Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 23:35, реферат
Представители анализируемого подхода считают, что основным личностным новообразованием, которое формируется в ходе управленческой деятельности руководителя и обеспечивает интеграцию процессов принятия управленческих решений, является система стратегических замыслов, выполняющих в индивидуальной управленческой концепции смыслообразующую функцию.
Значимым для характеристики эмоционально-волевой регуляции негативных состояний в деятельности руководителя является и общее понятие эмоциональной резистентности (устойчивости) личности. В целом это сложное психическое образование характеризует субъективную тенденцию, склонность воспринимать и оценивать ситуации как потенциально опасные и, следовательно, эмоциогенные. Величиной резонанса определяется общая картина поведения личности в той или иной ситуации. Одни люди склонны преувеличивать эмоциогенность ситуаций - гиперэмоциональная оценка, другие её занижать - гипоэмоциональная оценка. Безусловно, в общем плане наиболее адекватным является некоторый средний - уравновешенный тип реагирования на ситуации - адекватноэмоциональный. А.В. Карпов Психология менеджмента. М.: Гардарики, 1999 - 584с.
Высокая эмоциональная напряжённость управленческой деятельности, частые и по существу хронические стрессы в ней, неожиданно возникающие и непредсказуемо чередующиеся сложные, критические ситуации - всё это выступает мощным источником для развития ещё одной категории негативных психических состояний, объединяемых понятием утомления.
И эмоции, и волевые
усилия, и состояния, обеспечивая
регуляцию деятельности руководителя,
в то же время проявляются вовне
- в его поведении, речи, мимике и
т.д. Эти проявления могут и должны
контролироваться - усиливаться или
подавляться. Они могут использоваться
руководителем как
Здесь необходимо выделить три основных аспекта:
1. Субъективный контроль за экспрессивными проявлениями своих эмоциональных и волевых состояний, за своим поведением в целом.
2. Умение владеть средствами экспрессивного воздействия на подчинённых (в частности, создавать имидж «волевого», «обаятельного», т.е. эмоционально-привлекательного, руководителя, а также твёрдого, умеющего владеть собой человека.)
3. Умение использовать
экспрессивные средства как
Морально-этические (нравственные) качества. Они являются залогом авторитета руководителя. Честность, порядочность, принципиальность - вот главные морально-нравственные качества, которые отмечаются в первую очередь и служат основой для любой личностной оценки. Они важнейшие, но не единственные. Согласно проведённым опросам, для коллектива значимы и такие качества как, справедливость, уважение к другим людям, умение держать своё слово, обязательность, доброжелательность. Все эти качества непосредственно коррелируют с психологическим климатом в коллективе.
Все перечисленные личностные особенности оказывают непосредственное влияние на формирование образа руководителя у его подчинённых, на то как он будет ими воспринят.
3. Социально-демографические характеристики руководителя как фактор восприятия его подчинёнными
3.1 Пол руководителя как фактор восприятия подчинёнными
Руководители-женщины
в настоящее время представлены
во всех сферах деятельности. Можно
привести немало примеров того, как
великолепно руководители-
В смешанных коллективах женщины реже становятся лидерами (руководителями) и проявляют меньшую склонность, чем мужчины, добиваться этой роли.
Результаты социологического
опроса, направленного на изучение
отношения к деятельности руководителя-женщины
показали, что: только 5,1% отметили, что
хотели бы работать под руководством
женщины; 43,5% заявили, что им всё равно;
38,6% высказались отрицательно, у
остальных не было твёрдого мнения
на этот счёт. Опрошенные отмечали в
основном трудности в прогнозировании
поведения и принятия решения
у женщин-руководителей, так как
в их мыслительной деятельности больше
интуитивного. Кроме того, отмечались
своеобразие эмоциональных
При этом считается,
что руководители-мужчины
3.2 Возраст руководителя как фактор восприятия подчинёнными
Процесс развития личности характеризуется динамичностью и гетерохронностью. Каждому возрастному периоду свойственны особые качественные сочетания основных структур компонентов личности, на основании которых можно говорить о том или ином отношении работников к руководителям.
В результате проведённых исследований Никифорова Н.А. Формальный статус руководителя как детерминанта восприятия его подчинёнными. Дис...канд. психол. наук - Иваново, 1998. были получены следующие оценки руководителей разных возрастных категорий: пик «расцвета» руководителей предприятий, по мнению работников, приходится на 41-50 лет. Наивысшие оценки, полученные руководителями этого возраста, показывают, что именно к этому возрасту достигается оптимальное сочетание знаний, жизненного и производственного опыта, коммуникативных навыков руководителя с его ещё довольно активным поведением. Ш. Бюлер подчёркивает, что к 45 годам «человек достигает расцвета зрелости. Для него характерна постановка точных и чётких целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще…». В этом возрасте, - отмечает Э. Эриксон Л. Хьел Д. Зиглер Теории Личности. - Санкт-Петербург: Питер, 2001 - 608с.
, - развивается
максимальная потребность в
Поэтому довольно высокая активность начальника цеха этой возрастной категории в сочетании с опытом, мудростью, умением принимать решения и т.д. приводит к восприятию его подчинёнными как наиболее эффективного руководителя.
Их более молодые (31 - 40 лет) и старшие коллеги (51 - 60 лет) оцениваются значительно ниже. Такие оценки обусловлены рядом факторов. В числе них можно назвать следующие:
1. для возрастной группы 31 - 40 лет: примерно к 30 годам у человека завершается профессиональное самоопределение личности и происходит профессиональная стабилизация. Если для молодых людей, вступающих на руководящую должность, характерно отсутствие практического опыта, необходимых технических знаний, коммуникативных навыков и пр., то по мере адаптации к производству эти недостатки с возрастом устраняются. Вместе с тем, в первые годы работы в процессе адаптации происходит отсев профессионально непригодных людей, и таким образом, в выборку более старших возрастных групп не попадают люди, которые в предыдущих возрастных группах могли оказаться в должности случайно. Молодые руководители имеют существенный отрыв в оценках также, потому что имеют короткий период интеграции в коллектив. Как правило, в этом возрасте происходит стадия освоения новой роли, которую называют «периодом проб и ошибок», а ошибки руководителя носят довольно глобальный характер и получают широкий общественный резонанс.
Влияние на восприятие
молодых управленцев
2. для возрастной группы 51 - 60 лет: снижение оценок качеств личности руководителя старше 50 лет связано в какой-то мере с физиологическими факторами, т.е. ухудшением состояния здоровья, усталостью. В этом возрасте (51-60 лет) физическая активность снижается. Хотя инерция работы сохраняется, перспективы личности обращены в пенсионный период. Происходит перестройка мотивационной сферы. «Человек пересматривает свои цели с учётом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье» (Ш. Бюлер).
Важно отметить, что подобные исследования Л.Р. Кричевский Если Вы - руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.:Дело, 1996 - 384с., проводимые в экономически высоко развитых странах мира, дали иные результаты. Так, например, средний возраст президентов (и руководителей) в крупных японских компаниях составляет 63,5 года. Л. Якокка: «Возраст - это во многом опыт, это не только природная, но и в значительной степени и социально детерминированная характеристика человека, в том числе руководителя».[6,с.12]
Исходя из проведённых исследований и приведённых выше примеров можно сделать вывод о том, что и пол руководителя и его возраст оказывают непосредственное влияние на восприятие его подчинёнными.
Выводы
1. Анализ различных
подходов к изучению личности
руководителя показал, что у
авторов нет единства в
2.Социально-демографические
характеристики оказывают
- По проведённым
исследованиям можно сказать
о том, что пол руководителя
оказывает существенный, хотя порой
и не объективный отпечаток
на восприятие им его
- Поскольку в
каждом возрастном периоде
3.Руководитель
должен обладать определённым
набором профессионально
Информация о работе Влияние личностных качеств руководителя на восприятие его подчиненными