Влияние личностных качеств руководителя на восприятие его подчиненными

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 23:35, реферат

Описание работы

Представители анализируемого подхода считают, что основным личностным новообразованием, которое формируется в ходе управленческой деятельности руководителя и обеспечивает интеграцию процессов принятия управленческих решений, является система стратегических замыслов, выполняющих в индивидуальной управленческой концепции смыслообразующую функцию.

Работа содержит 1 файл

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ВОСПРИЯТИЕ ЕГО ПОДЧИНЕННЫМИ.docx

— 364.54 Кб (Скачать)

Здесь хорошо просматриваются два направления  манипулятивного воздействия: стремление отложить решение вопроса и повысить уступчивость адресата. Второе направление (ведущее по затрачиваемым усилиям) в свою очередь может быть расчленено на ряд задач. Во-первых, руководителю необходимо снять с себя ответственность за проволочку, во-вторых, убедить просителя, что он на его стороне, в-третьих, продемонстрировать, что по вопросу предпринимаются определенные меры, и, в-четвертых, дать надежду на скорейшее его решение.

Манипуляция «Заплатим потом»

Руководитель  предлагает работнику  поехать в командировку для решения срочного вопроса. Денег в  кассе сейчас нет, и значит, ехать  нужно за свой счет. Руководитель обещает  оплатить командировочные  расходы позднее. Работник знает, что  «позднее» может  длиться полгода, инфляция за это время  «съест» значительную часть оплаты. Но руководитель не случайно вызывает именно этого  человека: в этом городе у работника  близкие родственники, он будет рад их навестить. Согласие получено.

Манипуляция «Подумайте о своем  будущем»

Директор  научно-исследовательского института периодически после посещения  министерства на планерке предупреждал руководителей: «Надо еще раз  вернуться к вопросу  о структуре института», – и обводил  внимательным взглядом присутствующих. Все (или почти все) внутренне напрягались – ведь в измененной структуре его отдела могло и не оказаться.

Манипуляция посредством расположения в пространстве

Встречаются руководители, администраторы, чиновники, которые «обставляют» прием посетителей  манипулятивным образом.

Одни  ставят стул для посетителей так  далеко от своего стола, что пришедший  уже от одного этого ощущает всю  малозначимость и собственной персоны, и своего дела. Как раз это и является целью манипулятора.

Другие, наоборот, желая продемонстрировать собеседнику расположение и доброжелательность, выходят из-за стола, садятся рядом – за стол заседаний или в кресла, угощают чаем или кофе, предлагают закурить.

Есть  еще более изощренные методы скрытого воздействия. Например, усадив гостя  в глубокое кресло перед столом, казалось бы, создают для посетителя комфорт. На деле же хозяин кабинета получает психологическое преимущество, поскольку  глядит на него сверху вниз. А слова, произносящиеся сверху вниз, воспринимаются как более значительные.

Последний прием мастерски использовал  Сталин. Проводя совещание, заседание, он сидел не рядом со всеми, а прохаживался. При этом, помимо стереотипа о превосходстве  того, кто располагается выше говорящего, срабатывал еще один – стереотип  восприятия: человек, контролирующий большее  пространство, воспринимается как более  значимый.

Мишенями  воздействия являются перечисленные  психологические обстоятельства.

Манипуляция «Уход от ответа»

Подчиненный приходит с вопросом, который сам не может решить. Начальник, чтобы не выдать своего нежелания или  неспособности решать его, начинает постепенно «распалять» подчиненного – журить за действительные и мнимые недочеты. Тот, наконец, взрывается, переходит на повышенный тон, обижается. Развязка следует немедленно: «Научитесь сначала  держать себя в  руках – тогда  и приходите».

Понятно, что руководитель пользуется слабостью  подчиненного – его вспыльчивостью.

Совещание как средство манипулирования

Говорят, что совещание – это возможность  коллективного ухода от персональной ответственности. Если решение принято  конкретным руководителем, то он и несет  за него ответственность. Но если решение  выработано совещанием, то отвечает совещание, т.е. персонально никто. Цель данной манипуляции – уход от ответственности. Мишень воздействия – сложившаяся  практика коллективной безответственности.

Манипулирование собранием

  1. Использование фактора времени

Манипуляторам на руку следующее:

  • когда люди торопятся домой после работы, то готовы проголосовать почти за любое решение;
  • после 2-х часов напряженной работы без перерыва 90 % теряют способность к сопротивлению навязываемым решениям.

Исходя  из этих обстоятельств,  принятие нужных решений относится на конец собрания или само собрание проводится в конце  рабочего дня.

2.  Нейтрализация оппозиции

Сопротивление председательствующему на собрании или совещании резко ослабевает, если он использует следующие приемы:

·  главного оппозиционера сажает рядом с собой, можно прямо в президиум (нападать на рядом сидящего несподручно);

·  остальным противникам по возможности мешает сесть вместе, рассредоточив их (вместе они чувствуют силу, порознь – слабость). Мишенями воздействия служат указанные психологические закономерности.

3.  Направление хода собрания

Общий настрой и направленность обсуждения могут регулироваться председательствующим с помощью следующих закономерностей:

·  слово предоставляется «нужному» человеку, который своим эмоциональным выступлением придаст обсуждению иное направление;

·  манера начинать дискуссию заставляет вырабатывать похожую тональность ответов (вспыльчивость порождает вспыльчивость и т.д.).

Как ответить на критику, не раскрывая рта

Идет  совещание. Выступающий критикует председательствующего. Тому самому оправдываться неудобно. Это роняет его статус. (В народе говорят: «Оправдывается – значит, виноват».) Но оставлять без ответа критику – значит подписаться под ее справедливостью. Надо, чтобы ответил кто-нибудь другой.

Председательствующий  почти всегда найдет такого среди  присутствующих. Нередко в зале есть «вечный оппонент» выступающего. Поможет найти несогласного с оратором и знание невербальных проявлений несогласия: языка мимики, поз и жестов. Стоит этому слушателю (или «вечному оппоненту») сделать какое-то телодвижение, председательствующий сразу говорит: «Сейчас, сейчас я дам Вам слово!» (как будто тот его просил). Отказаться неудобно, тем более есть что сказать. Мишень воздействия – «неудобно отказаться». Приманка – «есть что сказать». Так ведущий совещания отвечает на критику чужими устами.  В.П. Шейнов социологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики РИВШ БГУ, доктор  
 

Информация о работе Влияние личностных качеств руководителя на восприятие его подчиненными