Детский коллектив как объект и субъект воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: раскрыть теоретические основы коллективного воспитания и выявить организационные аспекты формирования детского коллектива.
Объект – детский коллектив
Предмет исследования: процесс формирования детского коллектива
Цель определила задачи исследования:
Раскрыть исторические предпосылки становления и развития теории детского коллектива;
Выявить способы и этапы формирования детского коллектива
Определить, какое влияние оказывает коллектив на воспитание личности.
Описать педагогические технологии организации коллективной жизнедеятельности детей

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы детского коллектива как объект и субъект
воспитания 6
1.1 Исторические предпосылки становления и развития теории детского
коллектива 6
1.2 Формирование детского коллектива как цель воспитания 12
1.3 Влияние детского коллектива на воспитание личности 15
2 Организационные основы формирования детского коллектива 20
2.1 Этапы развития детского коллектива 20
2.2 Педагогическая технология организации коллективной
жизнедеятельности детей 22
Заключение 28
Библеографический список 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2 курс.docx

— 65.47 Кб (Скачать)

       4 этап – проведение дела. Все члены коллектива – и дети, и взрослые  - выполняют роли, предусмотренные сценарием. От каждого ожидается активное участие в КТД. Педагог оказывает детям поддержку уверенности в своих силах, поощряет творчество. Совет дела решает организационные моменты, вносит поправки в зависимости от изменяющихся условий, импровизирует. Происходит совместное проживание события, при котором для коллектива важно проявление поддержки, взаимовыручки, сопереживания.

      5 этап – коллективный анализ дела можно назвать самым важным в развитии коллектива. Педагог задает необходимый тон в подведении итогов, помогает вырабатывать конструктивное отношение к допущенным ошибкам, поощряет тех, кто помог общему успеху. Совет дела оценивает свою работу, анализирует выполнение организаторской роли, отмечает, что удалось и кто этому способствовал, высказывает пожелания совету следующего дела. Обсуждение должно быть откровенным, и педагог выбирает, что предложить ребятам: разговор в кругу, анкету о проведенном деле или высказывание в какой-то другой форме.

      6 этап – последствие способствует осознанию коллективом общих выводов. Педагоги обсуждают результаты КТД между собой и при необходимости вносят изменения в дальнейшие планы коллектива. Важно закрепить положительный опыт, исправить в будущем ошибки, если они были допущены. На этом этапе происходит задумка нового дела [5, с. 77-79].

       Организуя коллективную деятельность, педагог может    по-разному объединять детей для достижения общего результата, с учетом опыта их коллективного взаимодействия. Самым простым является объединение детей общей целью и общим результатом. При этом планирование и совершение действий каждым участником деятельности происходит автономно.

        Существуют другие формы КТД, среди них тренинги-общения, шоу-технологии, игры на сплочения коллектива, т.п. Ниже раскрываются примеры тренингов общения и шоу-технологии.

        Тренинги общения – форма педагогической  работы, имеющая цель-создание у воспитанников средствами групповой работы различных аспектов позитивного опыта (опыта взаимодействия и взаимопонимания, и взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения в проблемных ситуациях и др.) В общем виде в тренинге общения три блока: разминка, упражнение и итоговая рефлексия. Особое значение в тренинге имеет два условия:

  1. Форма расположения участников – круг. Круг создает возможность равенства всех участников тренинга (в т.ч. педагога, ведущим); круг увеличивает взаимное, эмоциональное заражение, создает возможность педагогу более легкого отслеживания процесса общения;
  2. Позиция ведущего. Это позиция «на равных» которая более непосредственно входит в технологию общения в сравнении с позицией в КТД или в шоу-технологиях.

        Упражнения тренинга связаны с тем опытом, который задуман в тренинге как цель. Упражнения выполняются в парах, тройках, в микрогруппах, где легче быть открытыми партнерами. На общее обсуждение, выносятся, как правило, личные ощущения, чувства, мысли по поводу своих действий. При этом высказываются те, кто хочет. Ведущий может побуждать к высказыванию, но не настаивать. В конце тренинга организуется итоговая рефлексия. Участники высказываются относительно темы и занятия в целом. Можно прояснить результативность тренинга через послетренинговую анкету, в том числе закрытого типа, с набором ответов.

        А теперь рассмотрим шоу-технологии. К критериям проведения шоу-технологии относится: деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»); соревновательность на сцене; заготовленный организаторами сценарий.

       В любом развернутом педагогическом действии есть три блока: подготовка – реализация – анализ итогов.

       На этапе подготовки решение о проведении принимается организатором; планирование, проектирование осуществляется организатором шоу. Будущие участники к планированию, выдвижению идей по организации шоу не привлекаются. Их привлекают к творческой подготовке по заданию организаторов.

        Реализация проекта, проведение шоу основаны на использовании элементов соревнования, импровизации, приемов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревнование подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

        Анализ итогов проводится в лучшем случае на уровне организаторов. Анализ шоу его рядовыми участниками либо не проводятся как необязательная часть.

      Таким образом, методика организации КТД предполагает целую цепочку дел. Детский коллектив от дела к делу обогащается организаторским опытом, совершенствует систему управления. Все дети получают возможность проявить свои способности, система временных получений позволяет каждому побывать и в роли лидера,  и в роли подчиненного. Изменяется позиция педагога: исчезает необходимость прямого руководства, он становится сотрудником в общем деле. Безусловно, эффективность методики зависит от содержания деятельности детского коллектива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Основной  вывод нашей курсовой работы заключается  в том, что мы раскрыли основные аспекты, характеризующие детский коллектив  как объект и субъект воспитания. Для это описали исторические предпосылки становления детского теории коллектива, выявили способы формирования детского коллектива, определили влияние коллектива оказывающее на воспитание личности и раскрыли организационные основы формирования детского коллектива.

     Мы  в своей работе затронули проблему развития детского коллектива, которая  является актуальной в данное время. Вопросами развития детского коллектива занимались такие педагоги как Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Т.К. Конникова, Л.И. Новикова, и др. Эти педагоги имеют свою концепцию детского коллектива. Мы рассмотрели концепции детского коллектива от А.С. Макаренко до современных подходов. Таким образом, раскрыли исторические предпосылки становления и развития теории детского коллектива.

     А.С. Макаренко считал, что коллективу присущи следующие признаки: совместная устремленность к социально значимым целям деятельности; совместная деятельность всех членов коллектива, направленная на достижение поставленных целей; наличие  в коллективе отношений ответственной  зависимости. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную, воспитательную, стимулирующую.

     Современные пути и формы организации коллектива позволяют использовать гуманистические  идеи сотрудничества, сотворчества, в  совместной деятельности не только детей  между собой в педагогическом процессе, но и в игровой деятельности и в сотрудничестве со взрослыми, скрепленном взаимопониманием, возможность  личностного самовыражения и  самореализации.

     Рассматривая  способы и этапы формирования детского коллектива, мы выяснили, что  работоспособный сплоченный коллектив  возникает не сразу — этому  предшествует длительный процесс его  становления и развития, успех  которого определяется рядом обстоятельств, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно, или формируется  сознательно и целенаправленно.  Каждый коллектив должен найти свое место, свою «нишу» в формальной или  неформальной структуре организации, где бы он мог полностью реализовать свои цели и не препятствовал делать это другим. Коллектив имеет сложную структуру, так как связан общностью целей с другими коллективами. Детский коллектив не может развиваться, двигаться вперед, если перед ним не стоит общая цель, которую все члены коллектива воспринимают как жизненно важную перспективу, ради которой они вступают в общение, объединяют свои усилия, преодолевают трудности.

     Также мы определили, как влияет коллектив  на воспитание личности. Влияние группы на развитие ребенка велико. Влияние  коллектива на личность ребенка зависит  от характера и развитости поля коллектива, а также от положения ребенка  в системе коллективных отношений. Роль коллектива в развитии  личности состоит и в том, что он открывает  возможности практического освоения демократических форм организации  жизнедеятельности. Педагогически  ориентированный коллектив создает  благоприятные возможности для  формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

     Рассматривая  педагогические технологии организации  коллективной жизнедеятельности детей, мы установили что, педагогическая технология -  это четкое определение педагогом  целей и задач взаимодействия с ребенком и пошаговое структурированное  определение путей и способов их реализации. Мы рассмотрели коллективно-творческие дела (КТД) в которые входят шоу-технологии, тренинг-общение. КТД - форма работы, которая направлена на: развитие творческих способностей, развитие интеллектуальных способностей, реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной работы. КТД помогает группе сбросить возникшее напряжение, а ведущим - посмотреть на себя со стороны. Прежде всего - это общественно-важное дело.

     Основной  вывод нашей курсовой работы заключается  в том, что мы раскрыли основные аспекты, характеризующие детский коллектив  как объект и субъект воспитания.

     Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается, умирает и вновь  способен к возрождению. Детский  коллектив особенный: дети, вырастая, покидают воспитательное учреждение, идет постоянная смена лидеров, интересов, форм деятельности, иерархий ценностей. Динамичность осложняет работу педагога, однако если вырабатываются традиции коллектива, он при такой динамике долго живет, меняя содержательное наполнение жизни, но сохраняя принципиальные позиции, которые передаются по эстафете от поколения к поколению.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Акимова, М.К. Индивидуальность учащихся и научный подход : моногр. / М.К. Акимов, В.Т. Козлова.  -  М.: Знание, 2002. – 267 с.
  2. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. - М. : 1989. – 189 с.
  3. Гребенкина, Л.К. Методика восп. работы: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина  и др.  /  под ред. В.А. Сластенина., испр. и перераб. – М. : Академия, 2007. - 60с.
  4. Журнал «Товарищество в школе - педагогический листок» №2, 1880. – 145 с.
  5. Иванов, И.П. Энциклопедия КТД. - М. : Просвещение, 1999.
  6. Из опыта организации воспитания ученического коллектива: сб. материалов педагогической практики / под ред. В.Е. Гмурмана. М. : 1955. – 179 с.
  7. Коротаева, Е.В. Основы педагогического взаимодействия. – Екатеринбург : 1996. - 217 с.
  8. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений /  под ред. Л.П. Крившенко. - М. : Проспект, 2005. – 340 с.
  9. Лутошкин, Л.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива : моногр. / Л.Н. Лутошкин. - М. : Педагогика, 1998. – 130 с.
  10. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса : учеб. пособие для студентов учеб. заведений / под ред. Г.С. Макаренко.  - М. : изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1950.  -  259 с.
  11. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения. В2-х т. Ред. коллегии: В.Н. Столетов. Т.1. / под ред. И.А. Каирова. -  М. : Перспектива, 1977.
  12. Макаренко, А.С. Цель воспитания. Организационное строение коллектива. Педагогика // Пед. соч.: В 8 т. - М. : Перспектива, 1984. - Т. 4
  13. Морозова, О.П. Педагогический практикум: учебное издание; задача и вопросы : учеб. пособие высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2000. – 320 с.
  14. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978 .  - 142 с.
  15. Подласый, И. П. Педагогика: учеб. для студентов высших. пед. учеб. заведений. – М. : Просвещение:  ВЛАДОС, 1996. – 432 с.
  16. Развитие идей А.С. Макаренко в теории и методике воспитания: Научное издание // под ред. В.М. Коротова. М.: Педагогика, 1989.  - 320 с.
  17. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учеб. пособие для студ.  высш. учеб.  заведений  / В.А. Сластенин, И.В. Исаев, Е.Н. Шиянов  / под ред. Сластенина: В 2 ч. – М. : ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2.  – 256 с.
  18. Слатенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 9-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 576с.
  19. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы: учеб. пособие /  под. редакцией В.А. Слестениа. – 5-е издание. - М. : Академия, 2007. – 238с.
  20. Сухомлинский, В.А. О воспитании: политическая литература: моногр. / В.А. Сухомлинский - М. : Академия, 1975. – 159 с.
  21. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения: моногр. / И.Э. Унт - М. : Просвещение, 1980. – 364 с.
  22. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем. : В 4-х томах. Т.1. – М. : Генезис, 1998. – 382 с.

Информация о работе Детский коллектив как объект и субъект воспитания