Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 20:00, курсовая работа
Цель работы: дать общий анализ методологии и алгоритма реализации психолого-педагогических исследований.
Объект: психолого-педагогическое исследование.
Предмет: психолого-педагогическая работа с детьми в контексте реализации психолого-педагогического исследования.
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Теоретическая часть
Общая характеристика психолого-педагогического исследования………..5
Понятие о психолого-педагогическом исследовании…………………..5
Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования…………………………………………...6
Этапы психолого-педагогического исследования………..………………..11
Методы и методики психолого-педагогического исследования……….....14
Исследовательские методы и методики……………………………..….14
Наблюдение...……………………………………………………....15
Эксперимент………………………………………………………..16
Беседа……………………………………………………………….18
Опрос (анкетирование, интервью)………………………………..18
Тестирование (метод тестов)……………………………………...20
Изучение (анализ) продуктов деятельности……………………...23
Оценивание…………………………………………………………23
Метод профессиографии…………………………………………...24
3.2. Применение статистических методов и средств формализации
в психолого-педагогическом исследовании…………………………...25
3.3. Методы теоретического исследования…………………………………26
4. Требования к применению методов исследования……………….………...28
5. Интерпретация результатов исследования………………………………….31
II. Практическая часть
1. Социометрическое исследование межличностных отношений в группе………………………………………………………………………...…...33
2. Индивидуальное диагностическое обследование ребенка младшего школьного возраста……………………………………………………………...38
Заключение………………………………………………………………….........51
Используемая литература……………………………………………………….
Социоматрица
№ | Ф.И.О. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1 | Червонная Анна | +1 | +2 | -2 | -1 | -3 | +3 | |||||||
2 | Порываев Дмитрий | +2 | -2 | -3 | +1 | +3 | -1 | |||||||
3 | Морозова Светлана | -2 | +2 | -1 | +1 | -3 | +3 | |||||||
4 | Первых Анастасия | +2 | -3 | -2 | -1 | +1 | +3 | |||||||
5 | Макеев Егор | -3 | +3 | -1 | +2 | -2 | +1 | |||||||
6 | Лобанова Александра | -2 | -3 | +2 | +1 | -1 | +3 | |||||||
7 | Севастьянова Василиса | +2 | +1 | -2 | -3 | -1 | +3 | |||||||
8 | Головина Анастасия | +3 | -3 | +1 | -1 | -2 | +2 | |||||||
9 | Шкурина Анна | +3 | +2 | -2 | +1 | -1 | -3 | |||||||
10 | Леонова Ульяна | -2 | -3 | +2 | +1 | +3 | -1 | |||||||
11 | Ларина Анастасия | +1 | +3 | -3 | -2 | +2 | -1 | |||||||
12 | Нефедова Соня | +1 | -2 | -1 | +3 | +2 | -3 | |||||||
13 | Нефедов Дмитрий | +3 | -1 | -3 | +2 | +1 | -2 | |||||||
Кол - во выборов | 6 | 6 | 4 | 7 | 7 | 7 | 5 | 6 | 6 | 8 | 4 | 6 | 5 | |
Кол-во баллов | 2 | 4 | 3 | -6 | -15 | 9 | -1 | 6 | 2 | -10 | -1 | -3 | 8 | |
Общая сумма | 8 | 10 | 7 | 1 | -8 | 16 | 4 | 12 | 8 | -2 | 3 | 3 | 13 |
Характеристика коллектива.
Социометрия,
выявила, что в исследуемой группе
большинство детей имеет более
или менее благоприятный
По данным социометрического исследования выявлены:
В основе мотива выбора у детей, находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.
Вражды между группировками не наблюдается, так как есть положительные выборы между участниками групп, но и лидеров нет. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Макеев, Леонова). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо преподавателю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.
На основании социометрической таблицы и социограммы можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки.
1 группировка: Лобанова, Головина, Нефедов
2 группировка: Нефедова, Червонная
3
группировка: Червонная,
4 группировка: Головина, Морозова
«Изгои»: Макеев, Леонова.
2.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
Методика
исследования обучаемости
по А.Я. Ивановой7
ПРОТОКОЛ
ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Ф. И. О. Полина А.
2. Дата и время обследования: 10.00 ч, 11 июля 2010 года.
3. Возраст 9 лет, ученица 1-го класса вспомогательной школы.
4.Условия обследования: класс для вокальных занятий фольк. анс. «Забавушка».
5.Самочувствие обследуемой: состояние здоровья в норме, жалобы отсутствуют.
6. Методика исследования обучаемости по А.Я. Ивановой (Психологическая работа в школе (компакт-диск), изд-во «Учитель», 2010).
7. Цель методики.
- оценка личностного компонента умственной деятельности ребенка: заинтересованности, проявления собственной активности при выполнении незнакомого задания;
- оценка
восприимчивости к помощи
- оценка
способности ребенка к
8. Используемый
материал. Таблица с изображением всех
геометрических фигур, два набора по 24
карточки, на которых изображены геометрические
фигуры, отличающиеся по форме (квадраты,
ромбы, круги), цвету (красные, желтые, синие)
и размеру (большие и маленькие).
9. Инструкции и процедура обследования.
I этап. Предварительная ориентировка.
Экспериментатор издали показывает ребенку карточки, сложенные в колоду, и говорит: «Эти карточки тебе надо разложить на группы – подходящие с подходящими. Но сначала посмотри на эту таблицу – тут они все нарисованы, и подумай, как ты будешь это делать». С этими словами перед ребенком раскладывается таблица и показывается ему для свободной ориентировки в течение 30 секунд. В это время экспериментатор никаких пояснений больше не дает, только фиксирует в протоколе слова и действия ребенка. После этого таблица убирается и больше никак в эксперименте не используется.
II этап. Основное задание.
Его выполнение начинается с того, что ребенок получает в руки набор карточек, собранных в колоду в случайном порядке.
ПЕРВАЯ ЗАДАЧА
Экспериментатор еще раз повторяет инструкцию: «Разложи эти карточки – подходящие с подходящими, можешь сделать три или четыре группы». После этого в течение 30 секунд регистрируются самостоятельные действия и высказывания ребенка.
Если ребенок пассивен и не приступает к работе или, напротив, действует чрезмерно поспешно и хаотично, экспериментатор может оказать ему организующую помощь, сказав: «Выложи несколько карточек на стол» или «Не спеши, выкладывай аккуратнее, по одной». В протоколе это отмечается.
В этот период времени ребенок может начать правильную группировку карточек по цвету, то есть разделения на три группы. Если он начинает с вычленения формы как признака группировки, то его не следует поправлять. Тогда задача вычленения цвета становится второй. Однако если ребенок не выделяет самостоятельно никакого признака и экспериментатор вынужден начать обучение, то делать это надо с выделения цвета. Если ребенок в течение 30 секунд не начал группировать карточки, ему дается первый «урок-подсказка».
Первый «УРОК-ПОДСКА3КА». Экспериментатор выбирает из карточек, лежащих на столе, две, отличающиеся только одним признаком (например большой синий треугольник и большой красный треугольник) и спрашивает: «Чем отличаются эти карточки, чем они не похожи?» Если ребенок сам не отвечает, экспериментатор заканчивает: «Они отличаются цветом – одна зеленая, другая красная». Это и есть содержание первого «урока-подсказки» – указание на различие двух карточек по цвету. Далее экспериментатор фиксирует высказывания и действия ребенка в течение 30 секунд. Если ребенок не начинает правильную группировку карточек, обучение продолжается, то есть дается второй «урок-подсказка».
Второй «УРОК-ПОДСКА3КА». Из других лежащих на столе карточек выбирается третья, сходная с одной из двух первых (выбранных в первом уроке) по цвету (например большой красный ромб). Экспериментатор показывает ее ребенку со словами: «Куда мы положим эту карточку – сюда или сюда?» – и, если ребенок не может уловить мысль, продолжает: «Мы положим ее сюда, к красному, потому что она тоже красная». Это и есть содержание второго «урока-подсказки» – указание на сходство двух карточек по цвету. После этого экспериментатор протоколирует дальнейшие высказывания и действия ребенка в течение 30 секунд. Если ребенок по-прежнему не может уловить способа группировки, следует третий «урок-подсказка».
Третий «УРОК-ПОДСКА3КА». Экспериментатор выкладывает рядом с предыдущими еще одну карточку желтого цвета и, начав таким образом все три группы, говорит: «Сюда будем класть все красные, сюда – синие, а сюда – желтые». Следовательно, содержанием третьего «урока» является наглядный показ и объяснение способа действия. Затем следует протоколирование самостоятельных действий ребенка. В тех случаях, когда этой помощи оказывается недостаточно, экспериментатор продолжает обучение с интервалами в 30 секунд.
Четвертый, пятый и т. д. «УРОКИ-ПОДСКА3КИ». В ходе каждого из последующих уроков экспериментатор укладывает еще одну карточку в соответствующую группу, сопровождая это словесными пояснениями. В протоколе каждый раз отмечаются номер «урока» и дальнейшие действия ребенка.
После окончания группировки регистрируется общее время, затраченное на выполнение первой задачи. Для того чтобы ребенок дал обобщающую «словесную формулировку» выделенного признака классификации, экспериментатор может сказать: «Ты хорошо разложил карточки на группы, но скажи, как ты их раскладывал, почему ты положил вместе именно эти, а не другие?» Если ребенок не сможет ответить на этот вопрос, то экспериментатор должен сам сформулировать принцип группировки карточек: «Значит, мы разложили карточки по цвету: синие, красные и желтые». Но в протокол заносятся слова ребенка.
ВТОРАЯ ЗАДАЧА
Экспериментатор собирает все карточки, перемешивает их и снова подает ребенку со словами: «Теперь разложи их по-другому, тоже подходящие с подходящими, но уже иначе – на четыре группы». (Если ребенок в первой задаче раскладывал карточки на четыре группы, то конец инструкции звучит – «на три группы»). После этого в течение 30 секунд экспериментатор регистрирует в протоколе самостоятельные поиски ребенка.
Здесь также возможна организующая помощь экспериментатора: «Не спеши, выкладывай по одной» или «Выложи несколько карточек на стол». В протоколе это отмечается.
Если в это время ребенок делает попытки использовать для группировки тот признак, который уже применялся в первой задаче, то это фиксируется в протоколе как «проявление инертности».
Схема обучения такая же, как в первой задаче. Если за 30 секунд ребенок не приступает к правильной группировке карточек, ему дается первый «урок-подсказка».
Информация о работе Алгоритм реализации психолого-педагогических исследований