Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 20:00, курсовая работа
Цель работы: дать общий анализ методологии и алгоритма реализации психолого-педагогических исследований.
Объект: психолого-педагогическое исследование.
Предмет: психолого-педагогическая работа с детьми в контексте реализации психолого-педагогического исследования.
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Теоретическая часть
Общая характеристика психолого-педагогического исследования………..5
Понятие о психолого-педагогическом исследовании…………………..5
Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования…………………………………………...6
Этапы психолого-педагогического исследования………..………………..11
Методы и методики психолого-педагогического исследования……….....14
Исследовательские методы и методики……………………………..….14
Наблюдение...……………………………………………………....15
Эксперимент………………………………………………………..16
Беседа……………………………………………………………….18
Опрос (анкетирование, интервью)………………………………..18
Тестирование (метод тестов)……………………………………...20
Изучение (анализ) продуктов деятельности……………………...23
Оценивание…………………………………………………………23
Метод профессиографии…………………………………………...24
3.2. Применение статистических методов и средств формализации
в психолого-педагогическом исследовании…………………………...25
3.3. Методы теоретического исследования…………………………………26
4. Требования к применению методов исследования……………….………...28
5. Интерпретация результатов исследования………………………………….31
II. Практическая часть
1. Социометрическое исследование межличностных отношений в группе………………………………………………………………………...…...33
2. Индивидуальное диагностическое обследование ребенка младшего школьного возраста……………………………………………………………...38
Заключение………………………………………………………………….........51
Используемая литература……………………………………………………….
Оценка и интерпретация
3. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1.
Исследовательские
методы и методики
Для решения конкретных задач изучения психики и поведения человека, их формирования в педагогическом процессе применяется множество исследовательских методов.
Исследовательские методы группируют по различным признакам. По назначению различают в одном случае методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования. В другом случае выделяют методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др. По уровню проникновения в сущность выделяют группу методов эмпирического исследования, основанного на опыте, практике, эксперименте, методы обработки материалов и методы теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей, проникновением в сущность изучаемого.
Основными исследовательскими методами являются наблюдение
и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во многих других науках, и поэтому их можно считать общенаучными. Кроме этих методов используются и другие методы, которые специфичны для социальных наук, в том числе для психологии и педагогики, и позволяют конкретизировать и реализовать в соответствии с задачами исследования требования методологических положений. Это следующие исследовательские методы: метод беседы, метод изучения процесса и продуктов деятельности, метод анкетирования, метод тестирования, оценивания и др.
Рассмотрим основные характеристики и
особенности каждого исследовательского
метода. Начнем с методов эмпирического
исследования.
3.1.1. Наблюдение
Наблюдение является одним из основных исследовательских методов в психологии и педагогике, да и не только в этих науках. Наблюдение в психологии и педагогике есть целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления или процесса и их специфических изменений. Наблюдение не только направлено на восприятие чувственно данных явлений, оно должно также привести к психологическому, педагогическому или психолого-педагогическому осмыслению зафиксированных данных и их научному объяснению, т.е. к установлению фактов. Применение метода наблюдения завершается анализом и установлением взаимосвязи между фактами наблюдения и высказыванием предположений или утверждений, приближающих исследователя к пониманию оснований возникновения и протекания исследуемого явления или особенностей поведения изучаемого человека.
Видов наблюдений существует много. Их выделяют по различным признакам. По признаку «временной» организации различают наблюдение непрерывное и дискретное. По объему – широкое (например, ведутся наблюдения за группой в целом или за процессом развития личности как таковым) и узкоспециальное, направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов. По типу связи наблюдателя и наблюдаемого различают наблюдения невключенные и включенные. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта, и участники, особенно на первых порах, ощущают неудобство, понимая, что за ними наблюдают.
Выгоднее всего позиция так называемого включенного наблюдения – когда исследователь выступает участником деятельности коллектива.
Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд существенных
черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий. Назовем некоторые из них.
1. Целенаправленность наблюдения.
2. Аналитический характер наблюдения.
3. Комплексность наблюдения.
4. Систематичность наблюдения.
Эти и другие черты одновременно являются требованиями, которым
надо
следовать при организации
Отметим, что этот метод не позволяет активно
вмешиваться в изучаемый процесс, изменять
его или намеренно создавать определенные
ситуации, делать точные замеры. Поэтому
результаты наблюдений нужно сопоставлять
с данными, полученными другими методами,
дополнять и углублять их2.
3.1.2.
Эксперимент
Как и наблюдение, эксперимент считается основным исследовательским методом. Необходимость в использовании эксперимента возникает тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая либо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо неопределенно долго пришлось бы ее ожидать. Значит, эксперимент – это исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или педагогических явлений через их внешние проявления, раскрывая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления. Изложенное обусловливает отличие эксперимента от наблюдения и ряда других методов, не позволяющих активно создавать исследовательские ситуации и изменять их.
Эксперимент можно разделить по условиям проведения:
- лабораторный – протекает в специальных организованных условиях, деятельности определяется инструкцией;
- естественный – предпалагет изучение и осуществление исследования в обычных условиях.
В зависимости от характера решаемых исследовательских задач эксперимент может быть констатирующим или формирующим. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых. Полученные данные могут служить материалом для описания ситуации как сложившейся и повторяющейся или быть основой для исследования внутренних механизмов становления тех или иных свойств личности или качеств педагогической действительности. Это дает основание для такого построения исследования, которое позволяет прогнозировать дальнейшее развитие изучаемых свойств, качеств, характеристик. Для этого
становится
необходимым определение
Формирующий эксперимент ориентирован на изучение динамики развития изучаемого психологического свойства или педагогических явлений
в процессе
активного воздействия
формирования в естественной ситуации выполнения деятельности.
И, наконец, контрольный
вид эксперимента предполагает, что по
результату эксперимента определяются
изменения, свидетельствующие об эффективности
предложенной развивающей программы3.
3.1.3.
Беседа
Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные и предварительно продуманные вопросы. Сама беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предположениями. Беседа проходит в форме личного общения по специально составленной программе.
Успешность проведения беседы зависит
от соблюдения ряда условий. Поскольку
в беседе помимо выявления опыта и точек
зрения возможны обсуждения, споры, элементы
дискуссий, постольку ее проведение требует
располагающего к открытости контакта
исследователя с испытуемым, раскрепощенности
эмоциональных реакций, доверия и взаимопонимания.
Обычно процесс беседы не сопровождается
протоколированием, протокол составляют
после беседы. Метод беседы в зависимости
от характера вопросов и самого исследования
может превращаться в метод опроса.
3.1.4. Опрос (анкетирование, интервью)
Метод опроса используется в двух основных формах: в виде интервью (устного опроса) и в виде анкетирования (письменного опроса). Интервью – разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов. В отличие от беседы двух или более собеседников, каждый из которых в принципе равноправен и должен высказать свое суждение, дать оценку, определить позицию, интервьюера интересует именно мнение и оценка лица, которого опрашивают (респондента).
По цели, которую стремится реализовать исследователь, выделяют интервью мнений, выясняющее оценки явлений, событий, и интервью документальное, связанное с установлением фактов (Н.В. Кузьмина)4.
Анкетирование – разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов.
Во всех формах опроса целевая установка исследователя выражается в виде гипотезы (или гипотез), выделяются признаки, наличие или отсутствие которых позволяет делать выводы об искренности и достоверности ответов. К числу таких признаков в интервью относят и поведение опрашиваемых, например, заинтересованные, активные ответы, или, напротив, желание уйти от ответа, невольные паузы, особенности мимики и жестикуляции, характер поведения, эмоциональные реакции (т.е. невербальная информация).
При использовании опроса очень важна однозначная, ясная, четкая постановка вопроса. Нельзя задавать вопросы подсказывающего характера. Далеко не всегда полезно ставить вопросы в лоб. Вопросы и вопросники (анкеты) могут быть открытого типа, в которых ответ формулируется самим опрашиваемым (в интервью всегда вопросы предлагаются отрытыми). Открытые вопросы являются обычно прямыми и выявляют непосредственно осознаваемые особенности испытуемых или их суждения по поводу исследуемых вопросов. Они требуют самостоятельного формулирования ответа.
Выделяют также вопросы и вопросники полузакрытого типа, при работе с которыми ответ можно выбрать из предложенных вариантов или сформулировать свой собственный, если предложенные готовые ответы не устраивают респондента, и закрытого типа, когда опрашиваемым необходимо выбрать один из предлагаемых готовых ответов. Анкеты с закрытыми вопросами, естественно, ограничивают возможности отвечающих, но такие анкеты лучше поддаются математической обработке. Встречаются анкеты, в которых используются вопросы закрытого типа, требующие альтернативного ответа «да» или «нет», а также ответов по балльной системе. Применение таких вопросников приближает, а иногда и возвращает исследователя к использованию исследовательского метода тестирования.
Вопросы анкет должны быть взаимосвязаны и частично по содержанию перекрывать друг друга, что позволяет проверить достоверность ответов. Вся анкета (вводная часть, стиль вопросов и т.д.) должна быть построена так, чтобы располагать респондентов к откровенности, но и не внушать им ответ.
Информация о работе Алгоритм реализации психолого-педагогических исследований