Детский коллектив как объект и субъект воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: раскрыть теоретические основы коллективного воспитания и выявить организационные аспекты формирования детского коллектива.
Объект – детский коллектив
Предмет исследования: процесс формирования детского коллектива
Цель определила задачи исследования:
Раскрыть исторические предпосылки становления и развития теории детского коллектива;
Выявить способы и этапы формирования детского коллектива
Определить, какое влияние оказывает коллектив на воспитание личности.
Описать педагогические технологии организации коллективной жизнедеятельности детей

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы детского коллектива как объект и субъект
воспитания 6
1.1 Исторические предпосылки становления и развития теории детского
коллектива 6
1.2 Формирование детского коллектива как цель воспитания 12
1.3 Влияние детского коллектива на воспитание личности 15
2 Организационные основы формирования детского коллектива 20
2.1 Этапы развития детского коллектива 20
2.2 Педагогическая технология организации коллективной
жизнедеятельности детей 22
Заключение 28
Библеографический список 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2 курс.docx

— 65.47 Кб (Скачать)

     Рассмотрим  более подробно, какое влияние  оказывает классный коллектив на воспитание личности школьника. Среди  малых контактных групп, членом которых  является школьник, обычно наибольшее влияние на его развитие оказывает  школьный класс. В данный период жизни  учебная деятельность является для  ребенка ведущей, контакты с классом  имеют регулярный и продолжительный  характер, успешность обучения в школе  обычно рассматривается как главный  критерий его интеллектуального  уровня, социализации и общего развития. Психологические исследования влияния  класса на развитие личности школьника  ведутся давно и продуктивно.

     Класс оказывает на формирование и развитие личности школьника очень большое  влияние. Это связано, прежде всего, с возможностями, предоставляемыми классом для удовлетворения школьником базовых социальных потребностей: в  общении, в самоактуализации, в общественном признании. Их реализация влияет на принятие ребенком класса, на идентификацию  с ним, на осознание себя как члена  данной группы, на эмоциональное самочувствие, что так или иначе влияет на мировосприятие, самооценку, на отношение  к ценностям, носителем которых  является класс. Под влиянием внутригруппового статуса формируются мотивы поведения  школьника, его отношение к учебе  и другим жизненным ценностям.

       Различный внутригрупповой статус индивида по-разному действует на формирование и развитие его личностных качеств. Поскольку наибольшим влиянием обладают полярные характеристики статуса, обычно психологи обращают внимание на лиц с высоким и низким статусом. Благополучная внутригрупповая позиция школьника ведет к расширенным контактам, развивая коммуникативные качества, формируя уверенность в себе, своих силах. Принимая ценности класса, в которые обычно включается значимость учебной деятельности, ребенок старается лучше учиться, что ведет к ускоренному когнитивному, интеллектуальному развитию. Однако с «благополучными» в этом отношении детьми дело не всегда обстоит хорошо. В частности, если класс принимает неприемлемые социальные ценности, для ребенка с высоким статусом и ярко выраженной реакцией группирования со сверстниками значимость взаимоотношений с одноклассниками может оказаться выше отношений со взрослыми, учебной деятельности и прочих социально приемлемых ценностей [1, с. 178].

     Вместе  с тем намного больше психологических  проблем возникает с детьми, чье  положение в классе можно расценить  как неблагополучное. Низкий внутригрупповой  статус создает достаточно серьезные  проблемы для социальной адаптации  ребенка и формирования социально  желательных качеств. Ребенок, лишенный общения со сверстниками растет замкнутым, зачастую угрюмым. Сильно страдает его  коммуникативная сфера, гаснет потребность  в общении, тормозится развитие коммуникативных навыков.

     Переживания по поводу своего статуса влияют на эмоционально-мотивационные качества личности школьника. Не находя эмоционального сочувствия среди одноклассников, защищая  себя, ребенок может пойти на отвергание не принимающих его людей, значимой для них деятельности и принимаемых  ими ценностей. Устойчивые отрицательные  переживания могут привести к  формированию депрессивных эмоциональных  состояний, акцентуаций характера  и т.п. Серьезные изменения могут  происходить в мотивационной  сфере: низкий внутригрупповой статус часто ведет к низкой самооценке и падению уровня притязаний. Невозможность  удовлетворить потребность в  общении ведет к попыткам найти  коллективы сверстников, альтернативные школьному.

     Неприятие классом ребенка может приводить  к отказу от учебной деятельности и связанных с ней объектов как значимой ценности и замене альтернативными. На практике это означает, что ребенок  может переключиться со школьного  общения на общение в рамках дворовой или какой-либо иной компании, отвергающей  социально значимые ценности и принимающей  цели асоциальные или антисоциальные. Часто такие альтернативные подростковые группировки дают оценку поступкам ребенка, противоположную принятым в школе: если в школе грубое поведение, то в таких группах грубость может рассматриваться как геройство.

     Роль  коллектива в развитии  личности состоит и в том, что он открывает  возможности практического освоения демократических форм организации  жизнедеятельности. Прежде всего, это  реализуется через активное участие  в школьном самоуправлении и многообразной  общественной жизни. Педагогически  ориентированный коллектив создает  благоприятные возможности для  формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности

     Таким образом, коллектив оказывает на формирование и развитие личности детей достаточно большое влияние. В зависимости от статуса, занимаемого ребенком в группе, у него может формироваться тот или иной комплекс психологических особенностей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО  КОЛЛЕТКИВА

           2.1 Этапы развития детского коллектива

      Важнейшим условием формирования коллектива выступает  организация совместной деятельности. А.С. Макаренко разработал основы методики сплочения и воспитания детского коллектива, к которым он отнес: постановку общественно значимой и увлекательной  для детей перспективы, включение детей в совместную деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные достижения. А.С. Макаренко полагал, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования. По его мнению, коллектив должен пройти путь от авторитарного требования педагога через требования актива к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении. В этой формуле представлены этапы развития коллектива. 

      На  первом этапе педагог имеет дело с формальным объединением. В своей классификации, А.Н. Лутошкин  сравнил такой коллектив с «песчаной россыпью» [9]. Ведь, как и песчинки в горсти, детей еще ничто не объединяет. Педагог должен взять на себя организационную функцию, предъявить требования, задать правила и нормы взаимоотношений, и самое главное – заинтересовать детей в совместной деятельности. Об успешном переходе  к следующему этапу можно судить по тому, как дети принимают требования педагога, подчиняются дисциплине. Горсть песка превращается в «мягкую глину»: уже «вылепливаются» взаимосвязи, появляются малые контактные группы, и выделяется актив – инициативная группа детей.

      Второй  этап характеризуется тем, что актив берет на себя часть организаторских функций. Педагог помогает освоить управленческие навыки, распределить обязанности в совместной деятельности, наладить общение. Для большинства детей коллектив становится привлекательным сообществом, совместно вырабатываются нормы жизни, рождается общественное мнение. Но еще не всегда деятельность коллектива успешна, иногда он не может самостоятельно справиться с решением коллективных задач. Он похож на «мерцающий маяк», а педагог, как смотритель маяка, должен позаботиться о нем, т.е. взять на себя организаторскую, коммуникативную и коррекционную функции. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетные «смотрители» маяка – те, кто не даст погаснуть огню, - организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудности, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы уже видим проявление активности, но далеко не у всех.

     На  третьем этапе достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства, все члены коллектива проявляют взаимную требовательность, заинтересованность в совместной деятельности, переживают за успехи и неудачи коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности. Коллектив успешно осуществляет свою деятельность. Это – «алый парус», который символизирует сбывшуюся мечту и ощущение радости. В классификации-аналогии есть еще один образ: такой коллектив – «горящий факел», поскольку становится примером для других. [9, с.73-74]

      Большое значение для развития коллектива имеет  организация перспективных устремлений  воспитанников, т.е. вскрытый А. С. Макаренко  закон движения коллектива. Необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствии с требованиями задачного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.

     В настоящее время сложился другой подход к определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей средством. Л.И.Новикова выделяет: стадию сплочения коллектива; стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся; стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.

     Раскрыв этапы развития детского коллектива, мы выделили, как развивались идеи связи с этапами развития коллектива. Каждая из последующих развивала предыдущую.

           2.2  Педагогическая технология организации коллективной

                 жизнедеятельности детей

     Применение  педагогических технологий связано с четким определением педагогом целей и задач взаимодействия с ребенком и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации.

     В современном образовательном пространстве педагог обеспечивает гармоничное  соотношение в протекании процессов  социализации и индивидуализации ребенка  во взаимодействии с группой детей. Воспитателю и учителю необходимо быть нацеленными на то, что "воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через определение  им гармонии с другими, обществом, природой, человеческой деятельностью". [7, с. 342]

Решая проблему воспитания в коллективе, педагог основывается на следующих  принципах:

  • творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
  • учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
  • управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
  • комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

      Реализация данных принципов осуществляется педагогом, обладающим особым комплексом личностных и профессиональных качеств. Питательная среда для пробуждения творческой природы воспитания – это совместная жизнедеятельность детей и взрослых. Считая коллектив творческим содружеством поколений, И. П. Иванов  в 60-е гг. ХХ в. разработал методику коллективного творческого воспитания. Сутью данной методики является общая забота об улучшении окружающей жизни, а в основе ее – коллективные целеполагание и планирование, организация деятельности и творчество, эмоциональное насыщение жизни коллектива и ситуации-образцы. Главной организационной единицей является коллективное творческое дело (КТД). Дело (а не мероприятине) – это общая работа, важное событие, в организации которого учавствует каждый член коллектива. Оно – коллективное, так как планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно и воспитателями, и воспитанниками. Оно – творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов решения практических задач.

      Рассмотрим  логику организации дела, состоящую  из шести последовательных этапов.

       1 этап  - предварительная работа воспитателей предполагает выдвижение воспитательных задач, продумывание содержания деятельности, осознание роли конкретного дела в жизни коллектива. Педагог создает соответствующий настрой коллектива, чтобы заинтересовать детей предстоящим делом. Для этого он избирает формы: беседу, организацию рекламы или игрового поиска в выборе дела.

       2 этап – коллективное планирование может проводиться как «мозговой штурм», аукцион идей, круг общения и т.п. Педагог разъясняет коллективу перспективы предстоящей деятельности и подключает детей к обсуждению, как интереснее провести дело, что учесть в его организации. В зависимости от особенностей коллектива педагог избирает ту или иную форму обсуждения. Чаще всего прибегают к делению коллектива на микрогруппы по 5-8 человек, поскольку это наиболее ценные идеи. На данном этапе в коллективе определяют совет дела – инициативную группу, которая возглавит подготовку и проведение дела. Совет дела принимает на себя организаторские функции, распределяет поручения, конкретизирует задания микрогруппам.

       3 этап – коллективная подготовка. Педагог помогает совету дела координировать работу микрогрупп, создавать условия для осуществления задуманного.  Необходимо обращать внимание, все ли дети включены в работу, какие взаимоотношения складываются между ними.

Информация о работе Детский коллектив как объект и субъект воспитания