Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:15, доклад
Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять. Иначе говоря, выделить наиболее существенные характеристики изменений в психике ребенка. Характеристики - это единицы, определяющие основные направления психического развития ребенка.
Занятия по художественной
литературе начинаются уже в младшей группе
и продолжаются в средней, старшей и подготовительной.
Взрослея, малыши учатся не только разучивать
стихотворения и отгадывать загадки, но
и пересказывать сказки. Маленькому ребенку
очень трудно выделить в сказке самое
главное (персонажей и их действия), поэтому
педагоги помогают детям, используя особые
средства - кружки и квадраты разных цветов
и размеров, которые выступают заместителями
реальных персонажей. К концу занятий
в подготовительной группе ребята уже
могут рассказать сказку и без опоры на
наглядные средства.
Особым направлением
работы является развитие творческих
способностей детей. Даже 3 - 4-летние малыши
пытаются фантазировать, сочиняя необычные
продолжения известных сказок. В старшем
дошкольном возрасте (5-6 лет) ребята могут
придумать свою, оригинальную сказку или
историю на заданную тему.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Всем родителям хочется,
чтобы их ребенок хорошо рисовал. Глядя
на первые «каляки-маляки» малыша
(почти всегда ребенок объясняет, что он
изобразил: «это машина» или «это собачка» и пр.), взрослые пытаются
научить его рисовать и, прежде всего,
дают свой образец, т.е. рисуют собачку,
машинку и т.д., ожидая, что ребенок изобразит
хотя бы что-то похожее.
В этом случае взрослые
часто наталкиваются на отказ: «Я так не умею». Повторение такого рода «занятий» часто
приводит к полному отрицанию ребенком
этого вида деятельности: «Я не умею рисовать!»
Как помочь ребенку
в его стремлении изобразить на листе
бумаги окружающую действительность,
яркий, волнующий воображение ребенка
мир?
По мнению авторов
программы, прежде всего надо учить дошкольников
понимать язык изобразительного искусства,
выразительными средствами которого являются
цвет, линия, цветовой и тональный ритмы
(это как бы буквы и слоги), и использовать
выразительные средства этого языка для
создания композиции.
Глобальная художественная
задача, которую необходимо решить с детьми,
- соединение предметного рисунка с цветовой
организацией листа - на первых порах раскладывается
на две составляющие. С одной стороны,
идет работа с цветом, создание на листе
гармоничного пространства беспредметного
изображения, с другой - освоение предметного
рисунка.
При этом технические
задачи (заполнение листа, смешение красок,
изображение какого-либо предмета) обязательно
включаются в творческую задачу, требующую
передачи эмоционального состояния ребенка
(например, «Золотая осень»,
«Пушистый котенок»), построения
художественно-выразительного образа.
В создании того или
иного художественного образа ребенок
идет от эмоционального восприятия объекта,
от цветового пятна, которое постепенно
прорабатывается, совершенствуется, детализируется.
Впоследствии все больше
внимания уделяется передаче основных
отношений и характеристик предмета (особенности
формы, специфические признаки, относительные
размеры и функции и т.д.), а также отношений
в мире людей, между человеком и окружающим
его миром, отношений между предметами
(двухфигурные композиции, предметно-сюжетный
рисунок).
Все это дает ребенку
возможность в дальнейшем создавать сложные
многофигурные композиции, передающие
его эмоциональное отношение, состояние,
настроение и впечатление.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВОМ
Представьте, что вы
находитесь на улице незнакомого вам города.
У вас в руках карта этого города, и вы
пытаетесь найти ту улицу, на которой находитесь.
Для многих такая задача оказывается затруднительной.
Некоторым людям бывает сложно изобразить
план собственной квартиры, не говоря
уже о поэтажных планах или о планах местности.
Недостаточное развитие пространственной
ориентировки обнаруживает себя не только
таким непосредственным образом. В начальной
и средней школе дети, которые неважно
ориентируются в пространстве, испытывают
трудности в математике, географии, черчении
и физике.
А в программе «Развитие» обучение
детей прочтению и изображению планов
разных пространственных ситуаций начинается
с 4-летнего возраста, т. е. именно тогда,
когда дошкольники, по свидетельству психофизиологических
исследований, оказываются наиболее восприимчивы
к такого рода обучению. К 7 годам дети
не только умеют изображать план комнаты,
участка для прогулок, небольшой местности,
но и с успехом «читают» карты своего района, города;
с увлечением играют в «топографов», находя по планам местоположение «кладов», «сюрпризов» на
участке, на улице и т. д.
Развитие способности
к ориентировке в пространстве облегчает
усвоение многих школьных предметов, а
в дальнейшем дает возможность проявить
свои творческие способности в разных
областях (рисование, компьютерная графика,
архитектура, дизайн и т. д.)
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ
Влияние природы на
развитие ребенка огромно. С удивительным,
бесконечным и постоянно меняющимся миром
природы ваш малыш начинает знакомиться
с первых лет жизни. Его привлекают шум
дождя, шорох листьев, яркая бабочка, вспорхнувшая
с душистого цветка, забавный пушистый
котенок и перламутровые рыбки в аквариуме,
переливающиеся всеми цветами радуги.
Природа является источником первых конкретных
знаний и радостных переживаний, часто
запоминающихся на всю жизнь. Мир живой
и неживой природы манит красотой, яркостью
красок, разнообразием и необъяснимой
таинственностью. Приобщаясь к нему, ребенок
обогащает свой чувственный опыт, на котором
основываются его дальнейшие знания, развиваются
умственные способности и творчество.
Малыш становится старше,
достигая к 4 - 5 годам возраста «почемучек». Одновременно с растущими
возможностями к познанию окружающего
у него возникает множество вопросов,
далеко не всегда правильно разрешаемых
самостоятельно: почему улетают птицы,
опадают листья? Может ли после лета наступить
весна? Опираясь на любознательность детей,
взрослый помогает им понять богатство
и многообразие взаимосвязей в природе,
знакомит с нормами и правилами поведения
по отношению к животным и растениям. До
5-летнего возраста дети знакомятся с природой
ближайшего окружения и начинают осознавать
первые простые закономерности: сменяемость
времен года и изменения, происходящие
в жизни растений и животных в зависимости
от наступившего сезона.
Представления старших
дошкольников о природе не исчерпываются
явлениями и объектами ближайшего окружения.
Из книг и фильмов дети узнают о необычных
растениях и животных, обитающих в разных
уголках Земли, о древнем ее облике. Возникают
новые вопросы: где живут колибри? Почему
сейчас нет динозавров? Когда на Земле
появились первые люди? Программа для
детей 5-7 лет отвечает на эти и многие другие
вопросы, знакомя с различными природными
зонами, экосистемами и эволюцией жизни
на Земле.
Познавая природу и
ее законы, ребенок начинает сознательнее
относиться к ней. Так в дошкольном возрасте
закладываются основы экологической культуры.
Направленная работа по ознакомлению
с природой в детском саду не только закладывает
у дошкольников основы последующего успешного
освоения таких школьных предметов, как
природоведение, география, биология,
но и воспитывает экологически грамотного,
мыслящего человека, который и во взрослой
жизни будет осознанно и заботливо относиться
ко всему живому и неживому на Земле.
О ГРАМОТЕ
Когда ребенок идет
в школу, каждый родитель задумывается
над вопросом: нужно ли научить его читать
и писать?
Всем хорошо известно, что неумение читать или медленное чтение (побуквенное) является серьезным тормозом в обучении ребенка в школе. Кроме того, установлен факт - 7-летний ребенок труднее овладевает чтением, чем 6-летний.
Что же такое чтение?
Это первоначальная
ступенька в школьном обучении родному
языку. Парадокс состоит в том, что сначала
первоклассника учат читать и писать,
а затем его начинают знакомить с фонетикой,
морфологией и синтаксисом родного языка.
Но прежде чем начать
читать, ребенок должен научиться слышать,
из каких звуков состоят слова, научиться
проводить звуковой анализ слов, т.е. назвать
по порядку звуки, из которых они состоят.
Оказывается, что в
определенном возрасте («от двух до пяти») детям чрезвычайно интересно
заниматься звуковой стороной речи. Этим
детским интересом можно воспользоваться
и ввести ребенка, «погрузить», в удивительный мир звуков,
открыть особую языковую действительность,
где начинаются азы фонетики и морфологии
русского языка, и таким образом привести
к чтению к 6 годам, минуя пресловутые «муки
слияния» звуков
посредством соединения букв: «м» и «а» - будет «ма»... Ребенок овладевает чтением
тогда, когда испытывает к этому процессу
особую тягу, интерес.
При этом дети постигают
определенную систему закономерностей
родного языка, учатся слышать звуки нашей
речи, различают гласные (ударные и безударные),
согласные (твердые и мягкие), сравнивают
слова по звучанию, находят сходство и
различие, делят слова на слоги, строят
слова из фишек, соответствующих звукам,
и др. Позже дети научаются делить речевой
поток на предложения, предложения - на
слова, знакомятся со всеми буквами русского
алфавита, составляют слова и предложения
из них, употребляя грамматические правила
написания, овладевают послоговым и слитным
способами чтения. Но чтение не самоцель.
Эта задача решается в широком речевом
контексте, дети приобретают определенную
ориентировку в звуковой действительности
родного языка, закладывается фундамент
будущей грамотности человека.
Обучение рассчитано
на период с 4 до 7 лет и выстроено с максимальным
учетом возрастных особенностей детей
дошкольного возраста и избирательной
восприимчивости к овладению знаниями
по грамоте: так, дети 4-5 лет занимаются
звуковой стороной речи, проявляя при
этом особую одаренность, а дети 6 лет в
большой степени увлекаются знаковой
системой, изучают ее и читают.
В школу наши воспитанники
приходят не только читающими, но и способными
анализировать устную речь, грамотно составлять
слова и предложения из букв азбуки.
В области обучения
ребенка письму мы сознательно ограничиваемся
подготовкой руки к письму. Для детей 3-4
лет мы рекомендуем произвольные упражнения
для рук и пальцев, где ребенок подлаживает
свои движения к определенной мерке, образцу
и овладевает ими, учится управлять своими
руками и пальцами. Это еще подготовительный
этап. Дети 5-6 лет учатся восприятию в рабочей
строке различных предметных образов,
приближенных к конфигурации букв, и написанию
печатных букв. При письме особенно важно
не столько овладеть отдельными умениями,
сколько сформировать весь комплекс готовности
ребенка к письму: сочетание темпа и ритма
речи с движением глаз и руки. Все обучение
проходит в увлекательной игровой форме
и образном контексте понятных ребенку
ситуаций.
МАТЕМАТИКА
Большинство взрослых,
интересующихся развитием своего ребенка,
стараются помочь ему сделать первые шаги
в математике.
Не являясь специалистами
в области дошкольного воспитания, они
стремятся сразу научить ребенка считать
и решать задачи.
Но с этого ли надо
начинать?
В математике главное
- научить мыслить, логически рассуждать,
находить скрытые для непосредственного
восприятия математические взаимосвязи
и взаимозависимости и т.д.
Именно поэтому, по
мнению авторов программы, начинать надо
не со счета, а с понимания математических
отношений: больше, меньше, поровну. Это
так называемый дочисловой период обучения,
когда младший дошкольник, не знакомый
еще с числами, постигает уже количественные
отношения, сравнивая предметы по величине
(длина, ширина, высота), сопоставляя две
группы предметов сначала непосредственно,
а потом опосредованно, с помощью наглядных
моделей, позволяющих дать ребенку не
только конкретные, но и обобщенные знания.
Использование наглядных
моделей различных типов (модель из двух
групп фишек, расположенных по принципу
взаимно-однозначного соответствия, детские
счеты из двух линий косточек, модель в
виде пересекающихся кругов или овалов,
модель «логического
дерева» и
др.) поможет ребенку впоследствии получить
полноценное представление о числе, о
соседних числах, о переходе от одного
числа к другому, о числовом ряде, о составе
чисел от 3 до 10, облегчит осмысление и
решение арифметических задач.