Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 12:34, курсовая работа
Цель работы – обобщить дидактические технологии, применяемые в высшей школе.
Задачи, конкретизирующие поставленную цель, заключаются в следующем.
1. проанализировать научную литературу по дидактическим технологиям, применяемым в высшей школе.
2. описать инновационные технологии обучения в высшей школе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Дидактические технологии в образовании………………………….5
1.1. Сущность технологического подхода к образованию………………5
1.2. Выбор образовательной технологии………………………………..13
ГЛАВА 2. Инновационные технологии обучения в высшей школе…………19
2.1. Активные методы обучения студентов……………………………..19
2.2. Технология модульного обучения студентов………………………21
2.3. Развитие критического мышления студентов……………………...22
2.4. Технология групповой работы. Активные формы групповой работы. ……………………………………………………………………….......24
2.5. Технология деловой игры……………………………………………26
2.6. Технология анализа конкретных ситуаций (КЕЙС - МЕТОД)…...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................………………………………….........31
Список использованных источников…………………………………………...32
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Дидактические технологии в образовании………………………….5
2.4. Технология
групповой работы. Активные формы
групповой работы. ………………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
Список использованных источников…………………………………………...
До 1950-х годов доминировало представление о педагогической технологии как об обучении с помощью технических средств. С «технизацией» обучения связывались немалые надежды на преобразование практики массового обучения. От «волшебного фонаря» начала столетия и до микрокомпьютеров наших дней в педагогике неизменно присутствует течение, которое ориентируется на все расширяющиеся возможности технических средств оснащения. Подобно тому, полагают энтузиасты «технизации», как современный дом все больше и больше становится «машиной для жилья», насыщенная техническими средствами школа становится своего рода «машиной для обучения». В такой школе учитель будет потеснен.
Наконец появилось представление
о педагогической технологии как
о систематичном и
Педагогической технологией
Дидактическая технология – это алгоритм выполнения определённой преподавательской деятельности через её расчленение на систему последовательных взаимосвязанных элементарных дидактических действий, которые определены более или менее однозначно и имеют целью обеспечение достижения высокой эффективности в этой деятельности. «...Под дидактической технологией мы понимаем трансформацию абстрактных теоретических постановок и обобщений дидактики и методики преподавания в практическую деятельности (процедуры, операции), перед выполнением которой обязательно ставится определенная дидактическая цель или решается данная дидактическая задача» [14].
Технология – «систематический метод планирования, применения и оценивания процесса обучения…для достижения более эффективной формы образования» [14].
Цель работы – обобщить дидактические технологии, применяемые в высшей школе.
Задачи, конкретизирующие поставленную цель, заключаются в следующем.
Попытки внести технологию в учебный процесс не прекращались весь ХХ век. Приблизительно до середины 50-х годов они были связаны с созданием некоей технической среды, комплекса автоматизированных средств для традиционного обучения. С середины 50-х годов появился новый технологический подход к построению самого учебного процесса. Но и первый подход продолжает развиваться по пути освоения новых информационных технологий. Оба направления все более смыкаются, меняя саму парадигму образования. Сегодня понятие дидактической технологии может рассматриваться широко как область педагогической науки и как конкретная образовательная технология.
Анализ методологической, педагогической, научно-методической, психологической литературы показывает, что значительная часть результативных исследований в области образовательной технологии в настоящее время, по мнению В.В.Гузеева, концентрируется вокруг четырёх генеральных идей:
1. Укрупнение дидактических
2. Планирование результатов обучения. Процесс, который ведёт к достижению планируемых результатов, называется дифференцированным обучением.
3. Психологизация образовательного процесса.
4. Компъютеризация. Следует говорить не столько о компьютеризации, сколько об освоении в образовании новых информационных и коммуникационных технологий интеллектуальной деятельности.
В каждом из указанных направлений есть серьёзные достижения. Соединение этих направлений в нечто единое, целое, интегральное приведёт к созданию эффективной, хотя и сложной, технологии. Такую конкретную образовательную технологию, по мнению В.В.Гузеева, естественно назвать интегральной. Интегральная технология как система обязательно должна включать некоторые элементы, которые могут в совокупности быть признаками интегральной технологии:
Этот класс технологий пока довольно узок. В него входят группа технологий «Проектного обучения» и Интегральная технология [6]. По структуре блока уроков и основным педагогическим идеям приближается к классу интегральных технологий «переходная модель обучения», разработанная и описанная Н.Михайловой [6].
М.Кларин, на основе анализа зарубежного опыта, выделяет следующие виды технологий в образовании:
-технология
опытно экспериментальной
-технология научного исследования;
-технология развивающего обучения;
-технология проблемного обучения;
-технология проектного обучения и т.д.
-технология дискуссии;
-технология КСО;
-технология диалога культур;
-тренинговые технологии и т.д.
-технология дидактической игры;
-технология ролевой игры;
-технология деловой игры и т.д.
В качестве признаков классификации педагогических технологий, Маврин С.А. выделяет следующие [9]:
- количество учащихся одновременно обслуживаемых данной технологией (индивидуальные, индивидуализированные, групповые, коллективные, массовые);
- уровень
автоматизации педагогического
процесса (осуществляемый с применением
- по направленности действий, целеполаганию (например профессионально - ориентированные, общеразвивающие);
-
по технологичности самой
По данным
признакам, Маврин С.А. выделяет
не только технологии, но и технологические
модули, представляющие собой интегративные
объединения сходных
Таблица 1.
Классификационная
Безмашинные Программированное обучение Индивидуальные |
Профессиональные Политехнизм |
Алгоритмизированные алгоритмизация |
Индивидуализированные Групповое (бригадное) обучение групповые |
Развивающее обучение |
КСО (коллективный способ обучения) |
Урок и сходные с ним формы коллективные |
Дифференциация (попредметная ) |
КТД (технология коллективной творческой деятельности) |
Машинные Массовые НИТО (новые информацион-ные технологии обучения) |
Общеразвивающие Проектное Обучение (метод проектов) |
Индивидуально-творческое Проблемное обучение |
Сластёнин В.А. выделяет такие виды технологий как общие и частные. Общие технологии он связывает с моделированием, конструированием, проектированием педагогического процесса и понимает эти технологии как научно – обоснованный и научно – спроектированный процесс, связанный с упорядочиванием компонентов, с их ориентацией на достижение цели. Общие технологии состоят из совокупности частных. Например, технология конструирования процесса обучения как общая состоит из совокупности частных: технологии конструирования цели, технологии конструирования содержания, технологии конструирования методов, технологии получения обратной связи.
В.Ф.Башарин также предлагает классифицировать технологии по признакам обобщённости и прикладной направленности [18]. Обобщенные педагогические технологии определяются как «синтетические теории, построенные на определённых психолого-педагогических основах». Прикладные (конкретные) педагогические технологии – это такие, которые на методическом уровне решают проблему конструирования процесса профессиональной подготовки, направленного на достижение заранее запланированного результата.
Селевко Г.К. предложил свою классификацию технологий [13]. По сущностно и инструментально значимым свойствам Г.К. Селевко выделяет следующие классы педагогических технологий:
по уровню применения:
по ведущему фактору психического развития:
по ориентации на личностные структуры:
по характеру содержания и структуры
по подходу к ребенку
по организационным формам
и др. [13, с.25-28].
Гузеев В.В. по широте применения к преподаванию различных предметов, среди технологий обучения выделяет:
а) универсальные, т.е. пригодные для преподавания почти любого предмета (цельноблочные, интегральные технологии);
б) ограниченные (локальные) – для преподавания нескольких предметов (модулоно-блочные технологии);
в) специфические – одного-двух предметов или лишь отдельных тем и даже фрагментов тем одного предмета («традиционные методики») [6, с.171].