Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 23:35, реферат
Представители анализируемого подхода считают, что основным личностным новообразованием, которое формируется в ходе управленческой деятельности руководителя и обеспечивает интеграцию процессов принятия управленческих решений, является система стратегических замыслов, выполняющих в индивидуальной управленческой концепции смыслообразующую функцию.
Здесь
хорошо просматриваются два
Манипуляция «Заплатим потом»
Руководитель предлагает работнику поехать в командировку для решения срочного вопроса. Денег в кассе сейчас нет, и значит, ехать нужно за свой счет. Руководитель обещает оплатить командировочные расходы позднее. Работник знает, что «позднее» может длиться полгода, инфляция за это время «съест» значительную часть оплаты. Но руководитель не случайно вызывает именно этого человека: в этом городе у работника близкие родственники, он будет рад их навестить. Согласие получено.
Манипуляция «Подумайте о своем будущем»
Директор научно-исследовательского института периодически после посещения министерства на планерке предупреждал руководителей: «Надо еще раз вернуться к вопросу о структуре института», – и обводил внимательным взглядом присутствующих. Все (или почти все) внутренне напрягались – ведь в измененной структуре его отдела могло и не оказаться.
Манипуляция посредством расположения в пространстве
Встречаются руководители, администраторы, чиновники, которые «обставляют» прием посетителей манипулятивным образом.
Одни ставят стул для посетителей так далеко от своего стола, что пришедший уже от одного этого ощущает всю малозначимость и собственной персоны, и своего дела. Как раз это и является целью манипулятора.
Другие, наоборот, желая продемонстрировать собеседнику расположение и доброжелательность, выходят из-за стола, садятся рядом – за стол заседаний или в кресла, угощают чаем или кофе, предлагают закурить.
Есть еще более изощренные методы скрытого воздействия. Например, усадив гостя в глубокое кресло перед столом, казалось бы, создают для посетителя комфорт. На деле же хозяин кабинета получает психологическое преимущество, поскольку глядит на него сверху вниз. А слова, произносящиеся сверху вниз, воспринимаются как более значительные.
Последний прием мастерски использовал Сталин. Проводя совещание, заседание, он сидел не рядом со всеми, а прохаживался. При этом, помимо стереотипа о превосходстве того, кто располагается выше говорящего, срабатывал еще один – стереотип восприятия: человек, контролирующий большее пространство, воспринимается как более значимый.
Мишенями
воздействия являются перечисленные
психологические
Манипуляция «Уход от ответа»
Подчиненный приходит с вопросом, который сам не может решить. Начальник, чтобы не выдать своего нежелания или неспособности решать его, начинает постепенно «распалять» подчиненного – журить за действительные и мнимые недочеты. Тот, наконец, взрывается, переходит на повышенный тон, обижается. Развязка следует немедленно: «Научитесь сначала держать себя в руках – тогда и приходите».
Понятно, что руководитель пользуется слабостью подчиненного – его вспыльчивостью.
Совещание как средство манипулирования
Говорят,
что совещание – это
Манипулирование собранием
Манипуляторам на руку следующее:
Исходя из этих обстоятельств, принятие нужных решений относится на конец собрания или само собрание проводится в конце рабочего дня.
2. Нейтрализация оппозиции
Сопротивление
председательствующему на собрании
или совещании резко
· главного оппозиционера сажает рядом с собой, можно прямо в президиум (нападать на рядом сидящего несподручно);
· остальным противникам по возможности мешает сесть вместе, рассредоточив их (вместе они чувствуют силу, порознь – слабость). Мишенями воздействия служат указанные психологические закономерности.
3. Направление хода собрания
Общий настрой и направленность обсуждения могут регулироваться председательствующим с помощью следующих закономерностей:
· слово предоставляется «нужному» человеку, который своим эмоциональным выступлением придаст обсуждению иное направление;
· манера начинать дискуссию заставляет вырабатывать похожую тональность ответов (вспыльчивость порождает вспыльчивость и т.д.).
Как ответить на критику, не раскрывая рта
Идет совещание. Выступающий критикует председательствующего. Тому самому оправдываться неудобно. Это роняет его статус. (В народе говорят: «Оправдывается – значит, виноват».) Но оставлять без ответа критику – значит подписаться под ее справедливостью. Надо, чтобы ответил кто-нибудь другой.
Председательствующий
почти всегда найдет такого среди
присутствующих. Нередко в зале есть
«вечный оппонент»
Информация о работе Влияние личностных качеств руководителя на восприятие его подчиненными