Алгоритм реализации психолого-педагогических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: дать общий анализ методологии и алгоритма реализации психолого-педагогических исследований.

Объект: психолого-педагогическое исследование.

Предмет: психолого-педагогическая работа с детьми в контексте реализации психолого-педагогического исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Теоретическая часть

Общая характеристика психолого-педагогического исследования………..5
Понятие о психолого-педагогическом исследовании…………………..5
Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования…………………………………………...6
Этапы психолого-педагогического исследования………..………………..11
Методы и методики психолого-педагогического исследования……….....14
Исследовательские методы и методики……………………………..….14
Наблюдение...……………………………………………………....15
Эксперимент………………………………………………………..16
Беседа……………………………………………………………….18
Опрос (анкетирование, интервью)………………………………..18
Тестирование (метод тестов)……………………………………...20
Изучение (анализ) продуктов деятельности……………………...23
Оценивание…………………………………………………………23
Метод профессиографии…………………………………………...24
3.2. Применение статистических методов и средств формализации

в психолого-педагогическом исследовании…………………………...25

3.3. Методы теоретического исследования…………………………………26

4. Требования к применению методов исследования……………….………...28

5. Интерпретация результатов исследования………………………………….31

II. Практическая часть

1. Социометрическое исследование межличностных отношений в группе………………………………………………………………………...…...33

2. Индивидуальное диагностическое обследование ребенка младшего школьного возраста……………………………………………………………...38

Заключение………………………………………………………………….........51

Используемая литература……………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 305.00 Кб (Скачать)

   Первый  «УРОК-ПОДСКА3КА». Экспериментатор отбирает из карточек, лежащих на столе, две, отличающиеся только одним признаком (например  большой синий круг и большой синий квадрат), показывает их ребенку и спрашивает: «Чем отличаются эти карточки? Чем они не похожи?» Если ребенок не отвечает на вопрос, экспериментатор после паузы продолжает: «На одной квадрат (кубик), на другой кружок». Содержание первого «урока-подсказки» – указание на различие двух карточек по форме. Далее экспериментатор фиксирует высказывания и действия ребенка в течение 30 секунд. Если ребенок не начинает правильную группировку карточек, обучение продолжается.

   Второй  «УРОК-ПОДСКА3КА». Экспериментатор выбирает третью карточку, сходную с одной из первых двух (выбранных им в первом уроке) по форме (например  большой желтый квадрат), и показывает ее ребенку со словами: «Эту карточку куда положишь сюда или сюда?» И, если ребенок не может уловить мысль, продолжает: «Положим ее к этому квадрату (кубику), потому что на ней тоже квадрат (кубик)». Далее регистрируются действия ребенка в течение 30 секунд. Таким образом, содержание второго урока – указание на сходство двух карточек по форме.

   Третий  «УРОК-ПОДСКА3КА». Экспериментатор выкладывает рядом с предыдущими еще две карточки разной формы и, начав таким образом формировать все четыре группы, говорит: «Сюда будем класть все квадраты, здесь будут лежать все треугольники, здесь все кружки, а тут ромбы («конфетки»)». Содержание третьего «урока» – наглядный показ и объяснение способа группировки. Затем следует протоколирование самостоятельных действий ребенка. В тех случаях, когда и этой помощи оказывается недостаточно, экспериментатор продолжает обучение с интервалами в 30 секунд.

   Четвертый, пятый и т. д. «УРОКИ-ПОДСКА3КИ». В ходе каждого из последующих «уроков» экспериментатор укладывает еще одну карточку в соответствующую группу, сопровождая это словесными пояснениями. В протоколе каждый раз отмечаются номер «урока» и дальнейшие действия ребенка.

   После окончания группировки карточек отмечается общее время, затраченное  на выполнение второй задачи. Для того чтобы ребенок дал обобщающую «словесную формулировку» выделенного признака классификации, экспериментатор может сказать: «Ты молодец, правильно разложил все карточки, а теперь скажи, как ты их раскладывал, почему ты положил вместе именно эти, а не другие?» Если ребенок не называет признака, то экспериментатор формулирует его сам: «Сейчас мы разложили карточки по форме: все кружки вместе, все квадраты, все треугольники и все ромбы». Но в протокол заносятся слова ребенка.

ТРЕТЬЯ  ЗАДАЧА

   Экспериментатор вновь собирает все карточки со стола, перемешивает их и дает в руки ребенку со словами: «Снова, в последний раз, разложи их на группы, подходящие с подходящими, но иначе: так, чтобы получились всего две группы». Затем в течение 30 секунд регистрируются высказывания и самостоятельные поиски ребенка.

   Если  ребенок пытается использовать для  группировки признаки, применявшиеся  при решении предыдущих задач, то в протоколе это фиксируется  как «проявление инертности», с  указанием, каким именно признаком  пытался воспользоваться обследуемый. При необходимости ребенку оказывается организующая помощь: «Не спеши, выкладывай по одной» или «Выложи несколько карточек на стол». Если ребенок не может найти признака группировки, то экспериментатор спустя 30 секунд начинает обучение.

   Первый  «УРОК-ПОДСКАЗКА». Из карточек, лежащих на столе, экспериментатор отбирает две, отличающиеся только одним признаком – размером (например,  большой красный круг и маленький красный круг), и показывает их ребенку со словами: «Чем они отличаются, чем они не похожи?» Если ребенок не отвечает, экспериментатор после паузы продолжает: «Они отличаются размером: одна фигурка большая, другая маленькая». Это содержание первого «урока-подсказки» – указание на различие двух фигур по величине. Затем регистрируются высказывания и самостоятельные действия ребенка в течение 30 секунд. В случае необходимости обучение продолжается.

   Второй  «УРОК-ПОДСКА3КА». Экспериментатор выбирает третью карточку, сходную с одной из первых двух (выбранных им в первом «уроке») по величине (например  маленький синий квадрат), и показывает ее ребенку со словами: «Куда эту карточку положим?» Если ребенок не улавливает мысль, экспериментатор после паузы продолжает: «Положим ее к маленькому кружку, потому что она тоже маленькая». Затем в течение 30 секунд регистрируются самостоятельные действия ребенка.

   Третий  «УРОК-ПОДСКАЗКА». Экспериментатор берет четвертую карточку, сходную с одной из предыдущих по величине (например  большой желтый квадрат), укладывает ее на место (к большому красному кругу) и говорит: «Все большие фигуры будем собирать вместе и все маленькие тоже вместе». Таким образом, экспериментатор объясняет и наглядно показывает принцип группировки по величине. Затем регистрируются самостоятельные действия. Если и этой помощи оказывается недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно продолжил работу, обучение продолжается с интервалами в 30 секунд.

   Четвертый, пятый и т. д. «УРОКИ-ПОДСКАЗКИ». В ходе каждого из последующих «уроков» экспериментатор укладывает еще одну карточку в соответствующую группу по величине, сопровождая это словесными пояснениями.

   Отмечается  общее время, затраченное на выполнение третьей задачи. Для того чтобы  ребенок дал обобщающую «словесную формулировку» выделенного признака, экспериментатор задает вопрос: «А  какие карточки ты собрал вместе, чем похожи карточки одной группы?» Если ребенок не сможет назвать признак классификации, то экспериментатор делает это сам: «Мы разложили фигурки по величине большие в одну группу, маленькие в другую». В протокол заносятся слова ребенка. После этого все карточки первого набора убираются.

   III ЭТАП. Аналогичное  задание.

   Экспериментатор дает ребенку второй набор карточек, собранных в колоду в случайном  порядке, со словами: «Ты уже научился складывать карточки. Это другие, но их тоже можно разложить на группы по разным признакам. Сделай это или расскажи, как можно сделать».

   Не  следует ни называть признаки, ни оговаривать  количество групп. Участие экспериментатора может проявиться лишь в том случае, когда ребенок, выделив один признак, проявляет некоторую пассивность. Тогда можно, смешав карточки, задать ребенку вопрос: «А как еще можно собрать их?», стимулируя тем самым продолжение работы. В протоколе фиксируются общее время выполнения и результат самостоятельных действий ребенка.

Свободное перечисление всех трех признаков группировки  оценивается как полный логический перенос в словесной форме. Это  наилучший результат. Выделение  ребенком только двух признаков группировки  оценивается как частичный перенос  в словесной форме. Если ребенок совершает все три правильные группировки, не умея сформулировать принцип классификации на словах, это оценивается как полный перенос в наглядно-действенной форме. Совершение только двух правильных группировок без соответствующего словесного оформления расценивается как частичный перенос в наглядно-действенной форме. При выделении ребенком менее двух (то есть одного или ни одного) признаков классификации фигур аналогичного набора считается, что логический перенос отсутствует. 
 

11. Бланк фиксации результатов 

Этапы

исследования

Тип

 задания

Действия  и высказывания  
обследуемого
Время,  
в секундах
Оценка
1 2 3 4 5
1.Предварительная  ориентировка Работа 

с таблицей

Смотрит в окно, потом на экспериментатора, поправляет что-то в одежде 30 1
2. Основное задание Работа с 1-м  набором карточек:

ЗАДАЧА 1 
 
 

УРОКИ

урок 1 
 

Обобщающая формулировка: 

ЗАДАЧА 2 
 

УРОКИ

урок 1 
 
 

урок 2 
 
 

Обобщающая формулировка: 

 
 
 
Выкладывает карточки в беспорядке. После организующего  замечания экспериментатора движения становятся более упорядоченными, но карточки остаются разбросанными. 

Воспринимает  помощь, быстро раскладывает карточки по цвету, приговаривая: «Эту – сюда, а это – красная» и т. д. 

Перечисляет цвета. 

Кивает головой: «Да-да, сделаю». Собирает карточки аккуратно по предыдущему признаку цвета. 

Свободно называет формы двух данных карточек.

Однако указаниями экспериментатора не пользуется, собирает данные фигуры вместе, т. к. обе красные

 
 
 
30 
 
 
 

132 
 
 
 
 

30 
 
 

30 
 
 

200 
 
 
 

 
 
 
0 
 
 
 

1 
 
 

0 

1 
 
 

1 
 
 

1 
 
 
 

0

 

Окончание табл.

1 2 3 4 5
  ЗАДАЧА 3

УРОКИ

урок 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

урок 2 
 

урок 3 

Обобщающая

формулировка:

Начинает правильную раскладку карточек по форме. Один раз  сбивается из-за невнимательности, образуя две группы треугольников. Исправляет ошибку после указания экспериментатора.

Перечисляет все  фигуры.

Вновь использует признак цвета.

Называет цвет предъявленных ей карточек. Совместно  с экспериментатором выделяет признак  величины, но использовать его не может.

Опять указывает  на центр третьей карточки.

С помощью экспериментатора определяет ее величину, но к группировке  не приступает.

Начинает правильную группировку карточек.

Называет группы по цвету карточек, лежащих сверху: «Зеленый, еще зеленый и красный»

30 

30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

30 
 

205 
 

1 

1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 
 

1 
 

1 
 
 
 

3. Анализ

 задания

Работа со 2-м  набором карточек Взяв в руки карточки, девочка называет каждую из них: «Это – большой красный  круг, это – желтый квадрат» и  т. д. Однако к группировке карточек не приступает, оставляет их разбросанными по столу. Собирает вместе две большие фигурки, откладывает их, хватает другие; собирает вместе несколько синих фигур, тоже откладывает. Правильной группировки не начинает 200 4
 
 

12. Обработка результатов исследования.

   В основу числового показателя обучаемости было положено количество дозированной помощи экспериментатора, которое необходимо ребенку для достижения определенного результата. В серии предварительных исследований были подобраны в правильном соотношении числовые показатели и для других параметров обучаемости: активности собственной ориентировки и способности к логическому переносу.

   В целом система количественной оценки построена так, что чем хуже обучаемость  ребенка, тем большее количество помощи он получает, и соответственно возрастает количество баллов, в которых оценивается его обучаемость.

   Выделенные  показатели обучаемости численно оцениваются (в баллах) следующим образом:

1. Ориентировка «ОР»:

   – активная – 0;

   – пассивная – 1.

2. Восприимчивость к помощи «ВП»:

   – за каждый урок в каждом задании – 1;

   – за каждое проявление инертности – 1.

3. Способность к логическому переносу «ЛП»:

   – отсутствие обобщающей формулировки в  конце каждой классификации – 1;

   – полный перенос в словесной форме  – 0;

   – частичный перенос в словесной  форме – 1;

   – полный перенос в наглядно-действенной форме – 2;

   – частичный перенос в наглядно-действенной  форме – 3;

   – отсутствие переноса – 4.

   Общий числовой показатель обучаемости –  ПО.

ПО = ОР + БП + ЛП 

Среднестатистические  показатели 
обучаемости здоровых детей

ПО ОР ВП ЛП
Количество

уроков

Проявление

инертности

3 +2 0 1,8 1 0,1

Информация о работе Алгоритм реализации психолого-педагогических исследований