Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:14, курсовая работа
Цель исследования: выявить причины и факторы бродяжничества детей.
Гипотеза: предупреждение бродяжничества детей будет происходить эффективнее, если социальный педагог будет учитывать в своей работе:
- психологические и физиологические особенности детей;
- создавать психолого-педагогические условия для гармоничного развития личности;
Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические аспекты проблемы бродяжничества
детей как социально-педагогическая проблема 6
1.1. Природа бродяжничества : понятие, сущность, содержание 6
1.2.Проблема бродяжничества в трудах зарубежных и отечественных
учёных 10
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Социально-педагогическая работа по предупреждению
бродяжничества детей 16
2.1. Диагностика ценностных ориентаций детей
реабилитационного центра «Вдохновение» (г.Волжский) 16
2.2. Организация социально-педагогической деятельности по предупреждению бродяжничества детей 23
Выводы по второй главе 26
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 31
Проблема бродяжничества и бездомности как глобальная социальная проблема современной России нуждается в разработке и реализации нормативно-правовой базы, обеспечивающей бездомным гражданам возможность достойной жизни в обществе и гарантирующей их право на труд как источник существования [11, с. 27].
Причины бродяжничества детей на современном этапе:
- социальная дезадаптация ребенка в социуме;
- непонимание в семье, школе;
- неблагополучная семья,
где ребенок не может
- насилие в семье;
- конфликты с родителями и близкими (распространенно среди подростков);
- тяга к путешествиям и т.д.
Таким образом, бродяжничество, имеющее в своем генезисе субъективные и объективные факторы, в свою очередь, порождает другие негативные социальные явления (попрошайничество, воровство, преступность), осложняющие проблему в целом и требующие ее комплексного решения на управленческом уровне.
1.2.Проблема бродяжничества в трудах зарубежных и отечественных ученых.
В научной литературе проблему исследования можно разделить на три этапа:
- первый – 1920-е – 1930-е гг.;
- второй – 1940-е – первая половина 1980-х гг.;
- третий – вторая половина 1980-х гг. – по настоящее время [10, с. 71].
На каждом этапе был сделан вклад в изучении опыта сокращения детей-бродяг. При этом проявляется разный уровень достоверности и научности, определявшийся политической ситуацией в стране и степенью доступности источников базы.
Первые работы, посвященные общим проблемам искоренения бродяжничества детей в региональных и общегосударственных масштабах, касавшиеся различных сторон жизни детских учреждений, появились в 1920-х гг. Это исследования М. Н. Гернета, М. И. Левитиной, П. И. Люблинского, Г. Ю. Маннса и других. Данная литература дает представление об основных проблемах того периода, отражает реальную картину ликвидации бродяжничества детей в стране.
В 1922 г. был опубликован сборник статей «Детская дефективность, преступность и беспризорность». В нем содержатся выступления педагогов и медиков и психологов, показывающие необходимость организации в общегосударственном масштабе подготовки кадров. Активно поднимались вопросы выпуска воспитанников из стен детских учреждений и их дальнейшее трудоустройство, организация и специфика работы учреждений для детей с ограниченными возможностями. Особый интерес представляет работа М.Н. Гернета «Социально-правовая охрана детства за границей и в России», так как в ней дается сравнительная характеристика законодательного оформления системы защиты детей, степень участия государства и общественности Германии, Франции и России в процессе сокращения детей-бродяг.
В начале 1930-х гг. вышла в свет книга Б. С. Утевского «Борьба с детской беспризорностью», в которой описаны достижения советской власти в сокращении численности беспризорных и детей-бродяг, основные формы и методы данного направления социальной политики, содержится вывод о полной ликвидации массовости бродяжничества детей.
Нельзя оставить без внимания работы педагогических и общественно-политических деятелей, в которых они в той или иной степени касались проблем воспитания бывших детей, склонных к бродяжничеству. Интерес представляют работы А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, П. П. Блонского, в которых отстаиваются позиции трудового, политехнического образования в детских домах, объединения обучения с производственным трудом, подчеркивается роль общества, коллектива в воспитании всесторонне развитой личности.
В работах П. П. Блонского, В. Н. Шульгина, С. Т. Шацкого и Н. Н. Иорданского, раскрыты теоретические основы воспитания трудных детей, склонных к бродяжничеству. Идеи данных педагогов легли в основу концепции воспитания нового человека, отвечавшего требованиям социалистического строя, и нашли широкое отражение в организации учебно-воспитатель-
ной работы в детских домах в 1920–1930-х гг. Описание направлений и форм воспитательной работы в детских учреждениях интернатного типа продолжалось в течение следующих десятилетий и нашло отражение в работах многих теоретиков и историков педагогики, в том числе Ф.Ф. Королева и Н.К. Гончарова Их работы посвящены теории детского коммунистического движения, политехнического воспитания, значению роли коллектива в становлении коммунистической личности.
Установление в стране тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, в том числе и интеллектуальной деятельностью, происходившее во времена культа личности И.В. Сталина, привело к резкому снижению публикаций по теме. За исключением работ педагогического содержания, вплоть до конца 1970-х гг., историография сокращения бродяжничества детей 20-х–30-х гг. XX в. представлена достаточно слабо, главным образом из-за закрытости архивной источниковой базы и идеологического диктата государства. Педагогические энциклопедии, изданные в течение в 1960-х гг., содержат только положительные оценки роли советов в борьбе с бродяжничеством детей.
Во второй половине 1970-х гг. ситуация в освещении вопроса борьбы с бродяжничеством детей в некоторой степени изменилась. После долгого перерыва вновь появляются труды, посвященные проблеме детей-бродяг, что было связано с постепенным устранением, особенно в конце 1980-х – начале 1990-х гг., многочисленных идеологических и политических препятствий для научной работы, и, беспрецедентным для СССР, открытием доступа и рассекречиванием фондов партийных архивов.
В 1976 г. была опубликована работа А.А. Виноградовой, в которой рассматривается система воспитательной деятельности в детском доме, эволюция ее направлений, форм и содержания Ф.А. Соколова в книге «Родной дом» показывает особенности жизни детей в детских учреждениях, недостаточный уровень материально-технического оснащения, формальное отношение воспитательного состава к своим подопечным, изменение социальных характеристик и причин бродяжничества детей в течение XX в.
На региональном уровне в сборнике материалов Всесоюзной научной конференции в 1979 г. была опубликована статья О.Б. Куприяновой «Ликвидация детской беспризорности в Сибири в 20-е гг.» Автор рассматривает беспризорность и бродяжничество детей как наследие прошлого, доставшееся от царского режима и империалистической войны, констатирует ликвидацию бродяжничества детей к концу 1920-х гг. В работе осуществлена попытка провести периодизацию процесса ликвидации бродяжничества детей в Сибири, выявить основные задачи и трудности, стоявшие на том или ином этапе, охарактеризовать методы и пути их разрешения.
Как отмечает А.В. Глаголева, «Большинство исследователей: Л.А. Грищенко, (1988), Б.Н. Алмазов (2000), А.Рожков (1997), А.А. Реан (2000), Е.Г. Слуцкий (1998), А.М. Нечаева (2001), S. Morich (1999), P. Peterich (2001) и другие - рассматривают проблему бродяжничества несовершеннолетних как один из вариантов компенсаторного поведения в конфликтной ситуации, неадекватной реакции на неблагополучную обстановку воспитания в семье, школе». При этом «побег из дома ... следует рассматривать не просто как удаление из семьи, где назрела конфликтная ситуация, а как перемещение ребенка в социальную среду бродяжничества несовершеннолетних, как приобщение к «уличному племени», где есть свои нравы, обычаи, привычки, нормы и закономерности поведения. С таким перемещением связано усвоение новых норм, ценностей: подросток меняет субъектов идентификации, меняется ее нравственное и правовое сознание».
К аналогичным выводам пришли и некоторые зарубежные исследователи. Так, С. Мориц «...описывает поведение уличных детей, на примере гамбургских подростков. Уличные дети - это молодежь от 13 до 16 лет, которая преимущественно была брошена на «общественное воспитание», т.е. воспитание улицы. Эти дети образовывали определенные сообщества – «союзы молодежи». Контакт этих детей ограничивался контактом с подобными им группировками. Поэтому компенсация значимых для них контактов оказалась для них чрезвычайно трудно» [14, с. 102].
Рассмотрение проблемы бродяжничества через призму психосоциального подхода позволяет, в частности, ответить на вопрос, каким образом формируется склонность к бродяжничеству в социально совершенно благополучных семьях. Как отмечал Э. Эриксон, «...степень доверия, определяемая самым ранним детским опытом, по-видимому, не зависит от абсолютного количества еды или демонстраций любви, а зависит от качества связей ребенка с матерью» [22, с.159]. Хотя данное высказывание напрямую относится к первой стадии эпигенетического цикла, в метафорическом смысле оно применимо и к последующим стадиям развития в детстве и юности. Хотя материальные условия и играют совершенно определенную роль тем не менее решающим фактором выступает способность референтных фигур поддерживать детскую витальность через установления отношений и способов взаимодействия адекватных актуальным потребностям развития.
Между тем, согласно данным А.В. Глаголевой, «в современной действительности дети, развивающиеся в благоприятной социально-экономичес -
кой обстановке, также находятся в ситуации дефицита внимания со стороны родителей. ... Ребенка с раннего детства обучают иностранным языкам, развивают музыкальные и спортивные способности. В семье просто не хватает времени на совместный отдых, общение, игры. Ребенок в такой семье находится в ситуации неудовлетворенной эмоциональной близости с родителями, которая затем трансформируется в отчуждение и полную изоляцию. У родителей недостает теплоты и нежности при общении с ребенком, а нередко и понимания его основных потребностей, возрастных и индивидуальных особенностей. Свои потребности в теплом и неформальном общении с родителями он начинает удовлетворять в неформальном общении со сверстниками, что создает условия для формирования асоциального и антисоциального поведения». Хотя трудно согласиться с однозначным утверждением о том, что неформальное общение со сверстниками создает условия для антисоциального поведения, вывод А.В. Глаголевой о том, что существует прямая взаимосвязь между дефицитом эмоциональных контактов в семье и тем, что «правоохранительные органы неоднократно фиксировали детей из семей с социально-экономическим достатком в среде беспризорников, наркоманов, проституток», представляется вполне обоснованным [10, с.67-68].
Таким образом, прямой профессиональной обязанностью практического социального психолога и педагога, работающего в образовательной сфере, является своевременное выявление «группы» риска с точки зрения склонности к бродяжничеству и организация профилактических программ, включающих работу с родителями, педагогами и школьной администрацией, а также мероприятия, направленные на предотвращение распространения бродяжничества в курируемом сообществе через социальное заражение.
Выводы по первой главе
Анализ научной литературы позволил нам выделить современное состояние проблемы бродяжничества детей. С каждым годом количество детей, склонных к бродяжничеству в России растет, но ни одна официальная служба не располагает конкретными статистическими данными о численности детей-бродяг. По данным правительства, число детей, склонных к бродяжничеству на начало 2009 г. в стране составляло 1 млн. +100-300 тыс. человек. В то же время по оценкам МВД и Генеральной прокуратуры их число достигает 2-2,5 млн., а по оценкам Совета Федерации – 3-4 млн.. Из года в год растет количество детей, оставшихся без попечения родителей: 658 тыс. в 2005 г., 662 тыс. в 2006 г., 682 тыс. в 2007 г., 700 тыс. в 2008 г. При этом лишь около 5% из них не имеют родителей, остальные - социальные сироты, то есть дети, брошенные родителями по причинам экономического, социального, психологического и криминального характера [18, 327].
Таким образом, современное понимание детей-бродяг – это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического развивающего обучения и воспитания. Эти дети, которые систематически уходят из дома, специализированных детских учреждений. В большинстве случаев бродяжничество детей связано с противоправным поведением. Проституция, воровство, мошенничество, нищенство, становясь способом выживания, часто определяют дальнейшую судьбу детей, склонных к бродяжничеству. Большое число несовершеннолетних, брошенных родителями и обществом на произвол судьбы, превращаются в бомжей. Многие дети становятся объектом насилия и торговли, вовлекаются в наркотический оборот, становясь жертвами наркотического зелья.
Глава 2. Социально-педагогическая работа по предупреждению
бродяжничества детей
2.1. Диагностика ценностных ориентаций детей реабилитационного центра «Вдохновение».
Наше исследование осуществлялось на базе реабилитационного центра «Вдохновение» городского округа – г.Волжский Волгоградской области. В исследовании принимали участие дети, находящиеся в РЦ «Вдохновение», поступившие в данное учреждение за бродяжничество. В исследовании принимали участие 10 человек. Список испытуемых прилагается (Приложение 1).В период исследования были апробированы следующие методики:
- тест «Добро-Зло» (Авторы: Попов А.М., Кашин А.П.) (Приложение 2);
- методика М.Рокича
«Ценностные ориентации» (Прило
- методика А.А. Хвостова «Ситуация морального выбора» (Приложение 4).
Констатирующий этап исследования показал следующие результаты.
1. Тест «Добро–Зло» (Л.М.Попов, А.П.Кашин)
Данный тест представляет собой метод оценки характерологических свойств личности по функциям качеств добра и зла. Методика разработана Л.М. Поповым и А.П. Кашиным и ее основное назначение заключается в оценке двух альтернативных черт личности. Тест выявляет два основных набора личностных качеств и характеристик, составляющих этический слой человека.
Первый набор отражает
Второй набор отражает конструк
Информация о работе Бродяжничество детей как социально-педагогическая проблема