Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 12:34, курсовая работа
Цель работы – обобщить дидактические технологии, применяемые в высшей школе.
Задачи, конкретизирующие поставленную цель, заключаются в следующем.
1. проанализировать научную литературу по дидактическим технологиям, применяемым в высшей школе.
2. описать инновационные технологии обучения в высшей школе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Дидактические технологии в образовании………………………….5
1.1. Сущность технологического подхода к образованию………………5
1.2. Выбор образовательной технологии………………………………..13
ГЛАВА 2. Инновационные технологии обучения в высшей школе…………19
2.1. Активные методы обучения студентов……………………………..19
2.2. Технология модульного обучения студентов………………………21
2.3. Развитие критического мышления студентов……………………...22
2.4. Технология групповой работы. Активные формы групповой работы. ……………………………………………………………………….......24
2.5. Технология деловой игры……………………………………………26
2.6. Технология анализа конкретных ситуаций (КЕЙС - МЕТОД)…...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................………………………………….........31
Список использованных источников…………………………………………...32
«Игра деловая, — читаем в кратком психологическом словаре, — форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования».
«Деловая игра — это модель процесса принятия решений». «Под деловой игрой понимается модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического, политического или престижного характера» [5].
Деловая игра включает в себя в определенном соотношении такие понятия как «игра», «модель», «имитация».
На наш взгляд практически в любой деловой игре моделируется реальная профессиональная ситуация. Вместе с тем деловые игры имеют такие составляющие, которые отличают их принципиально от всех других технологий. Речь идет об операциональном сценарии или блок-структуре, в которые заложены более или менее жесткий алгоритм "правильности" и "неправильности" принимаемого решения, то есть обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.
Деловые игры могут иметь разную целевую направленность, которая определяет их вид и содержание:
— производственные или управленческие игры (management game) ставят целью принятие решений по проблемам производства, оказание помощи предприятию, организации или учреждению по переходу на новый хозяйственный механизм, разработку стратегий выживания в условиях конкурентной борьбы;
— исследовательские игры связаны с разработкой новых концепций, экспериментальной апробацией решений гипотетического характера, прогнозированием последствий и потенциальных проблем при внедрении нововведений;
— квалификационные или аттестационные игры направлены на выявление уровня компетентности, квалификации специалистов, принятие решений по вопросам подбора или увольнения, продвижения, оценки и аттестации кадров;
— инновационные игры проводятся с персоналом предприятия для развития и формирования инновационного мышления и поведения, способности генерировать и разрабатывать внедренческие проекты, для апробации и экспериментального проведения новаций;
— рефлексивные игры направлены на психологическое развитие каждого участника, снятие стереотипов, обучение рефлексивному анализу человеческих отношений, групповому и межгрупповому сотрудничеству, адекватному восприятию деловых партнеров и научение взаимопониманию;
— поисково-апробационные игры предназначены для развития интеллектуального и творческого потенциала играющих, организации их умственной деятельности, направленной на поиск, разработку и испытание в режиме игры новых идей, путей, видов деятельности, новых структурных подразделений для решения социально-экономических, психолого-педагогических, кадровых и управленческих проблем;
— дидактические (учебные игры) развивают репродуктивное и творческое педагогическое и психологическое мышление, адаптационные свойства и способности, профессиональные и коммуникативные знания, умения и навыки.
Использование деловых игр в процессе последипломного обучения дает позитивные результаты:
• повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются на деловых играх;
• растет познавательность, обучаемые получают и усваивают большее количество информации, основанной на примерах конкретной действительности, что способствует приобретению ими навыков принятия конструктивных решений;
• изменяется мотивация к освоению инновационных знаний;
• растет самооценка, а для тех, у кого она изначально была завышена, она становится более объективной;
• накопленный в процессе деловой игры опыт дает возможность использовать его в профессиональной деятельности и более правильно оценивать возможные реальные ситуации;
• развивает инновационное, аналитическое, экономическое и психологическое мышление обучаемых, в конечном счете, влияет на их ментальность;
• в
процессе деловой игры
Данный метод пришел к нам из практики преподавания в западных бизнес - школах. Особую популярность в России он получил с развитием системы бизнес образования. На самом деле возможности его использования, на наш взгляд, очень широкие. По технологии применения он относится к классу методов решения сложных, слабоструктурированных проблем, предполагающих использование творческого потенциала исследователя, ориентацию на инновацию.
Это в свою очередь не исключает пригодности метода КС для отработки нормативных, стандартных решений. Например, по правилам дорожного движения, юридической практике и др.
Использование метода конкретных ситуаций предполагает его адаптацию к различным аудиториям. Для этого целесообразно провести предварительную классификацию возможных типов ситуаций с целью подбора эффективной технологии преподавания каждой конкретной ситуации и методического выстраивания курсов по принципу нарастающей сложности и интенсивности организации занятий.
1. Иллюстративные ситуации (блиц-
2. Нормативные ситуации (чаще всего с элементами задачи). Имеют определенные расчетные или нормативные параметры, позволяющие провести анализ и найти однозначный ответ. Эти ситуации главным образом предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу. Данный тип задач может иметь несколько уровней сложности в зависимости от исходной степени структурирования представленного в ситуации материала. Например, наличие избыточной информации, отсутствие четкой формулировки проблемы и поставленной задачи, неочевидность алгоритма, необходимого для решения имеющейся проблемы в ситуации и т.д.
3. Функциональные ситуации. Характерны наличием проблем, лежащих в четко очерченной функционально-предметной области, что требует от слушателя знания теоретических разделов соответствующей дисциплины. Наряду с числовыми данными, как правило, имеется противоречивая информация, усиливающая фактор неопределенности в выборе решения.
В таких ситуациях обычно заранее известно правильное решение, но оно не исключает наличия альтернативных, не менее привлекательных. Особое внимание здесь уделяется аргументации и степени доказательности выбранного решения. Тем самым функциональные ситуации ориентированы на развитие инноваций через предметное знание.
4. Стратегические ситуации. Не имеют, да и не могут иметь однозначного решения из-за невозможности определить влияние нестабильных факторов, которые всегда присутствуют в реальных системах. Это класс наиболее сложных ситуаций, так как множество противоречивых критериев выбора не позволяет окончательно оценить эффективность выдвигаемого решения. Споры при их обсуждении часто заходят в тупик и преподаватель вынужден завершать дискуссию в достаточно напряженной обстановке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предъявляемые сегодня профессиональные качества для подготовки специалистов, требуют специальных методов и образовательных технологий. При использовании современных образовательных технологий преподаватель выступает в большей степени как организатор процесса обучения.
Понятие «технологический подход» в образовании объединяет несколько интенсивно развивающихся в последнее время направлений в дидактике высшей школы. Это диалоговое и модульное обучение, контекстное обучение, обучение через решение учебных задач, инновационное обучение, проблемно-модельное обучение, конструктивно-проективное обучение, имитационное и игровое моделирование и другие.
В настоящей работе рассмотрены инновационные технологии обучения в высшей школе.
При подаче
материала в такой форме
Данный метод раскрывает личностный потенциал студента и помогает достижению учебных, воспитательных и развивающих целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией работы.
Список использованных источников:
1. Азизходжаева Н.Программа обучения преподавателей инновационным методикам// Альма Матер,2001, № 7.
2. Аношкин А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения: Учебное пособие. Омск: 1997.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие. М.: 1985.
4. Горский В.А., Ходунова Л.Н. Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании // Дополнительное образование, 2003 - № 3. – С. 20-29.
5. Грановская Р.М.Элементы практической психологии. 1997.
6. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: «Народное образование», 2001, 228с.
7. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. – Новосибирск: САФБД, 2008. − 260 с.
8. Кларин М.Б.Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике// Педагогика.-1994.-№5.
9. Маврин С.А. Педагогические системы и технологии. – Омск: ОГПИ,1993.-98с.
10. Михайлова Н. Переходная модель обучения.// Народное образование, 1997, № 9. С. 88-92.
11. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: Учебное
пособие для студентов высших учебных заведений // М.: Издательский центр «Академия», 2005,- 432с.
12. Новые образовательные технологии в вузе: сборник докладов пятой международной научно-методической конференции, 4 – 6 февраля 2008 года. В 2-х частях. Часть 2. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2008.
13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: народное образование, 1998.-256с.
14. Симоненко В.Д. Воронин А.М. Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для пед.работников и студентов пед.вузов. Брянск,1998.
15. Симонов В.П. Директору школы об травлении учебно-воспитательным процессом. -М. 1987.- С. 119.
16. Смирнов С.А. Технология как средство обучения второго поколения./ Школьные технологии , 2001, № 6.
17. Технологии обучения студентов в ВУЗе: Учебное пособие для студентов магистратуры. Под ред. Г.П.Синицыной.- Омск, 2002.
18. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М., ЮНИТИ, 2002.
19. Якиманская И.О.. Развивающее обучение.- М., 1979. –С.114.
Интернет источники:
20. http://www.lipsky.ru/page/
21. http://clubs.ya.ru/