантилизма» у детей с церебральным  параличом  наблюдаются недостаточные    активность,    подвижность,    яркость     эмоциональности. Свойственные  детям  с   церебральным   параличом   пугливость,   повышенная тормозимость  в  незнакомых  условиях  надолго  фиксируются   у   них,   что существенно отражается и на процессе обучения. Не менее  важное  значение  в формировании    своеобразных    интеллектуальных    нарушений    приобретают неблагоприятные условия среды и  воспитания,  в  которых  проходит  развитие ребенка с детским церебральным параличом (ограничение общения  со  здоровыми сверстниками,   недостаточность   игровой  деятельности   и    подвижности, зависимость от взрослых).

       К тяжелым нарушениям функций   опорно-двигательного  аппарата  ребенка приводят  поражения  двигательных  систем  головного  мозга,  возникающие  в большинстве  случаев  в  результате  детского  церебрального  паралича.  Это заболевание  является  следствием  инфекций,  интоксикаций,   травматических повреждений. Если они имели место  до  рождения  ребенка,  то  речь  идет  о внутриутробном, врожденном  параличе.  Природовой  и  послеродовой параличи обусловлены травматическими повреждениями головного мозга новорожденного.

       У  детей  с  церебральными   параличами  резко  затормаживается   общее

развитие  двигательных функций: нарушены движения конечностей и  всех  частей тела в результате спазмов мускулатуры (параличей),  наблюдаются  гиперкинезы (непроизвольные беспорядочные движения конечностей и оральной  мускулатуры). Тяжесть двигательных нарушений у детей с ДЦП различна.  Большинство  из  них передвигается  затрудненной,   плохо   координированной   походкой,   многие используют при этом костыли и трости, некоторые беспомощны без коляски.

       Часто  церебральные  параличи  сочетаются  с  такими  отклонениями  в

развитии, как снижение слуха,  речевые  расстройства,  представляющие  собой различной  выраженности  нарушения  произношения   вследствие   ограниченной подвижности  артикуляционного  аппарата   (дизартрии).   У   детей   нередко наблюдается  также  задержка  формирования  отдельных  психических  функций. Выраженность  двигательного   нарушения   у   ребенка   не   соотносится   с выраженностью отклонений в его умственном развитии.

Информация о работе Дидактика обучения и воспитания лиц со сложными дефектами и поражениями опорно-двигательного аппарата