Детский коллектив как объект и субъект воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: раскрыть теоретические основы коллективного воспитания и выявить организационные аспекты формирования детского коллектива.
Объект – детский коллектив
Предмет исследования: процесс формирования детского коллектива
Цель определила задачи исследования:
Раскрыть исторические предпосылки становления и развития теории детского коллектива;
Выявить способы и этапы формирования детского коллектива
Определить, какое влияние оказывает коллектив на воспитание личности.
Описать педагогические технологии организации коллективной жизнедеятельности детей

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы детского коллектива как объект и субъект
воспитания 6
1.1 Исторические предпосылки становления и развития теории детского
коллектива 6
1.2 Формирование детского коллектива как цель воспитания 12
1.3 Влияние детского коллектива на воспитание личности 15
2 Организационные основы формирования детского коллектива 20
2.1 Этапы развития детского коллектива 20
2.2 Педагогическая технология организации коллективной
жизнедеятельности детей 22
Заключение 28
Библеографический список 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2 курс.docx

— 65.47 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО  «АмГУ») 

Факультет Социальных наук

Кафедра Педагогики и Психологии

Специальность 050711 – Социальная педагогика 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

      на  тему: Детский коллектив как объект и субъект воспитания

по  дисциплине «Теория и методика воспитания»

 
 

Исполнитель           

студент группы 962 _______________________   М.Ю. Кабанова 

Руководитель

доцент, канд. пед. наук _______________________  Н.К. Щепкина   

Нормоконтроль

доцент, канд. пед. наук ________________________  Н.К. Щепкина 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Благовещенск 2011

               РЕФЕРАТ 

     Курсовая  работа содержит 32 с., 22 источника

     КОЛЛЕКТИВ, ФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, НЕФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА,  ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, КТД, ТРЕНИНГИ ОБЩЕНИЯ, ЩОУ-ТЕХНОЛОГИИ.

     В курсовой работе освещены актуальные проблемы развития детского коллектива как субъект и объект,  воспитания. Целью работы является раскрытие теоретических основ коллективного воспитания и выявления организационных аспектов формирования детского коллектива. Дан обзор исторических предпосылок становления детского коллектива. Показано влияние детского коллектива на воспитание личности. Рассмотрены этапы развития детского коллектива. Описаны педагогические технологии организации коллективной жизнедеятельности детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               СОДЕРЖАНИЕ

Введение            4

1   Теоретические основы детского коллектива как объект и субъект

     воспитания           6

      1.1 Исторические предпосылки становления и развития теории детского 

            коллектива                                                                                                    6

      1.2 Формирование детского коллектива как цель воспитания            12

      1.3 Влияние детского коллектива на воспитание личности             15

2  Организационные основы формирования детского коллектива   20

      2.1 Этапы развития детского коллектива       20

      2.2 Педагогическая технология организации коллективной                            

            жизнедеятельности детей        22

Заключение             28

Библеографический список          31 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

          Проблема коллективного воспитания является одной из наиболее проработанных в отечественной педагогике. Отечественной школой был накоплен солидный багаж теоретических исследований и практических наработок по данному вопросу.

         За последние десять лет на постсоветском пространстве несколько раз сменилась парадигма воспитания. Первоначальный подход, возникший на волне отрицания опыта советской школы, провозгласил "Воспитание через обучение". Воспитание, перехватывали различные структуры, не всегда безопасные: от общественных организаций до тоталитарных сект, от клубов по интересам до криминальных группировок. Последствия очевидны: утрата общественно-значимых ориентиров, распад культурных и моральных ценностей, дезориентация молодёжи в обществе, алкоголизм, наркомания и т.п.

         С первых лет создания отечественной школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что « в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом…»  Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали  А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Щацкий, Н.Л. Селиванова, В.А.Караковский и другие видные педагоги и общественный деятели.

          К сожалению, за последнее время оказался забыт теоретический багаж отечественной школы, растрачен неоценимый практический опыт педагогов. На сегодня, актуальной представляется задача возрождения этого опыта, отбора из него тех истинных ценностей, которые помогут на современном этапе воспитывать благородную и нравственную личность.  

          Цель данной работы: раскрыть теоретические основы коллективного воспитания и выявить организационные аспекты формирования детского коллектива.

         Объект – детский коллектив

         Предмет исследования: процесс формирования детского коллектива

         Цель определила задачи исследования:

  1. Раскрыть исторические предпосылки становления и развития теории детского коллектива;
  2. Выявить способы  и этапы формирования детского коллектива
  3. Определить, какое влияние оказывает коллектив на воспитание личности.
  4. Описать педагогические технологии организации коллективной жизнедеятельности детей

         Методы: теоретический анализ  педагогической и методической литературы, обобщение педагогического опыта, наблюдение.

          Проработанная литература по данному вопросу включает в себя труды таких крупных специалистов по вопросам коллективного воспитания, как А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.А. Караковского и др.  

  
 

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАК  ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ

     1.1 Исторические предпосылки становления и развития теории

           детского коллектива

  Начиная рассмотрение истории детского коллектива, просто необходимо обратиться, прежде всего, к самому термину и его определению, что бы с точностью знать предмет рассмотрения. Термин «коллектив» произошел от латинского collectives - собирательный. В системе наук о человеке существуют разнообразные определения коллектива. В самом общем философском смысле коллектив – это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

     Понятие ученического и детского коллектива в педагогике складывалось постепенно, по мере осознания его роли в жизни  и развитии ребенка. Ещё Я.А. Коменский  в «Великой дидактике» подметил значимость влияния детей друг на друга и  советовал учителю объединять «более медлительных с более быстрыми, более  тупых с более умными, упрямых с послушными»[15, с. 52]. В отечественной педагогике также обосновывалась необходимость поддерживать среди детей атмосферу товарищества и взаимопомощи. Детский коллектив — явление социально-педагогическое, возникающее, функционирующее и развивающееся в рамках того или иного воспитательного института, с одной стороны, под воздействием воспитателей — взрослых, а с другой — в силу тех внутренних процессов самоорганизации, и самоуправления, которые ему свойственны как социально-психологической общности.

     Сама  проблема детского коллектива родилась отнюдь не сегодня. Истоки ее отражены в отечественной педагогической литературе предреволюционных лет. И породила ее обстановка, свойственная массовой школе того времени. Атмосфера ябедничества, фискальства, доносов, характерная для многих школ того периода, порождала с одной стороны, волну самоубийств среди учащихся, с другой — появление стихийно образующихся группировок, в которых дети пытались найти то, чего лишила их школа: возможность самим обсуждать и решать интересующие их проблемы [16, с. 22].

     В аспекте рассматриваемой нами проблемы наибольший интерес представляют работы О. Шмидта, Г. Рокова, П.Ф. Каптерова.

     О. Шмидт в серии статей «Товарищество  в школе» (1880 - 1882) идеалу «хорошего товарища» написано: «Быть хорошими товарищами  - значит «помогать друг другу, стоять друг за друга, во всех делах действовать дружно, в личных  - сообразоваться с интересами всего класса» [4, с.113]. О. Шмидт стремился показать значение товарищества и его возможности в целенаправленном процессе воспитания: «Учителю-воспитателю при самых лучших условиях невозможно уследить за каждой отдельной личностью, он может иметь дело только с массой, масса и должна воздействовать на каждого ученика в частности. Научите класс внимательно и серьезно относиться ко взаимным недостаткам, - вы дадите в руки самим детям могучее средство к искоренению этих недостатков» [4, с.120].

     Огромное  значение О.Шмидт придавал «духу  класса», который, по его мнению, зависит  от отношений между школьниками  сильными и слабыми, способными и  менее способными, учителями и  детьми. «Учитель должен останавливать  стремление одних отвоевывать любыми путями первые места, изо дня в  день воспитывать товарищеское, теплое отношение массы к отдельному ученику, развивать взаимопомощь и взаимопонимание» [4, с. 130].

     Работы  Рокова, посвященные проблеме товарищества, психологии детских объединений, относятся  к началу ХХ в., когда в изучении педагогических явлений стал использоваться эксперимент.

     В работе «К психологии школьного класса»  Г. Роков рассматривает школьный класс как психологическую целостность, обладающую определенной индивидуальностью, рождающуюся за счет индивидуальностей  ее составляющих. При этом последние  неизбежно меняются: что-то берут  от целого и что-то отдают ему «Только исключительно сильные натуры способны удерживать неприкосновенную свою самостоятельность. Большинство же мало-помалу приспосабливается к целому и стремится слиться с ним» [2, с. 23].

     Огромное  значение отношениям, складывающимся между детьми в период школьного  обучения, придавал  П. Ф. Каптеров. «Нужно уяснить себе ту мысль, что главнейшая воспитательная сила школы заключается не в школьном здании, не в директоре и даже не в учителях, не в программах и учебных планах, а в самих детях, их взаимные отношениях, их взаимном влиянии. Дети учат друг друга весьма многому, и их взаимное обучение перевешивает силу и влиятельность обучения преподавателей с директорами и инспекторами» [7, с. 124].

     Каптеров  дает звучащие иногда, современные  рекомендации по правильной организации  товарищества в школе:

  1. Сплотить в организованное целое каждый класс, сохраняя индивидуальность каждого школьника: «Мы должны содействовать, чтобы класс мало-помалу из случайного сотоварищества превращался в стройный организованный союз, готовый постоять за себя и своих отдельных сочленов.
  2. Организовать прочные товарищеские связи всех учащихся школы и решение общих дел. Заботиться, чтобы школа как единое целое имела лицо, свои традиции, свою историю.
  3. Поскольку класс не может удовлетворить всех потребностей учащихся, необходимо создать множество отдельных обществ и союзов по стремлениям («спорт, ремесло, книги, дебаты»).
  4. Все школьные организации должны удовлетворять стремление учащихся у самостоятельности, свободно избирать своих уполномоченных, сочинять для себя уставы, наблюдать за их исполнением.
  5. Не давать развиваться в детях страсти к  командованию, получению лучших ролей в игре, к выдвижению на первое место[7].

           В советский период необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А.

Информация о работе Детский коллектив как объект и субъект воспитания