Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 20:00, курсовая работа
Цель работы: дать общий анализ методологии и алгоритма реализации психолого-педагогических исследований.
Объект: психолого-педагогическое исследование.
Предмет: психолого-педагогическая работа с детьми в контексте реализации психолого-педагогического исследования.
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Теоретическая часть
Общая характеристика психолого-педагогического исследования………..5
Понятие о психолого-педагогическом исследовании…………………..5
Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования…………………………………………...6
Этапы психолого-педагогического исследования………..………………..11
Методы и методики психолого-педагогического исследования……….....14
Исследовательские методы и методики……………………………..….14
Наблюдение...……………………………………………………....15
Эксперимент………………………………………………………..16
Беседа……………………………………………………………….18
Опрос (анкетирование, интервью)………………………………..18
Тестирование (метод тестов)……………………………………...20
Изучение (анализ) продуктов деятельности……………………...23
Оценивание…………………………………………………………23
Метод профессиографии…………………………………………...24
3.2. Применение статистических методов и средств формализации
в психолого-педагогическом исследовании…………………………...25
3.3. Методы теоретического исследования…………………………………26
4. Требования к применению методов исследования……………….………...28
5. Интерпретация результатов исследования………………………………….31
II. Практическая часть
1. Социометрическое исследование межличностных отношений в группе………………………………………………………………………...…...33
2. Индивидуальное диагностическое обследование ребенка младшего школьного возраста……………………………………………………………...38
Заключение………………………………………………………………….........51
Используемая литература……………………………………………………….
Анкетирование дает возможность предложить вопросники большому числу людей, однако нет оснований утверждать, что все они могут дать искренние и полные ответы. Тем не менее, полученные письменные ответы анализируются, обрабатываются методами математической статистики и могут служить основой для получения ориентировки в проблеме, выявления имеющей место тенденции в группе и формулирования определенных выводов. Погрешность от неверных, неискренних и неточных ответов будет тем меньше, чем больше будет охвачено респондентов и чем представительнее будет их состав.
Очень часто при оценке и использовании
ответов важно знать, кому принадлежит
оценка, мнение, совет или предложение,
насколько в них отразилась позиция той
или иной группы. Поэтому в анкету (обычно
анонимную) полезно включить общие данные,
характеризующие респондента (пол, возраст,
стаж, профессия, должность, участие в
том или ином виде деятельности, степень
успешности в этой деятельности и др.).
3.1.5.
Тестирование (метод
тестов)
Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. Она должна быть соотносима с установленными для данной категории испытуемых нормами. Значит, с помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.
Существуют определенные правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны, и основные из них имеют следующий смысл:
1) информирование
испытуемого о целях
2) ознакомление
испытуемого с инструкцией по
выполнению тестовых заданий
и достижение уверенности
3) обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения
заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи;
4) соблюдение
исследователем методических
5) предупреждение
распространения полученной в
результате тестирования
6) ознакомление
испытуемого с результатами
7) накопление
исследователем сведений, полученных
другими исследовательскими
и определение согласованности между ними; обогащение своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его применения.
Выделяют также несколько типов тестов, каждому из которых сопутствуют соответствующие процедуры тестирования.
Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными. К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, соответствующие субтесты теста Векслера и т.д., а также тесты-задания на обобщение, классификацию и множество других тестов исследовательского характера.
Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все случаи тестовых экзаменационных испытаний. На практике обычно применяются «батареи» тестов достижений.
Личностные тесты предназначены для выявления свойств личности испытуемых. Они многочисленны и разнообразны: существуют опросники состояний и эмоционального склада личности (например, тесты тревожности), опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения черт характера личности и отношений.
Имеется группа тестов, называемых проективными, которые позволяют выявить установки, неосознаваемые потребности и побуждения, тревоги и состояние страха.
Применение тестов всегда связано с измерением
проявления того или иного психологического
свойства и оценкой уровня его развития
или сформированности. Поэтому важное
значение имеет качество теста. Качество
теста характеризуется критериями его
точности, т.е. надежностью и валидностью.
3.1.6.
Изучение (анализ) продуктов
деятельности
Изучение (анализ) продуктов
деятельности – это исследовательский
метод, который позволяет опосредованно
изучать сформированность знаний и навыков,
интересов и способностей человека на
основе анализа продуктов его деятельности.
Особенность этого метода заключается
в том, что исследователь не вступает в
контакт с самим человеком, а имеет дело
с продуктами его предшествующей деятельности
или размышлениями о том, какие изменения
произошли в самом испытуемом в процессе
и в результате его включенности в некоторую
систему взаимодействий и отношений.
3.1.7.
Оценивание
Оценивание (другие названия –
метод компетентных судей,
Экспертное оценивание может проявиться и как метод обобщения независимых характеристик. Он заключается в том, что по заранее заданной форме берутся письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта (ребенка, семьи, группы, класса и т.д.), а затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, рекомендации. Совпадение оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным. Несовпадающие или дополняющие друг друга оценки и рекомендации дают повод к выявлению качеств объекта, быть может, скрытых и проявляющихся
только в определенных условиях, видах деятельности, отношениях. Именно такие подходы позволяют обнаружить скрытые резервы развивающейся личности, подобрать ключи к непростым педагогическим ситуациям.
Своеобразным «коллективным»
Сочетание имитации реальных
ситуаций жизни или
3.1.8.
Метод профессиографии
Среди
методов, направленных на изучение трудовой
деятельности человека, широко используется
метод профессиографии
— описательно-технической
и психофизиологической
характеристики профессиональной
деятельности человека.
Этот метод ориентирован на сбор, описание,
анализ, систематизацию материала о профессиональной
деятельности и ее организации с разных
сторон. В результате профессиограммирования
составляются профессиограммы
или сводки данных (технических, санитарно-гигиенических,
технологических, психологических, психофизиологических)
о конкретном процессе труда и его организации,
а также психограммы
профессий. Они представляют собой «портрет»
профессии, составленный на основе психологического
анализа конкретной трудовой деятельности,
в состав которого входят профессионально
важные качества (ПВК) и психологические
и психофизиологические составляющие,
актуализируемые данной деятельностью
и обеспечивающие ее исполнение. Важность
метода профессиографии в психологии
профессионального образования объясняется
тем, что он позволяет моделировать содержание
и методы формирования профессионально
важных качеств личности, заданных той
или иной профессией, и строить процесс
их развития исходя из данных науки.
3.2. Применение статистических методов и средств формализации
в
психолого-педагогическом
исследовании
Статистические методы
Психолого-педагогические
3.3.
Методы теоретического
исследования
В противоположность
Перейдем к характеристике
Различают несколько видов
Информация о работе Алгоритм реализации психолого-педагогических исследований