Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 10:37, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть теоретические основы коллективного воспитания и выявить организационные аспекты формирования детского коллектива.
Объект – детский коллектив
Предмет исследования: процесс формирования детского коллектива
Цель определила задачи исследования:
Раскрыть исторические предпосылки становления и развития теории детского коллектива;
Выявить способы и этапы формирования детского коллектива
Определить, какое влияние оказывает коллектив на воспитание личности.
Описать педагогические технологии организации коллективной жизнедеятельности детей
Введение 4
1 Теоретические основы детского коллектива как объект и субъект
воспитания 6
1.1 Исторические предпосылки становления и развития теории детского
коллектива 6
1.2 Формирование детского коллектива как цель воспитания 12
1.3 Влияние детского коллектива на воспитание личности 15
2 Организационные основы формирования детского коллектива 20
2.1 Этапы развития детского коллектива 20
2.2 Педагогическая технология организации коллективной
жизнедеятельности детей 22
Заключение 28
Библеографический список 31
Н.К. Крупская дала
Особую роль в развитии представлений о детском коллективе сыграл опыт А.С.Макаренко. Будучи реализованными в опыте как самого А.С. Макаренко, так и его последователей, его идеи сложились в определенную концепцию, в рамках которой детский коллектив рассматривался как объект, субъект и инструмент воспитания. Основные составляющие этой концепции: закон движения коллектива, принципы перспективных линий, параллельного действия, сочетание требования и доверия. Это также идеи одновременного воздействия педагога на коллектив и личность воспитанника.
Организации
«повседневной жизни
В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. В коллективе создается единство общественного и индивидуального. Наибольшее воспитательное значение имеет целостный школьный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов объединены стремлением к общественно значимым целям и нравственным идеалам.
Духовное
богатство каждого человека, его
гуманистические мотивы составляют,
по мнению В.А. Сухомлинского, основу полноценной,
содержательной жизни коллектива и
условие совершенствования
В 60-е годы родилась идея коммуны, воплотившаяся в опыте Фрунзенской коммуны, читинской «Бригантины», лагеря «Орленок» и других очень разных объединений коммунарского типа. Она породила популярную в те годы коммунарскую методику - методику коллективных творческих дел. Коммунарский опыт родился и развивался вне учебы и в связи с этим использовался в практике массовой школы главным образом при проведении массовых мероприятий - лагерных сборов, туристских походов, в лагерях труда. Лишь некоторые школы например, школы В.А. Караковского, С.Д. Полякова, сумели рационально использовать идеи коммуны в работе с ученическими коллективами, распространить их на учебный процесс, сделать ведущими в создании школьных воспитательных систем. В 60-е годы начала развиваться, и в 80-е окончательно оформилась концепция детского коллектива, разработанная совместными усилиями ученых Москвы и Таллинна (М.Д. Виноградова, А.Т. Куракин, В.Й. Максакова, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.).
Для данной концепции характерны:
В
рамках целостной воспитательной системы
школы детский коллектив
1.2 Формирование детского коллектива как цель воспитания
Используя замечание А.С.Макаренко, детское объединение необходимо рассматривать как "инструмент прикосновения к личности". Необходимость же постановки такой цели в процессе воспитания обусловлена тем, что в основе развития личности ребенка, его отношений к действительности и к самому себе лежит практический опыт, приобретаемый им в общении и в совместной деятельности с другими людьми. Цель, зачастую, достигается достаточно приближенно. Кроме того, само понятие "коллектив" используется для обозначения любых детских объединений. При этом забывается, что не всякое объединение характеризуется признаками группы как коллектива.
Положения
А.С.Макаренко стали основой
В отечественной социальной психологии был выделен ряд признаков, характеризующих группу как коллектив. Большое значение здесь сыграли работы А.В.Петровского, И.Н.Платонова, Л.И.Уманского и др.
Л.И.Уманским и его сотрудниками в основу характеристики группы как коллектива были положены следующие критерии:
Основной целью воспитания, считал А.В. Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. «Мы хотим воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами» [14, с. 81]. В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А. В. Луначарский [14].
Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С.Макаренко. Он доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива» [16, с. 94].
Коллектив имеет сложную структуру, так как связан общностью целей с другими коллективами.
Основным звеном в коллективе является первичный коллектив. Для А. С. Макаренко - это был отряд, состоящий из 12-15 человек. В школьной практике - это класс. В нем дети наиболее близко общаются между собой, постоянно совместно действуют, участвуют в реализации общих целей всего коллектива и входят в общую систему характерных для коллектива отношений.
Второй структурной единицей коллектива можно назвать сводный отряд. А. С. Макаренко боялся воспитать касту командиров. Он хотел, чтобы все умели, руководить и подчиняться. Сводный отряд формировался на отдельное дело. Командиром сводного отряда становился рядовой член первичного коллектива. Это давало возможность задействовать самых отсталых и неорганизованных, вывести подростка из состояния пассивности.
Третьей структурной единицей коллектива у А.С. Макаренко был сам воспитанник. Но нужно сказать, что здесь имело место присвоение звания: воспитанник, коммунар, коммунар-дзержинец. То есть звание присваивалось по степени принадлежности каждого подростка к коллективу.
Четвертой структурной единицей коллектива являются органы самоуправления. Во-первых, это общее собрание. Ни одно значимое решение не принимается без собрания. Повседневной жизнью руководит Совет командиров.
Детский коллектив не может развиваться, двигаться вперед, если перед ним не стоит общая цель, которую все члены коллектива воспринимают как жизненно важную перспективу, ради которой они вступают в общение, объединяют свои усилия, преодолевают трудности. Реализуя стоящую перед ним перспективу, коллектив переходит в новое качественное состояние и приобретает возможность решать более сложные задачи. Перспектива, по сути дела, это та завтрашняя общая радость, которая, по словам А.С. Макаренко, стоит перед коллективом и делает его более крепким, дружным.
Детский коллектив первоначально имеет формальную (официальную) структуру, как правило, задаваемую взрослым, например: набирают детей в школьный класс, в спортивную секцию, кружок, отряд в лагере и т.п. В одной группе оказываются дети, которые отвечают определенным критериям отбора: по возрасту, физическим данным, необходимым для занятия спортом; уровню обученности, соответствующему требованиям специализированного класса, и т.д. Формальная структура соответствует тем функциям, которые призвана выполнить, и определяет условия деятельности коллектива (количества детей, оборудование помещений и т.п.), а также позицию взрослого (учителя, наставника, тренера, воспитателя и т.п.) Неформальная (неофициальная) структура возникает на основе межличностных отношений, развивающихся в коллективе. Внутри формальной структуры образуются малые контактные группы на основе общих интересов, симпатий, привязанностей. В связи с этим возникает одна из важнейших педагогических задач – формирование в детском коллективе гуманистических норм отношений [2, с. 71].
Успешное функционирование
Таким образом, рассматривая способы и этапы формирования детского коллектива, мы выяснили, что работоспособный сплоченный коллектив возникает не сразу — этому предшествует длительный процесс его становления и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно, или формируется сознательно и целенаправленно. Каждый коллектив должен найти свое место, свою «нишу» в формальной или неформальной структуре организации, где бы он мог полностью реализовать свои цели и не препятствовал делать это другим.
1.3 Влияние детского коллектива на воспитание личности
Детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами.
Влияние группы на развитие ребенка велико. Человек - существо социальное, и поэтому зависим от окружающих его людей, ребенок - существо, формирующееся и развивающееся, и поэтому зависим вдвойне. На разных этапах социализации влияние группы на ребенка имеет различное значение. На дошкольника влияет, прежде всего, ближнее социальное окружение (семья). При поступлении ребенка в школу - классный и педагогический коллектив. В подростковом возрасте усиливается влияние сверстников. Старшие школьники во многом зависимы от мнения дальнего социального окружения.
Ребенок
с поступлением в школу становится
членом многих коллективов, часть из
которых он выбирает самостоятельно
(кружки, секции и т.п.), а членом других
и прежде всего классного коллектива
он становится в силу определенных
условий. Как член общества и коллектива
воспитанник вынужден принимать
те правила и нормы
Информация о работе Детский коллектив как объект и субъект воспитания