Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:15, доклад
Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять. Иначе говоря, выделить наиболее существенные характеристики изменений в психике ребенка. Характеристики - это единицы, определяющие основные направления психического развития ребенка.
Такой путь математического
развития ребенка, с одной стороны, даст
возможность сделать представления детей
обобщенными (использовать их для решения
широкого круга задач), с другой, научит
выделять существенные для каждой познавательной
задачи признаки, выполнять необходимые
умственные действия, т.е. разовьет их
умственные способности.
ЛОГИКА
Нередко родители дошкольника
недоумевают, почему их ребенок не справляется
с простыми на первый взгляд логическими
задачами. Например, большинство детей
старшего дошкольного возраста не могут
правильно ответить на вопрос о том, чего
больше: фруктов или яблок, даже если у
них в руках будет картинка, на которой
нарисованы фрукты - много яблок и несколько
груш. Дети будут отвечать, что больше
яблок. В подобных случаях они основывают
свои ответы на том, что видят собственными
глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим
рассуждением дети к 5 годам еще не владеют.
В старшем дошкольном возрасте у них только
начинают появляться элементы логического
мышления, характерного для школьников
и взрослых.
При решении логических
задач необходимо выявлять и учитывать
существенные, скрытые от восприятия признаки
предметов и явлений, связи и отношения
между ними. Так, определить, какой транспорт
более быстрый: самолет, автомобиль или
велосипед, можно, сравнивая их по скорости
передвижения - признаку, скрытому от непосредственного
восприятия. По существенным, ненаглядным
признакам корова, кошка и коза входят
в группу домашних животных, а жираф - нет.
Эти сложные отношения становятся понятны
дошкольникам и доступны для анализа,
если они представлены в наглядной форме.
Приобретаемые способы мыслительной деятельности
позволяют детям анализировать предметы
и явления, выделять в них существенное,
последовательно рассуждать и делать
выводы, систематизировать приобретенный
опыт и знания.
Овладение логическими
формами мышления в дошкольном возрасте
способствует развитию умственных способностей
и необходимо для успешного перехода детей
к школьному обучению.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Каждый любящий родитель
хочет видеть своего ребенка счастливым
и в настоящем, и в будущем. Подразумевается,
что счастливый ребенок - это физически
здоровый и крепкий, умственно и эстетически
развитый, обладающий разнообразными
практическими умениями, которые помогут
утвердиться в жизни, достичь успеха, быть
любимым окружающими. Но при этом забывается
одно очень важное качество, тот маленький
ключик, без которого невозможно открыть «заветную
дверцу». Речь
идет о способности строить позитивные
взаимоотношения с окружающим миром, а
это включает умение понимать других людей,
их чувства, настроения, собственные переживания
и управлять ими, облекая в социально приемлемые
формы; выражать их так, чтобы быть понятым
окружающими правильно. В овладении этими
умениями большая роль отводится развитию
выразительных движений, пластики, мимики,
пантомимики, с помощью которых люди (осознанно
или неосознанно) выражают свои эмоции.
Эти движения составляют своеобразный
(невербальный) язык общения.
Начать такое развитие
- в плане целенаправленного обучения
языку выразительных движений - возможно
в дошкольном детстве, если вести специальные
занятия по разделу «Выразительное движение». На
этих занятиях ребенку предлагают развивающие
игровые задания, близкие к театрализации.
В результате у него развивается способность
к эмоционально-пластическому самовыражению,
перевоплощению в игровой образ, его движения
становятся более свободными и раскованными,
пластичными и выразительными, он учится
играть театральные спектакли (вместе
с другими детьми) и даже самостоятельно
придумывать и показывать небольшие сюжетные
сценки и пластические этюды, у него развиваются
творческие способности, продуктивное
воображение. В русле этой работы у ребенка
совершенно естественно развивается способность
быть открытым и чутким, доброжелательным,
понимать чувства и эмоции других людей,
искренне выражать собственные переживания.
Все это способствует нормализации и гармонизации
общения ребенка с окружающими в повседневной
жизни, что, несомненно, пригодится ему
и в настоящем, и в будущем.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
Желание малыша рисовать,
лепить, конструировать, делать аппликации
объясняется его интересом ко всему окружающему
и удовольствием от самостоятельной работы.
Но если мы хотим развивать конструирование
как изобразительную деятельность, то
этого недостаточно. Необходимо научить
малыша строить (конструировать) изображение.
Процесс построения
изображения сложен, поэтому взрослый
должен помочь ребенку овладеть основными
изобразительными средствами. Художественное
конструирование позволяет дошкольнику
не только освоить основные изобразительные
и выразительные средства, но и решать
изобразительные и выразительные задачи.
Художественное конструирование
- конструирование из плоских элементов
конструктора (разнообразных по форме,
размеру, цвету геометрических фигур,
имеющих четкую геометрическую форму
квадрата, треугольника, четырехугольника
и др. и скрепляющихся с помощью ворсистой
поверхности ткани) - является синтетической
деятельностью, которая более всего схожа
с сюжетной игрой, рисованием, апплицированием,
но не приравнивается к ним.
Конструирование изображения
происходит путем соединения между собой
геометрических фигур для передачи основных
частей и деталей изображаемых объектов.
Занятия по обучению
детей (3-7 лет) художественному конструированию
включают в себя развитие познавательных
и творческих (развитие восприятия, мышления,
воображения), художественных и конструктивных
способностей детей.
РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА
Игра - основа психического
развития и творчества дошкольников. Каждый
из существующих видов игр - сюжетно-ролевая,
дидактическая, игра с правилами, режиссерская
и т.д. - имеет свою, специфическую роль
в развитии детей. Наша программа по развитию
режиссерской игры и игры по сюжетам сказок
направлена на максимальное использование
ее развивающей функции. Специфика режиссерской
игры состоит в том, что ребенок одновременно
делает как бы двойную работу. Он последовательно
исполняет роль каждого персонажа сказки
и одновременно с этим находится над всеми
ролями, осуществляя еще и другую работу:
он, как режиссер, управляет движением
сюжета, развертывает сказочное событие.
Разыгрывая сказки,
дети примеривают к себе важное личностное
качество - инициативность. Они учатся
отличать мир представлений, воображения
и фантазии от окружающей реальности.
В режиссерских играх
развиваются общие способы познавательной
действительности: дети учатся смотреть
на окружающий мир не только со своей,
но и с другой точки зрения (разыгрываемого
персонажа). Одновременно с этим они способны
занимать позицию над различными точками
зрения, видеть всю ситуацию целиком. На
шестом и седьмом году жизни режиссерская
игра переходит в театрализованную деятельность,
показ кукольных спектаклей.
3. Мы готовимся к школе
Все родители озабочены
проблемой подготовки своих детей к школе,
тем более сегодня, когда открылось много
новых образовательных структур: гимназий,
лицеев, центров с приоритетными направлениями
и др. Многие родители идут по пути поиска
усложненного программного содержания,
наличия так называемых специальных предметов:
раннего чтения и математики, компьютерной
грамоты, иностранных языков и т.д. В этом
случае растет информационное поле знаний,
умений и навыков. И очень часто это обучение
не приносит желаемых результатов, так
как ребенок, имея достаточный (иногда
избыточный) объем знаний, не владеет способами
их применения на практике, в школе. Запас
знаний очень быстро кончается, и часто
ребенок перестает хотеть учиться, так
как ему становится неинтересно заниматься
деятельностью, приводящей к неудачам.
Другие родители считают,
что все «сделает
школа» (научит
всему, чему надо), а в дошкольном возрасте
не стоит перегружать ребенка, главное
- чтобы рос здоровым и крепким. Физическое
воспитание и психологический комфорт,
безусловно, являются основополагающими
для любой образовательной программы
(в том числе и для программы «Развитие»). Но как же все-таки подготовить
ребенка к школе, чтобы он не растерялся
в новых условиях, хотел учиться и учился,
был бы успешным в достижении своих целей?
Если посмотреть несколько
шире на проблему подготовки ребенка к
школе, то скорее всего ее надо понимать
как формирование его активной жизненной
позиции, освоение средств и способов
познания окружающего мира. Разница между
дошкольником и младшим школьником заключается
в том, что школьник начинает осознанно
учиться, чтобы получать новые знания,
чтобы развиваться, ребенок-дошкольник
овладевает всем в специфических, свойственных
только ему деятельностях и формах обучения:
игре, продуктивных деятельностях (конструирование,
лепка, аппликация, изобразительная, экспериментирование
и др.) - с помощью наглядно-образных средств.
Чем же характеризуется
переход от дошкольного к начальному школьному
образованию? Прежде всего, это сохранение
и дальнейшее развитие того лучшего, что
накоплено, усвоено в дошкольном детстве:
развитие познавательных и творческих
способностей; наглядно образное видение
окружающего мира; продуктивность детских
видов деятельности; восприимчивость
дошкольников ко многим педагогическим
воздействиям; отзывчивость, сопереживание
и многое другое, что составляет, по словам
замечательного детского психолога А.В.Запорожца, «золотой
фонд личности» человека.
Дети, занимавшиеся
по программе «Развитие», в результате проведенной
с ними работы к концу дошкольного возраста
обладают рядом достижений, необходимых
для успешного обучения в школе. Они осваивают
конструктивные умения, включая ориентировку
в географических схемах, учатся понимать
функциональное назначение отдельных
деталей; овладевают изобразительной
деятельностью, пространственными отношениями,
умением пересказывать литературное произведение,
структурируя его содержание, и сочинять
собственные истории, тонко чувствовать
природу и выделять общие закономерности
и взаимозависимости природных факторов;
ориентировкой в логических отношениях,
пониманием некоторых математических
отношений (образование числа, числового
ряда, устанавливание взаимно-однозначных
соответствий, сравнивание чисел, работа
с числовой осью, смена точки отсчета,
решение задач и др.). Пользуясь условными
изображениями, дети учатся понимать отвлеченные
отношения между словами в предложении,
между звуками или буквами в словах, усваивают
некоторые закономерности русского языка
и грамматические правила. Дети играют,
распределяя роли, общаясь со сверстниками
и взрослыми.
Естественно, что все
перечисленное не исчерпывает возможностей
программы, но совершенно очевидно закладывает
общий фундамент полноценного развития
будущего человека и потому готовит ребенка
к любой школьной программе и обеспечивает
успешность в обучении, не устанавливая
тесных рамок. Вместе с тем вышеуказанные
инновационные направления в образовании
ребенка имеют перспективное и приоритетное
значение для начального этапа в школе
развивающего обучения по системе Д.Б.
Эльконина - В.В. Давыдова.
II. КТО РАБОТАЕТ С ДЕТЬМИ
ПО ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ»
1. Педагог
у нас особый
Всех, кто впервые знакомится
с программой «Развитие», прежде всего интересует
вопрос, рассчитана она на обычные дошкольные
учреждения или адресована особым детским
садам (лицеям, прогимназиям и т.д.).
Имея уже достаточный
опыт работы с дошкольными работниками
различных регионов России, мы с полной
уверенностью можем говорить о возможности
работы по этой программе любого обычного
дошкольного учреждения.
Каждый ли воспитатель
сможет работать по этой программе?
Полноценное овладение
программой «Развитие» воспитателя предполагает
ясное понимание всего сложного комплекса
психолого-педагогических оснований образовательной
работы по этой программе. Именно поэтому
Учебным центром им. Л.А. Венгера организованы
специальные курсы для методистов и воспитателей,
обучение на которых является необходимым
условием подготовки воспитателя для
работы по программе.
В течение недели слушатели
не просто знакомятся с программой, они
вживаются в нее, принимают (или не принимают)
все те ключевые понятия, на которых основывается
концепция развития ребенка; осваивают
особый подход к взаимодействию воспитателя
с детьми и детей друг с другом.
Работа на курсах построена
таким образом, что каждый раздел программы
освещается его авторами. Рассказывая
о своем разделе и методике работы, они
вместе с аудиторией вновь проживают ту
интереснейшую исследовательскую работу,
результатом которой явился раздел. Лекции
сопровождаются показом видеофильма,
в котором представлены занятия по разделам
программы «Развитие». Просмотр фильма дает возможность
не только увидеть методику работы, но
и познакомиться с новыми формами проведения
занятий, для которых характерен стиль
сотрудничества детей друг с другом и
с воспитателем.
Слушатели курсов получают
пакет методических документов (программы
и планы занятий по всем разделам), позволяющие
организовать образовательную работу
в детском саду, четко следуя логике построения
программы.
Как правило, дошкольные
учреждения, воспитатели в которых прошли
обучение на курсах и начали работу по
программе «Развитие», не теряют связи с Учебным
центром им. Л.А. Венгера. Нам звонят, присылают
письма. В процессе освоения программы,
безусловно, возникает масса вопросов,
на которые не всегда можно ответить по
телефону или в письме. Для налаживания
обратной связи организуются выезды сотрудников
Центра в различные регионы с целью консультирования
и чтения обзорных лекций. Кроме того,
Центром выпускается большое количество
методической литературы в помощь воспитателям,
работающим по программе «Развитие».