Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:14, курсовая работа
Цель исследования: выявить причины и факторы бродяжничества детей.
Гипотеза: предупреждение бродяжничества детей будет происходить эффективнее, если социальный педагог будет учитывать в своей работе:
- психологические и физиологические особенности детей;
- создавать психолого-педагогические условия для гармоничного развития личности;
Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические аспекты проблемы бродяжничества
детей как социально-педагогическая проблема 6
1.1. Природа бродяжничества : понятие, сущность, содержание 6
1.2.Проблема бродяжничества в трудах зарубежных и отечественных
учёных 10
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Социально-педагогическая работа по предупреждению
бродяжничества детей 16
2.1. Диагностика ценностных ориентаций детей
реабилитационного центра «Вдохновение» (г.Волжский) 16
2.2. Организация социально-педагогической деятельности по предупреждению бродяжничества детей 23
Выводы по второй главе 26
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 31
Содержание
Введение
Глава 1. Историко-теоретические
детей как социально-педагогическая проблема 6
1.1. Природа бродяжничества : понятие,
сущность, содержание
6
1.2.Проблема бродяжничества в
трудах зарубежных и
учёных
Выводы по первой главе
Глава 2. Социально-педагогическая работа по предупреждению
бродяжничества детей
2.1. Диагностика ценностных ориентаций детей
реабилитационного центра «Вдохновение»
(г.Волжский)
2.2. Организация социально-
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность проблемы.
Современная социально-
Бродяжничество детей предстает как социальное явление, в возникновении которого сосредоточены как субъективные, так и объективные причины.
Бродяжничество детей как социальной проблемы опосредуется через носителей – юных граждан, занимающихся бродяжничеством, число которых назвать точно невозможно, но МВД России утверждает, что оно достигает в России 4 млн. человек [16, с. 15].
Оказавшись на обочине жизни, дети-бродяги испытывают моральные и материальные лишения, физические страдания. Отвергнутые обществом и находясь в экстремальных условиях существования, дети нуждаются в социальной помощи и поддержке. Будучи вынужденными пребывать в антисанитарных условиях, дети сами могут служить источником инфекционных заболеваний. Не имея средств существования, дети-бродяги могут вступить на криминальный путь, еще более усугубляя свое социальное положение.
Россия переживает сейчас период социального кризиса, идет интенсивный процесс реформирования общества. Появление новых элементов и структур сопровождается разрушением старых. Меняются социальные институты - то есть все то, что в стабильных условиях «цементирует» жизнь общества. В России почти нет слоев населения, положение которых было бы стабильным, а общие идеалы и ценности отсутствуют. В этой ситуации социальный контроль выступает в форме принуждения и реализуется в особом кризисном управлении. В условиях социального кризиса возникают и формируются наиболее острые социальные проблемы, среди которых проблема бродяжничества детей.
Проблема бродяжничества
детей широко освещена в зарубежной
и отечественной научной
Объектом исследования является бродяжничество детей как социально-педагогическая проблема.
Предметом исследования является социально-педагогическая деятельность по предупреждению бродяжничества детей.
Цель исследования: выявить причины и факторы бродяжничества детей.
Гипотеза: предупреждение бродяжничества детей будет происходить эффективнее, если социальный педагог будет учитывать в своей работе:
- психологические и физиологические особенности детей;
- создавать психолого-педагогические условия для гармоничного развития личности;
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть природу бродяжничества детей;
- проанализировать информацию о бродяжничестве представленную в трудах зарубежных и отечественных ученых;
- провести диагностику ценностных ориентаций детей реабилитационного центра «Вдохновение» (г.Волжский).
- разработать и апробировать программу по предупреждению бродяжничества;
Методы исследования:
- теоретические (анализ научной литературы по проблеме бродяжничества детей как социально-педагогической проблемы, обобщение полученных данных, выделение главного);
- эмпирические (статистический анализ, наблюдение, беседа, диагностические методики);
Методологическую основу исследования составили основополагающие работы:
- по проблеме развития детей и подростков (Г.С. Абрамова, В.А. Аверин, Ю.К. Бабанский, С.В. Волошко, Э. Эриксон и другие);
- по проблеме бродяжничества
детей (А.В. Глаголева, В.И.
Теоретическая значимость работы состоит в рассмотрении природы бродяжничества и анализе проблемы бродяжничества в трудах зарубежных и отечественных учёных.
Практическая значимость работы состоит в диагностировании ценностных ориентаций детей реабилитационного центра «Вдохновение», разработке и апробировании программы по предупреждению бродяжничества.
Структура работы состоит из введения, двух глав, списка литературы, заключения и приложений.
База исследования: реабилитационный центр «Вдохновение» городского округа – г.Волжский Волгоградской области. В исследовании принимали участие дети, находящиеся в РЦ «Вдохновение», поступившие в данное учреждение за бродяжничество .
Глава 1. Историко-теоретические аспекты проблемы бродяжничества детей как социально-педагогическая проблема
1.1. Природа бродяжничества: понятие, сущность, содержание
Анализ научной литературы позволяет нам раскрыть такое понятие как «бродяжничество».
Бродяжничество – это:
- одна из форм крайней социальной дезадаптации и маргинальности индивида, выражающаяся в отсутствии постоянного места жительства, работы и стабильного дохода;
- социально-психологические
проявления
Бродяжничество – это скитание лица без постоянного места жительства и работы, без источников существования из одного пункта в другой или в пределах одного населенного пункта. УК РФ (ст. 151) [1] устанавливает уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в бродяжничество и попрошайничество как вид антиобщественных действий.
Анализ методической литературы позволяет нам утверждать, что история борьбы с бродяжничеством детей ведется давно.
Положение ВЦИК'а и Совнаркома РСФСР от 8 марта 1926 г. признает бродяжничество, нуждающимися в полном обеспечении и воспитании:
- круглых сирот, не имеющих братьев и сестер, которые были бы обязаны и могли бы принять на себя заботу о них;
- потерявших связь с родителями и родственниками;
- изъятых постановлением суда или комиссией по делам о несовершеннолетних из семьи;
- подкинутых [20, с. 25].
Зарубежный опыт показывает. В виду отсутствия специальной статистики детей-бродяг на Западе, в качестве показателя ее пользуются детской преступностью, возросшей, например, в Германии на 58,5%, в Австрии на 80% за 2005-2009 гг. [18, с. 237].
Резкий толчок развитию бродяжничества детей дают такие общественные бедствия, как голод, война, безработица. Так, в СССР голод 1921 г. повлек за собой резкий рост появления детей-бродяг. В настоящее время в России бродяжничество детей, как наследие войны и голода, в значительной мере изжита: подавляющее большинство детей размещено в детские дома, колонии и другие детские учреждения. Хотя нельзя говорить о том, что у нас нет детей-бродяг.
Очень часто дети (особенно из неблагополучных семей, с детских домов) уходят из дома. Они бродяжничают, попрошайничают, воруют, совершают уголовные преступления и т.д. Но при этом необходимо отметить, что государство с этим борется. Введены специальные отделы по делам несовершеннолетних при ОВД. Во многих городах России сформированы комиссии по делам несовершеннолетних; открыты многочисленные социальные приюты, приемники-распределители. Так, например, в нашем городе Волжском существует специализированное учреждение для детей, склонных к бродяжничеству – это реабилитационный центр «Вдохновение» в 30 микрорайоне. Среди них, основную массу занимают дети из неблагополучных детей, 80 % детей, находящихся в вышеназванном приюте неоднократно уходили из дома, около 56 % детей, находящихся в реабилитационном центре «Вдохновение» стоят на учете по делам несовершеннолетних за различные правонарушения (распитие спиртных напитков, употребление наркотиков, нанесение телесных повреждений, хулиганство, занятие проституцией и т.д.).
Радикальное уничтожение бродяжничество детей связано с ликвидацией ее причин и зависит от поднятия экономического благосостояния и социально-бытового уровня масс.
Исторически сложились специальные мероприятия по борьбе с бродяжничеством:
- передача на попечение родственников или других лиц;
- помещение в благополучные семьи с оказанием последним материальной поддержки и предоставлением различных льгот;
- помещение в детские учреждения различных типов;
- помещение правонарушителей,
не поддающихся медико-
кому воздействию, колонии и другие учреждения;
- оказание материальной и иной помощи на дому;
- помещение на работу в учебно-производственные мастерские, профессиональные школы и техникумы;
В бывшем СССР огромную роль в деле борьбы с бродяжничеством играла советская общественность - работа комсомола и добровольческих дружин. Сейчас данное движение изжито. Во многих городах созданы Комитеты по делам молодежи, им вменены обязанности также заниматься воспитанием детей и подростков, осуществлять реализацию молодежной программы.
Анализ научной литературы позволил нам выделить современное состояние проблемы бродяжничества детей.
Бродяжничество как социальное явление формируется в рамках существующего общественного строя и усугубляется в кризисных ситуациях (условиях становления в России рыночных отношений), которые способствуют выявлению наиболее острых сторон проблемы.
Эта категория социума (дети и подростки, склонные к бродяжничеству) обладает своей собственной структурой, иерархией, живет по своим законам и правилам. Причем класс бродяг не может и не хочет адаптироваться к существующим в обществе стандартам.
До тех пор пока бродяжничество будет позиционироваться как соци -
альная проблема, некий порок общества, взаимосвязь этой категории людей с социумом будет теряться, что может привести к необратимым последствиям, в частности к росту преступности. Потому что отказ от общих правил не только приводит к снижению ответственности за свои действия, но и провоцирует создание новых законов и моделей поведения, в которых преступность становится нормой.
Успешные подходы к разрешению проблемы бродяжничества возможны с учетом социально-психологических факторов, которые позволяют выявить потенциальные способности, ценностные ориентации бродяг, их социальные установки, жизненные перспективы.
Информация о работе Бродяжничество детей как социально-педагогическая проблема