Влияние индивидуальных особенностей личности на организационное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является определение влияния индивидуальных особенностей личности на организационное поведение.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Проанализировать поведение личности в организации.
2. Рассмотреть методы диагностики личностных особенностей сотрудника.
3. Предложить способы управления организационным поведением с учетом индивидуально – психологических особенностей личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел I Теоретические основы поведения личности в организации…….7
Раздел II Диагностика индивидуально-психологических особенностей личности …………………………………………………………………………16
Раздел III Управление организационным поведением с учетом индивидуально-психологических особенностей личности…………………...25
Заключение……………………………………………………………………….38
Список источников и литературы……………………………………...……….40

Работа содержит 1 файл

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ НА ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

     Возбудимый  тип. Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует.

     Эмотивный тип (эмоциональный) Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение.

     Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий. Выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью.

     Тревожный тип (психастенический). Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях.

     Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимных фаз поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).

     Демонстративный тип. Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках.

     Экзальтированный тип (лабильный). Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость22. 

     Опросник  Кеттелла позволяет определить психологический профиль человека. Варианты интерпретации полученных на основе опросника результатов:

     Фактор  А. Замкнутость —  общительность

     При низких оценках человек характеризуется необщительностью, замкнутостью, безучастностью, некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценке людей. Он скептически настроен, холоден по отношению к окружающим, любит быть в одиночестве, не имеет близких друзей, с которыми можно быть откровенным.

     При высоких оценках человек открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственны естественность и непринужденность в поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции. В целом фактор ориентирован на измерение общительности человека в малых группах.

     Фактор  В. Интеллект

     При низких оценках человеку свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная дезорганизация мышления. При высоких оценках наблюдаются абстрактность мышления, сообразительность, быстрая обучаемость. Существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией.

     Фактор  С. Эмоциональная  неустойчивость -эмоциональная устойчивость

     При низких оценках выражены низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы.

     При высоких оценках — человек  выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный. Ему без труда удается следовать требованиям группы, он характеризуется постоянством интересов. Ему не свойственно нервное утомление. Есть экспериментальные данные, что данный фактор связан с силой нервной системы, лабильностью и преобладанием процесса торможения23.

          Фактор D. Подчиненность — доминантность

     При низких оценках человек застенчив, склонен уступать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных своих ошибках. При высоких оценках — человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агрессивности. Он независим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен считать законом для себя и окружающих. В конфликтах обвиняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает авторитарный стиль руководства, но борется за более высокий статус; конфликтный, своенравный.

     Фактор  E. Сдержанность — экспрессивность

     При низких оценках человек характеризуется благоразумием, осторожностью, рассудительностью, молчаливостью. Ему свойственны склонность все усложнять, некоторая озабоченность и пессимистичность в восприятии действительности. Беспокоится о будущем, ожидает неудач. Окружающим он кажется скучным, вялым и чрезмерно чопорным.

     При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен. Социальные контакты для него эмоционально значимы. Он экспансивен, искренен в межличностных отношениях. Эмоциональность, динамичность общения приводят к тому, что он часто становится лидером и энтузиастом групповой деятельности, верит в удачу. В целом оценка по этому фактору отражает эмоциональную окрашенность и динамичность общения24.

     Фактор  F. Жесткость – чувствительность.

     При низких оценках человеку свойственны мужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим. При высоких оценках наблюдается мягкость, уступчивость, зависимость, стремление обрести покровительство, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность в восприятии мира. Можно говорить о развитой способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей25.

     Фактор  G. Практичность – развитое воображение.

     При низких оценках – человек практичный, добросовестный. Он ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым номам, ему свойственны некоторая ограниченность и излишняя внимательность к мелочам. При высокой оценке можно говорить о развитом воображении, ориентации на свой внутренний мир, высоком творческом потенциале человека.

     Фактор  H. Прямолинейность – дипломатичность.

     При низких оценках человеку свойственны прямолинейность, наивность, естественность, непосредственность поведения. При высоких оценках человек характеризуется расчетливостью, проницательностью, разумным и несентиментальным подходом к событиям и окружающим людям.

     Фактор  Q. Уверенность в себе – тревожность.

     При низких оценках человек безмятежен, хладнокровен, спокоен, уверен в себе. При высоких оценках человеку свойственны тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность26.

     Фактор Q1. Консерватизм –  радикализм.

     При низких оценках человек характеризуется консервативностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям. Он знает, во что должен верить, и, несмотря на несостоятельность каких-либо принципов, не ищет новых, с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям. Он противится переменам и не интересуется аналитическими и интеллектуальными соображениями.

     При высоких оценках человек критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремится быть хорошо информированным. Более склонен к экспериментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает.

     Фактор Q2. Конформизм – нонконформизм.

     При низких оценках человек зависим  от группы, следует за общественным мнением, предпочитает и работать. И принимать решения вместе с другими людьми, ориентируется на социальное одобрение. При этом у него зачастую отсутствует инициатива принятия решений.

     При высокой оценке человек предпочитает собственные решения, независим, следует по выбранному им самим пути, сам принимает решения и сам действует. Однако он не всегда доминантен, т.е., имея собственное мнение, он не стремится навязывать его окружающим. Нельзя сказать, что он не любит людей, он просто не нуждается в их одобрении и поддержке.

     Фактор Q3. Низкий самоконтроль — высокий самоконтроль

     При низких оценках наблюдаются недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе, человек не обеспокоен выполнением социальных требований.

     При высоких оценках — развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует свои эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца. Ему свойственны целенаправленность и интегрированность личности. В отличие от социальной нормативности поведения (фактор О), этот фактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения27.

     Фактор  МD. Адекватность самооценки

     Чем выше оценка по этому фактору, тем  в большей степени человеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя. 

     Уровень субъективного контроля.

     Опросник  уровня субъективного контроля (УСК), предназначен для того, чтобы определить, в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Благодаря опроснику можно определить какое влияние человек может оказывать на организационную среду.

     Шкала общей интернальности.

     Высокий показатель по этой шкале соответствует  высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по этой шкале, соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.

     Шкала интернальности в  области достижений.

     Высокие показатели по этой шкале соответствуют  высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Они сами строят свою карьеру, не пользуясь связями и не надеясь на удачу. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

     Шкала интернальности в  области неудач.

     Высокие показатели по этой шкале говорят  о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Такой человек может сильно переживать из за ошибок в выполнении своей работы. Низкие показатели, свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

      Шкала интернальности в  области производственных отношений.

     Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении.

     Шкала интернальности в  отношении здоровья и болезни.

     Высокие показатели, свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем, считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. Низкий показатель, указывает на то, что он склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению - невезению.

Информация о работе Влияние индивидуальных особенностей личности на организационное поведение