Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:14, курсовая работа
Цель исследования: выявить причины и факторы бродяжничества детей.
Гипотеза: предупреждение бродяжничества детей будет происходить эффективнее, если социальный педагог будет учитывать в своей работе:
- психологические и физиологические особенности детей;
- создавать психолого-педагогические условия для гармоничного развития личности;
Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические аспекты проблемы бродяжничества
детей как социально-педагогическая проблема 6
1.1. Природа бродяжничества : понятие, сущность, содержание 6
1.2.Проблема бродяжничества в трудах зарубежных и отечественных
учёных 10
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Социально-педагогическая работа по предупреждению
бродяжничества детей 16
2.1. Диагностика ценностных ориентаций детей
реабилитационного центра «Вдохновение» (г.Волжский) 16
2.2. Организация социально-педагогической деятельности по предупреждению бродяжничества детей 23
Выводы по второй главе 26
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 31
Первый набор отражает деструктивную направленность в нравственном развитии личности и объединяет под собой двадцать два качества, которые можно объединить под единым понятием «Зло».
Второй набор отражает конструктивную направленность нравственного развития субъекта и включает двадцать два качества, которые можно объединить под единым понятием «Добро».
2. Тест «Ценностные ориентации» (М. Рокич).
Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции.
Разработанная М. Рокич методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
- терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей;
- инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
3. Методика «Ситуации морального выбора» (А.А.Хвостов).
Суть метода состоит в том, что испытуемый как бы «погружается» в конкретную ситуацию, вполне реальную в жизни. В основе каждой ситуации лежит моральный выбор - возможность нарушить или выполнить какую-либо общепринятую моральную норму.
Данный комплекс педагогических действий обеспечивает процесс цен-
ностной образовательно-воспитательной работы по следующему взаимосвязанному блоку ценностей, образующим систему:
- мировоззренческая – социально-ориентированный, философский, экономический стиль мышления;
- этическая – следование нравственным принципам и нормам поведения;
- эстетическая – ориентация на лучшие, подлинные ценности мировой
культуры.
Наличие нравственно-культурологическог
Выводы по второй главе
Наше исследование осуществлялось на базе реабилитационного центра «Вдохновение» городского округа – г.Волжский Волгоградской области. В исследовании принимали участие дети, находящиеся в РЦ «Вдохновение», поступившие в данное учреждение за бродяжничество.
В период исследования были апробированы следующие методики: тест «Добро-Зло» (Авторы: Попов А.М., Кашин А.П.); методика М.Рокича «Ценностные ориентации»; методика А.А. Хвостова «Ситуация морального выбора».
Результаты исследования следующие: 20 % детей от общей численности испытуемых, указали на позитивный моральный выбор, что является полным соответствием моральному стандарту; 30 % детей от общего числа испытуемых, указали на промежуточные ответы; 50 % детей от общего числа испытуемых, у них негативный моральный выбор, что свидетельствует об отрицательном моральном стандарте. Здесь необходимо отметить, что эти дети из неполных семей, где в основном воспитывают только мамы, есть один ребенок, воспитывающий с бабушкой, т.к. родителей лишили родительских прав. Результаты второй методики показали, что беспризорные дети больше всего ценят независимость и свободу, что свойственно их возрастным данным. 60 % испытуемых желают только развлекаться, о чем свидетельствуют результаты исследования. Обработка данных по третьей методике показала следующие результаты: позитивный моральный выбор – 20 % детей – полное соответствие моральному стандарту; промежуточные варианты – 30 % детей – эти дети давали уклончивые, неопределенные ответы; негативный моральный выбор – 50 % детей – отрицание морального стандарта.
Заключение
В результате исследования поставленная цель и задачи были решены. Изучили историческое понимание природы и проблемы бродяжничества; исследовали проблему бродяжничества в трудах зарубежных и отечественных ученых; разработали и апробировали программу по предупреждению бродяжничества; провели диагностику ценностных ориентаций детей реабилитационного центра «Вдохновение» (г.Волжский).
Анализ теории и практики позволил нам сделать следующие выводы.
Бродяжничество – это одна из форм крайней социальной дезадаптации и маргинальности индивида, выражающаяся в отсутствии постоянного места жительства, работы и стабильного дохода; это социально-психологические проявления патохарактерологических и иных личностных расстройств, выражающиеся в периодически возникающей и часто компульсивной потребности в резкой смене социального окружения, в неспособности к полноценной интеграции в группах членства и к установлению партнерских отношений, в поведенческой ригидности, в отсутствии мотивации достижения, в отчетливо выраженной предрасположенности к асоциальной активности и т.п.
Экспериментальное исследование проводилось на базе реабилитационного центра «Вдохновение» г. Волжского. В исследовании принимали участие дети, склонные к бродяжничеству.
В период исследования были апробированы следующие методики: тест «Добро-Зло» (Авторы: Попов А.М., Кашин А.П.); методика М.Рокича «Ценностные ориентации»; методика А.А. Хвостова «Ситуация морального выбора».
На основании проведенного констатирующего этапа исследования были получены следующие результаты. 20 % детей от общей численности испытуемых, указали на позитивный моральный выбор, что является полным соответствием моральному стандарту; 30 % детей от общего числа испытуемых, указали на промежуточные ответы; 50 % детей от общего числа испытуемых, у них негативный моральный выбор, что свидетельствует об отрицательном моральном стандарте. Здесь необходимо отметить, что эти дети из неполных семей, где в основном воспитывают только мамы, есть один ребенок, воспитывающий с бабушкой, т.к. родителей лишили родительских прав. Результаты второй методики показали, что беспризорные дети больше всего ценят независимость и свободу, что свойственно их возрастным данным. 60 % испытуемых желают только развлекаться, о чем свидетельствуют результаты исследования. Обработка данных по третьей методике показала следующие результаты: позитивный моральный выбор – 20 % детей – полное соответствие моральному стандарту; промежуточные варианты – 30 % детей – эти дети давали уклончивые, неопределенные ответы; негативный моральный выбор – 50 % детей – отрицание морального стандарта.
На основании констатирующего этапа исследования было рекомендовано провести программу по формированию нравственных ценностей.
На основании проведенного исследования нами выработаны практические рекомендации для социальных педагогов:
- внимательно и корректно относиться к детям;
- своевременно выявлять детей, склонных к побегам, бродяжничеству;
- вникать в проблемы детей;
- к каждому ребенку найти индивидуальный подход.
Список литературы
Приложение 1
Список испытуемых
Приложение 2
Тест «Добро-Зло» (Попов Л.М., Кашин А.П.)
Блок 1.Выразите, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с нижеприведёнными утверждениями, отметив знаком (галочкой и т.п.) соответствующую клеточку справа в бланке. Тест применяется с 8 лет и старше.
Утверждения:
приходится сталкиваться
на улице, в школе и
бой" самое справедливое в общении между любыми людьми.
что не буду заниматься, но подходят для других людей.
Блок 2.Отметьте, пожалуйста, ту клеточку рядом с каждым предложением, которая соответствует Вашему отношению к каждому из предложенных утверждений.
Продолжение приложения 2
Информация о работе Бродяжничество детей как социально-педагогическая проблема