Что такое программа "Развитие"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:15, доклад

Описание работы

Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять. Иначе говоря, выделить наиболее существенные характеристики изменений в психике ребенка. Характеристики - это единицы, определяющие основные направления психического развития ребенка.

Работа содержит 1 файл

ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ».rtf

— 200.62 Кб (Скачать)

2. Без психолога не обойтись  

Программа «Развитие» адресована, прежде всего, тем дошкольным учреждениям, которые уделяют особое внимание умственному развитию своих питомцев. Обычно в таких садах помимо других специалистов (логопед, художник, тренер по физкультуре) работает и психолог. Это не случайно, ведь программа направлена на развитие способностей ребенка, а психология определяет закономерности этого процесса, отвечая на вопросы «почему?» и «как?».  

Работа психолога в любом дошкольном учреждении включает в себя различные аспекты. В нее входят диагностика и коррекция особенностей интеллектуального и личностного развития детей, психологическое просвещение педагогов, лекции для родителей и др. Однако если детский сад работает по программе «Развитие», то у психолога появляется дополнительная функция - активное участие в реализации программы.  

При этом он выполняет свою, особую роль, не подменяя методиста. Методист помогает осуществлять общий ход программы, разрабатывает конкретные игровые и обучающие приемы, проводит педагогическую диагностику, а у психолога - свои задачи.  

Во-первых, психолог оказывает большую помощь воспитателю, осуществляя диагностическую работу. Воспитатель, занимаясь конкретным ребенком, всегда может сказать, что этот ребенок умеет делать, а что нет, какие трудности он испытывает. Но очень часто не выясненным остается вопрос: а почему с одной и той же задачей (например, построить домик из кубиков) Маша справляется легко, а Витя ошибается, путает детали? Вот тут на помощь приходит психолог, выясняя, какие именно психические особенности ребенка не позволяют ему выполнить задание, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию (дать задачу в другой форме, изменить материал, ввести игровой момент и т.д.).  

Особое место в детском саду, использующем программу «Развитие», занимает коррекционная работа. Так как коррекционные возможности самой программы велики, во многих случаях ребенку необходима не специальная работа с психологом, а более интенсивные занятия по отдельным разделам программы. На основании рекомендаций психолога такую работу проводит воспитатель. Но ведь существуют дети, нуждающиеся в собственно психологической помощи, - ее, естественно, осуществляет психолог по индивидуальной для каждого ребенка программе, необходимым элементом которой выступает работа с его родителями.  

В целом психологическое просвещение родителей является одной из важных функций психолога в образовательном учреждении. В детском саду, работающем по программе «Развитие», тесная взаимосвязь с родителями имеет особое значение. Ведь для маленького ребенка очень важно, как родители относятся к его занятиям. Программа направлена на развитие детей, а не на возможно более раннее достижение конкретных результатов. Так, например, дети учатся читать и считать не в младшем, а в старшем дошкольном возрасте; на занятиях изобразительной деятельностью главное внимание уделяется умению передать свое эмоциональное состояние, а не сугубо техническим приемам и т.п. Поэтому одна из задач психолога - объяснить родителям логику развития, значение сензитивных периодов, познакомить с возрастными особенностями дошкольника. Такая работа является важным условием успешной реализации программы «Развитие».  

Психологическое просвещение необходимо не только родителям, но и воспитателям. Ведь программа глубоко психологична, ее структура соответствует внутренней логике развития ребенка. Не случайно для работы по программе воспитатель проходит специальное обучение, получая необходимую педагогическую и психологическую подготовку. Однако во время самой работы обычно возникают вопросы, ответы на которые воспитателю помогает найти не только методист, но и психолог. Таким образом, во многих детских садах в адаптации программы «Развитие» к конкретным условиям дошкольного учреждения принимает участие психолог.  

III. ЧТО ДУМАЮТ О НАС  

1. «Мы выбрали эту программу...» (педагоги о программе)  

Наш детский сад работает по программе «Развитие» четвертый год, скоро будет первый выпуск. Несколько лет назад, когда мы выбирали образовательную программу, перед нами стояла серьезная проблема. Наш детский сад - первое звено учебно-воспитательного комплекса, поэтому очень важно, чтобы ребята приходили в школу хорошо подготовленными. Конечно, мы регулярно проводили занятия, особенно по русскому языку и математике, однако далеко не все наши воспитанники, придя в школу, радовали учителей своими успехами. Поэтому нам нужна была такая программа, которая бы не «натаскивала» детей, а способствовала их умственному развитию. Прочитав «Основные положения программы «Развитие», мы выбрали эту программу.  

В течение нескольких лет, наблюдая за нашими воспитанниками, разговаривая с их родителями, проводя психологическую и педагогическую диагностику, мы убедились, что не ошиблись в выборе. Родители заметили, что их дети изменились буквально через несколько месяцев после начала работы по программе. Малыши стали более любознательными, активными, задают много вопросов, иногда играют дома в те игры, которые им показали на занятиях. Конечно, изменилось и отношение родителей к детскому саду - они стараются без серьезной причины не оставлять детей дома, всегда готовы помочь с изготовлением дидактического материала. Воспитатели отмечают, что им стало интереснее работать. В программе даны планы занятий, а не конспекты, так что всегда есть место творчеству самого педагога. Как руководитель я очень довольна тем, что и мои сотрудники, и родители положительно оценивают программу. Но главный результат - это наши дети. Приятно видеть, какими они стали развитыми, эрудированными, организованными. Мы уверены, что наши дети будут учиться в школе не только на «хорошо» и «отлично», но и с удовольствием.  

(Серова Галина Николаевна, заведующая детским садом при УВК№1691)  

2. «Наша дочь сильно изменилась...» (мнение родителей о программе)  

Когда возникла необходимость выбора детского сада для нашей дочери, нам прежде всего хотелось попасть в хороший ведомственный садик. Но этого сделать не удалось и пришлось пойти в обычный, районный.  

На родительском собрании нам сказали, что детский сад работает по программе «Развитие», в основе которой лежит развитие способностей детей. Тогда мы не придали этому значения. Сколько в наше время фирм, гимназий, прогимназий и т.д. объявляют о том, что они обучают детей по-новому, предлагают множество платных услуг в обучении детей. Нас порадовало только то, что в обычном детском саду с нашим ребенком будут заниматься и делать это будут бесплатно. Больших результатов мы не ожидали, да и, вообще, тогда мы считали, что в таком маленьком возрасте обучать особенно нечему.  

Когда Саша начала ходить в садик, ничего выдающегося мы не замечали. Но скоро она стала задавать множество вопросов, на некоторые из которых мы сами не всегда могли ответить. Вдруг она начала спрашивать, как называются детали конструктора. Мы отвечали ей, не задумываясь о правильности названий, примерно так: «Это палочка, а это полоска и т.д.» Каково же было наше удивление, когда дочка стала нас поправлять: «Мама, это кубик, а это брусочек. Ты путаешь брусочек и кирпичик». Как любым родителям, нам стало интересно, что же делает дочка в детском саду.  

Мы решили поговорить с воспитательницей и были тронуты тем, что у нее нашлось время, чтобы подробно рассказать, чем занимаются дети, она показала работы дочери и даже пригласила посетить занятия. Кроме того, предложила пойти на семинар для родителей, который проводил психолог. Так мы стали знакомиться с программой. Конечно, у нас не было достаточно времени, чтобы вникать во все ее тонкости, но помощь наша была необходима как дочери, так и воспитателям. Программа достаточно сложная, и иногда требуется участие родителей в поиске и приготовлении наглядных материалов. Важно узнать, что ребенок понял, в чем путается и т.д. Пока дочь ходила в детский сад, мы не всегда соглашались с мнением воспитателей, а они - с нашим, но в целом наше сотрудничество шло ей на пользу.  

Главным было то, что за годы, проведенные в детском саду, наша дочь сильно изменилась. Она отличается от других детей своего возраста, и это проявляется в том, что она хочет узнавать новое, ей все интересно, она постоянно задает вопросы.  

Сейчас, когда Саше исполнилось 7 лет, у нас нет проблем с подготовкой к школе. Дочь умеет читать, считать, пересказывать тексты, учится писать. На мой взгляд, она обладает всеми знаниями и умениями, необходимыми в школе. Приятно, что наш ребенок не боится начинать делать что-нибудь новое, может взяться за любую задачу и ищет ее решение.  

Возможно, я преувеличиваю роль программы, но мне кажется, что именно она позволила добиться таких результатов. Дело в том, что не только Саша училась по ней, но и мы сами. Пришлось копаться в книгах, вспоминать давно забытые вещи, учиться не смущаться, если чего-нибудь не знаешь, совместно искать решение. А еще мы стали больше уважать нашу дочь, видеть в ней самостоятельную личность, имеющую право на собственное мнение и на ошибки. Мы поняли, что нельзя объяснять все, нужно дать ей возможность самой найти варианты ответов, а мы должны лишь подсказать пути их поиска.

(Трубникова Татьяна Николаевна)  

IV. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, РАБОТАЮЩИЕ ПО ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ»  

По программе «Развитие» работает около 3000 дошкольных образовательных учреждений в 53 регионах:

Ангарск, Астрахань, Апатиты, Братск, Брянск, Волжский, Вологда, Владимир, Геленджик, Екатеринбург, Иваново, Иркутск, Калининград, Кемерово, Кириши, Краснодар, Каменск-Уральский, Лангепас, Лабытнанги, Мыски, Н. Новгород, Новгород, Ново-Уральск, Нижневартовск, Ноябрьск, Нягань, Новосибирск, Олене-горск, Оха, Пермь.Пенаа, Псков, Пыть-Ях, Рязань, Ростов-на-Дону, С. Петербург, Самара, Салехард, Сургут, Сальск, Смоленск, Сне-жинск, Северодвинск, Советский, Тюмень, Тольятти, Тверь, Усть-Каменский, Череповец, Челябинск, Южно-Сахалинск, Якутск.  

В Москве работают по программе:

1. ДОУ№3.

2. ДОУ№15.

3. ДОУ№46.

4. ДОУ№53.

5. ДОУ№134.

6. ДОУ№214.

7. ДОУ№225.

8. ДОУ№255.

9. ДОУ№311.

10. ДОУ№617.

11. ДОУ№729.

12. ДОУ№750.

13. ДОУ№770.

14. ДОУ№816.

15. ДОУ№822.

16. ДОУ№862.

17. ДОУ№915.

18. ДОУ№953.

19. ДОУ№958.

20. ДОУ№1005.

21. ДОУ№1007.

22. ДОУ№1010.

23. ДОУ№1018.

24. ДОУ№1050.

25. ДОУ№1192.

26. ДОУ№1196.

27. ДОУ№1213.

28. ДОУ№1216.

29. ДОУ№1299.

30. ДОУ№1315.

31. ДОУ№1358.

32. ДОУ№1482.

33. ДОУ№1581.

34. ДОУ№1583.

35. ДОУ№1589.

36. ДОУ№1644.

37. ДОУ№1689.

38. ДОУ№1777.

39. ДОУ№1808.

40. ДОУ№1866.

41. ДОУ№1883.

42. ДОУ№1900.

43. ДОУ№2101.

44. ДОУ№2107.

45. ДОУ№2174.

46. ДОУ№2245.

47. ДОУ№2264.

48. ДОУ№2266.

49. ДОУ№2267.

50. ДОУ№2305.

51. ДОУ№2318.

52. ДОУ№2337.

53. Интерколледж.

54. КФОДУ№1767.

55. НОУ Центр "Ровесники".

56. УВК№1610.

57. УВК№1631.

58. УВК№1643.

59. УВК№1647.

60. УВК№1691.

61. УВК№1698

62. УВК№1801

63. УВК№1805

64. УВК№1830.

65. УВК№1876

66. Школа "Бакалавр".

67. Школа "Премьер".

68. ЭМГ№1512.

69. Ясли-сад№4.

70. Ясли-сад№311.

71. Ясли-сад № 392.

72. Ясли-сад №515 (базовый).

Информация о работе Что такое программа "Развитие"