Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:14, курсовая работа
Цель исследования: выявить причины и факторы бродяжничества детей.
Гипотеза: предупреждение бродяжничества детей будет происходить эффективнее, если социальный педагог будет учитывать в своей работе:
- психологические и физиологические особенности детей;
- создавать психолого-педагогические условия для гармоничного развития личности;
Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические аспекты проблемы бродяжничества
детей как социально-педагогическая проблема 6
1.1. Природа бродяжничества : понятие, сущность, содержание 6
1.2.Проблема бродяжничества в трудах зарубежных и отечественных
учёных 10
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Социально-педагогическая работа по предупреждению
бродяжничества детей 16
2.1. Диагностика ценностных ориентаций детей
реабилитационного центра «Вдохновение» (г.Волжский) 16
2.2. Организация социально-педагогической деятельности по предупреждению бродяжничества детей 23
Выводы по второй главе 26
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 31
По данной методике получены следующие результаты, табл. 1:
Таблица 1
Результаты исследования по методике «Добро–Зло»
(Л.М.Попов, А.П.Кашин)
№ |
Мотив |
Результат | |
Кол-во, чел. |
Удельный вес, % | ||
1 |
Позитивный моральный выбор |
2 |
20 |
2 |
Промежуточный моральный выбор |
3 |
30 |
3 |
Негативный моральный выбор |
5 |
50 |
Таким образом, данные табл. 1 отражают следующее. 20 % детей от общей численности испытуемых, указали на позитивный моральный выбор, что является полным соответствием моральному стандарту; 30 % детей от общего числа испытуемых, указали на промежуточные ответы; 50 % детей от общего числа испытуемых, у них негативный моральный выбор, что свидетельствует об отрицательном моральном стандарте. Здесь необходимо отметить, что эти дети из неполных семей, где в основном воспитывают только мамы, есть один ребенок, воспитывающий с бабушкой, т.к. родителей лишили родительских прав.
Полученные результаты можно отразить графически на рис. 1.
Рис. 1. Результаты исследования по методике «Добро–Зло»
(Л.М.Попов, А.П.Кашин)
Качественный анализ.
Дети с позитивным моральным выбором более открытые, легко шли на контакт в период испытания, они доброжелательны, уважительно относятся к взрослым и сверстникам. Они открытые, отношения с родителями дружеские (хорошие), у них светлое будущее (по их представлениям). На мир смотрят с позитивом.
Дети с промежуточным
Дети с негативным моральным выбором, с пессимизмом смотрят на
свое будущее, у них проблемы в школе и дома, нет общего языка со сверстниками и родителями, часто идут на конфликт с учителями. Они в основном замкнутые, не очень идут на контакт, не на все вопросы отвечают. Людям не доверяют и относятся к ним с настороженностью.
2. Тест «Ценностные ориентации» (М. Рокич).
Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции.
Разработанная М. Рокич методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
- терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей;
- инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
Результаты по методике М. Рокич «Ценностные ориентации», показа -
ли, что среди терминальных ценностей дети в основном на первое – третье место ставят:
- развлечения – 60 % детей;
- свобода – 20 % детей;
- материально обеспеченная жизнь – 20 %.
По
инструментальным ценностям
- независимость – 80 % детей;
- высокие запросы – 10 % детей;
- твердая воля – 10 %.
Таким образом, результаты второй методики показали, что дети больше всего ценят независимость и свободу, что свойственно их возрастным данным. 60 % испытуемых желают только развлекаться, о чем свидетельствуют результаты исследования.
3. Методика «Ситуации
морального выбора» (А.А.
Суть метода состоит в том, что испытуемый как бы «погружается» в конкретную ситуацию, вполне реальную в жизни. В основе каждой ситуации лежит моральный выбор - возможность нарушить или выполнить какую-либо общепринятую моральную норму.
При исследовании нравственных качеств у детей была взята одна из ситуаций – «отношения со взрослыми». Обработка данных показала следующие результаты:
- позитивный моральный выбор – 20 % детей – полное соответствие моральному стандарту;
- промежуточные варианты – 30 % детей – эти дети давали уклончивые, неопределенные ответы;
- негативный моральный выбор – 50 % детей – отрицание морального стандарта.
Качественный анализ.
Дети с позитивным моральным выбором более открытые, легко шли на
контакт в период исследования, они доброжелательны, уважительно относят-
ся к взрослым и сверстникам. Они открытые, отношения с родителями оцениваются дружеские (хорошие), по их представлениям у них светлое будущее. На мир смотрят с позитивом.
Дети с
промежуточным моральным
Дети
с негативным моральным
Анализ полученных в констатирующем этапе исследования данных позволил сделать вывод о том, что степень сформированности смысложизненных и нравственных ценностей у беспризорников зависит в основном от уровня их сформированности в семьях. Тем не менее, образовательное учреждение обладает потенциальными возможностями, чтобы оказывать влияние на ценностные ориентации своих воспитанников.
По результатам
Данный комплекс педагогических действий обеспечивает процесс цен-
ностной образовательно-воспитательной работы по следующему взаимосвязанному блоку ценностей, образующим систему:
- мировоззренческая –
социально-ориентированный,
- этическая – следование нравственным принципам и нормам поведения;
- эстетическая – ориентация на лучшие, подлинные ценности мировой
культуры.
В ходе проведенного констатирующего этапа исследования нами были выделены следующие составляющие системы нравственных ценностей:
- философско-мировоззренческая ориентация личности беспризорника в понимании смысла жизни, своего места в социуме, своей уникальности и ценности;
- построение личностных
концепций, отражающих
- приобщение личности
к системе культурных
- раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали, их диапазона и конкретного содержания и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;
- возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей.
Наличие нравственно-
Опираясь на современный подход педагогической науки, мы пришли к выводу, что личностному росту беспризорному ребенку, т.е. формированию его общей культуры, нравственного сознания, самосознания и поведения, потребности в саморазвитии в соответствии с указанной системой ценностей, способствует гуманистическая направленность педагогического взаимодействия.
К структурным составляющим формирования системы культуросооб -
разных ценностей мы относим:
- цели обучения;
- содержание обучения;
- организацию учебного
процесса беспризорного
- творческо-педагогическое взаимодействие;
- диагностику результатов педагогического процесса.
В результате у детей, склонных к бродяжничеству формируется:
- культуросообразное самосознание;
- культуросообразные убеждения;
- культуросообразный опыт как
совокупность
Мы выделяем следующие методы нравственного обучения детей:
- репродуктивные (рассказ, беседа);
- проблемно-поисковые
(постановка проблемной
- методы формирования
познавательного интереса (примеры,
опыты, парадоксальные факты,
учебные дискуссии, доклады,
Второй этап (формирующий этап исследования) был направлен на формирование системы нравственных ценностей в аспекте: способности к творческой разработке культуроведческого материала; потребности в постоянном самообразовании и самосовершенствовании (непрерывном расширении и обновлении знаний).
2.2.Организация социально-педагогической деятельности по предупреждению бродяжничества детей
Опираясь на современный
подход педагогической науки, мы пришли
к выводу, что личностному росту беспризо
ствия.
К структурным составляющим формирования системы культуросооб -
разных ценностей мы относим:
- цели обучения;
- содержание обучения;
- организацию учебного процесса беспризорного ребенка как субъекта творчества;
- творческо-педагогическое взаимодействие;
- диагностику результатов педагогического процесса.
В результате у детей, склонных к бродяжничеству формируется:
- культуросообразное самосознание;
- культуросообразные убеждения;
- культуросообразный опыт как совокупность культурологических знаний и умений.
Мы выделяем следующие формы и методы работы социального педагога с детьми, склонными к бродяжничеству:
1) репродуктивные:
- рассказ,
- беседа.
2) проблемно-поисковые:
- постановка проблемной ситуации,
- решение экспериментальных заданий посредством работы с литера -
турными и информационными источниками нравственно-культурологическо-
3) методы формирования познавательного интереса:
- примеры,
- опыты,
- парадоксальные факты,
- учебные дискуссии,
- доклады,
- рефераты,
- семинары, имеющие ярко выраженную культурную направленность.
Социальный педагог в своей работе использует следующие методики:
- тест «Добро-Зло» (Авторы: Попов А.М., Кашин А.П.);
- методика М.Рокича «Ценностные ориентации»;
- методика А.А. Хвостова «Ситуация морального выбора».
1. Тест «Добро–Зло» (Л.М.Попов, А.П.Кашин)
Данный тест представляет собой метод оценки характерологических свойств личности по функциям качеств добра и зла. Методика разработана Л.М. Поповым и А.П. Кашиным и ее основное назначение заключается в оценке двух альтернативных черт личности. Тест выявляет два основных набора личностных качеств и характеристик, составляющих этический слой человека.
Информация о работе Бродяжничество детей как социально-педагогическая проблема